Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Домовой и Кикимора.






 

Жители русских, белорусских и восточнославянских деревень до сих пор верят в то, что каждый дом и каждая семья имеет домашнего духа - домового.

Домовой, домовик, доможил, домовой хозяин, дёдушка, дёдушка-сосёдушка, сусёдко,

доброжл, доброхот, жировик, лизун и т.п. — благожелательный дух дома, покровитель хозяйства. Домовыми часто называли практически всех домашних духов (выделяя только банника и овинника); собственно же домового иногда, «для выдела от прочих и в отличие от них», именовали «доможил» (т.е. живущий в доме вместе с людьми и «ведающий» только избой, а не всем двором сразу).

По некоторым поверьям, домовой выглядит как плотный, не очень рослый мужичок, который ходит в коротком смуром зипуне, а по праздникам в синем кафтане с алым поясом; летом же он ходит в одной рубахе. Он всегда ходит босиком, так как мороза не боится и притом, как говорят, «всюду дома». На вид домовой неуклюж, как медведь; у него порядочная седая борода, волосы острижены в скобку, но довольно косматые и частично застилают лицо. Часто верили, что он «весь оброс мягким пушком, даже подошвы и ладони, но лицо около глаз и носа нагое»; «ладони его в шерсти, а ногти длинные и холодные» и т.д.

Согласно народным поверьям, домовой может обернуться дымчатой кошкой, гадюкой или ужом, мышью, крысой, собакой, лаской, лягушкой, жабой, петухом, белкой, серым бараном, коровой, свиньей, ягненком, черным зайцем, медведем; может принять вид прыгающего мешка с хлебом или кормом, кома снега, соломенной копны, клубка шерсти и пр.; изредка является ветром и т.п.

Домовой, по народным поверьям, заботится о хозяйстве. Если он в дружбе с хозяевами дома, то всячески помогает им: прибирает в доме, следит за порядком и т.гг. Верили, что домовые могут таскать из чужих домов корм для скота, припасы и пр. в свой дом; поэтому хозяева, которые дружат с домовым, обычно бывают богаты, у них в доме всегда бывает достаток, благополучие и т.п. Во многих местах домового считали стражем хозяйского добра и верили, что он охраняет дом от воров (нередко, принимая облик хозяина и всю ночь расхаживая по двору с вилами в руках); в случае же кражи он, по некоторым поверьям, ходит в дом вора и воет там в переднем углу до тех пор, пока вор не возвратит похищенного. Кроме того, нередко считалось, что в случае пропажи скота домовой может отправиться на поиски и пригнать скот домой.

Считалось, что иногда домовой шумит и проказит в доме, особенно если хозяева ему чем-то не угодили: стаскивает и сваливает ворохом все, что попадется (одежду, домашнюю утварь и пр.), аукает на дворе, гремит посудой, дразнит лошадей, заржав и т.д. Обычно домовой ходит бесшумно, но иногда расхаживает по дому, шаркая или топая.

По народному убеждению, если в семье часто бывают покойники, то это «в доме завелась нежить, хозяюшко не любит живущих», «в доме нет большие жиры», и т.п.

Домового повсюду считали «вещуном» и верили, что он предсказывает счастье или беду домочадцам. Так, верили, что к беде домовой стонет, охает и плачет под печкой или в переднем углу подпола, и непременно басом: «Ух, ух, к худу». Желая известить о чем-то хозяев, он стучит и «шебуршится», ходит, возится под полом и на чердаке; перед смертью хозяина воет ночью; к радости, добру играет песни и скачет, смеется; к свадьбе крякает, играет на гребенке и т.д. В некоторых местах рассказывали, что в старину перед войной или другой большой бедой домовые со всего села выходили и выли на выгонах.

Считалось, что домовой более знается с мужчинами, но иногда проказит и с бабами, особенно если они крикливы и бестолковы. Если же обитатели дома оказываются хорошими хозяевами, то домовой во всем помогает им, заботится о хозяйстве и всячески выражает хозяевам свое расположение. Так, во многих местах рассказывали о стариках, которым домовой заплетал косичкой бороды, и о женщинах, которым домовой по ночам заплетал косы.

В целях умилостивления домового обычно пробегали к разным жертвоприношениям. Так, в подарок домовому приносили различные угощения (хлеб с солью, блины, кашу, яйца), нюхательный табак, а также цветные лоскутки с изображением св. Егория мишуру или блестки. Подарки и угощение для домового оставляли в разных местах: на печном столбе, в подпечке, под застрехами, в углах хлева, под яслями и т.д.

