Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Славянские календарно-обрядовые праздники. Зимние святки.
Святки, коляды – один из самых больших, шумных и веселых многодневных народных праздников. Под святками славянские народы понимали две недели зимних праздников, начинающихся с Рождества Христова и заканчивающихся Крещением. В древности на этот период попадало сразу несколько знаменательных дат: зимний солнцеворот, Васильев день (Новый год), делящий святки пополам, конечно, Рождество Христово(7 января) и Крещение (19 января). В восточнославянской мифологии существовал ритуальный персонаж, связанный с Новым годом, - Авсень (Овсень, Баусень, Таусень, Усень). Божество Авсень – «возжигающее солнечное колесо и дарующее свет миру», божество, олицетворявшее поворот солнца и приводящее с собой утро дня или утро года. Праздник Авсеня - это праздник новорожденного солнца. Дневной свет начинает побеждать ночную или зимнюю тьму. Имя Авсеня чаще всего звучит в колядках, например: «Авсень, Авсень, шелковая борода, золотая голова, подай пирога или курочку с хохолком, петушка с гребешком, подай денежку с орлом и копеечку с копьём». В центре праздника авсеневый ритуал: Авсень идет по дорожке, находит топор, срубает им сосну и строит мост, по которому идут или едут три брата – три праздника – Рождество, Васильев день и Крещение. Во время святок накладывается запрет на работу. Первая половина святок называется святые вечера; вторая половина – страшные вечера. Страшные вечера – это время разгула нечистой силы и появление на земле душ умерших. Объясняется это тем, что Бог радуется рождению сына и выпускает погулять по белому свету нечистую силу и души умерших, где они и остаются до Крещения. Считалось, что умершие предки посещают свои дома. Для них готовится поминальная еда, во дворах разжигаются костры, возле которых души могут обогреться. Особое значение имела общесемейная трапеза. Для этой трапезы готовили нечетное количество блюд, обязательно на столе были блины, овсяный кисель и кутья (круто сваренная каша из ячменной или пшеничной муки, с медом). Ужин начинался с поминальной молитвы. На стол клали лишние ложки (для умерших родственников), хозяйка выходила на порог, приглашала души к столу. Для святочных праздников были характерны очистительные обряды: подметание в доме и выбрасывание мусора в пустынные места подальше от дома, сожжение рождественской соломы или разжигание костров, надписывание освященным мелком крестов на дверях и воротах. На святки во многих места производили «обновление огня»: гасили в домах все огни и зажигали новые от «живого огня». Сохранился обычай рядиться на святки в животных, а также в различных мифологических персонажей («велесовы дни»). Подобное ряжение почиталось благочестивыми людьми за грех, поэтому все ряженые обязаны были после «очищаться», т.е. купаться в проруби в день Богоявления. Ряженые повсеместно участвовали в игрищах, разыгрывали различные сценки и т.д.; кроме того, они обязательно участвовали в колядовании, обрядовых обходах. Участники святочных колядных обходов воспринимались народом как священные гости, посланники с неба; их одаривали обрядовой пищей, предназначавшейся только для духов. Колядующие ходили по домам в вечернее время и ночью специально для того, чтобы получить от хозяев обрядовую пищу и высказать благопожелания, облаченные в форму колядных песен. Если хозяева отказывались наградить колядующих, те могли даже прибегнуть к угрозам. Центр девичьих развлечений в святочное время составляли всевозможные гадания о судьбе и замужестве. Гадание считалось делом нечистым и очень опасным: во время гадания человек сознательно входил в контакт с нечистой силой. Способы гаданий были самые разнообразные: поблюдное гадание, гадание на петуха, гадание у бань и овинов, гадание у зеркала и т.д. Гадания занимали важное место в святочных празднествах, но центром всего веселья считались посиделки. Парни и девушки рядились в одежду противоположенного пола, устраивали различные игры («игра в блины», «игра в быка», «игра в покойника»). Для любознательных.
Проверь себя, ответив на вопросы: Какое время называется святками и почему? Кто такой Авсень и какое он имеет отношение к святкам? Какие основные моменты включало в себя празднование святок?
|