Домового обязательно чествовали в особые дни — «праздники домового». Так, на Ефима Сирина (7.II) справляли «именины домового»; в этот день домового «закармливали», оставляли ему еду (обычно кашу) на загнетке с просьбой беречь скот. В день Иоанна Лествичника (12.IV) домовой, по народному убеждению, празднует наступление весны; он бесится, шалит, сбрасывает шкуру, подкатывается хозяевам под ноги и т.п.

Переезжая на другое место, домового обязательно зазывали с собой. Так, при переходе в новый дом «насыпали па лапоть из-под печки» и приговаривали: «Домовой, домовой, не оставайся тут, а иди с нашей семьей», «Дедушка, соседушка, иди к нам», и т.п. При этом домового могли «перевозить» не только в лапте, но и на помеле, на хлебной лопате, в горшке вместе с углями из старого очага и т.д. В некоторых местах в новую избу входили с кошкой или поленом, приглашая домовых: «Хозяин с хозяюшкой, спасибо большое, а в новый дом пожалуйте вместе, на веселое житье». Считалось, что без приглашения домовой не покинет старого дома; если же хозяин не позовет с собой домового, то на новом месте не будет водиться скотина и ни в каких делах не будет «спорыньи».

У кикиморы нелегкий нрав. Тощенькая, маленькая, голова с наперсточек, а злобности и каверзности в ней на троих хватит! А уж так быстра и увертлива, что и не уследить за нею. Считается, что отцом кикиморы был огненный змей, а сама она проклята еще до своего рождения. Наставниками ее были злые колдуны, которые научили ее волшебству, всяким недобрым шуткам.

Тайком пробравшись в избу, поселяется кикимора в подполье или за печкой. И дальнейшие ее дела зависят от того, понравятся ей хозяева или нет.

Исследователи фольклора считают, что жена домового содержит в своем имени корень названия языческой Моры или Мары. Может быть, потому, что считается она духом злым и недоброжелательным, и стало слово «кикимора» у нас обидным.

Мужчин кикимора на дух не переносит. А с женщинами ее отношения складываются по-разному. Усердной, старательной хозяйке она покровительствует, помогает. Перемоет крынки, пока все спят, убаюкает не вовремя проснувшегося младенца. А то и поможет тесту хорошо взойти, чтобы получились пироги на славу.

Зато если невзлюбит она хозяйку, то так может устроить, что не жить той в своей избе. Не зря на Дону казаки, бывало, говорили в сердцах нерадивой жене: «Домовиха тебя забери!» Неумехам и лентяйкам своим каверзами сильно жизнь портит.

 

 

Домовые. Деревянные фигурки.

 

Для любознательных.

Строительство дома было для славян исполнено глубочайшего смысла, ведь человек при этом уподоблялся Богам, создавшим Вселенную. Он тоже строил свой мир, создавал из разрозненных частей и на пустом месте что-то новое, чего не было в природе. Соответственно, огромное значение придавалось выбору времени для начала работ, выбору места для новой избы и, конечно, выбору строительных материалов.

Современные исследователи пишут, что некоторые породы деревьев по своим биоэнергетическим особенностям и вправду необычайно «доброжелательны» к человеку, «подпитывают» его энергией. Если к такому дереву прижаться ладонями и затылком, ощущается прилив сил, отступает плохое настроение и физическая слабость. Эти-то деревья и почитались в языческие времена: дуб, берёза, сосна, на Украине — каштан. А другие породы (издревле «поганые»), наоборот, ухудшают наше самочувствие и здоровье. Достаточно хотя бы мысленно сравнить «священную дубраву» и заболоченный чёрный осинник пополам с ельником, в котором, согласно поговорке, «хоть удавиться»... Не случайно гласит одна из народных легенд, что «на осине Иуда повесился, с тех-то пор на ней листья дрожат, а под корой — красная кровь»...

К «поганым» причисляют, увы, и тополь, очень распространённый у нас в городах. «Поганые» деревья иногда помогают, «снимая» у нас вместе с «тёмной» энергией излишнее напряжение, судороги, головную боль. Неспроста заговор от зубной боли произносили «на осину» и тёрли дёсны кусочком этого дерева. Народные рецепты также рекомендуют класть осиновое полено в ноги — от судорог, к голове — от головной боли. Осиновое поленце клали в квашеную капусту, чтобы она не перекисла. Вот вам и очередной образец вполне практической мудрости, записанной не формулами, а языком мифа... А чего стоит знаменитый осиновый кол — подчас единственное оружие, способное остановить злобную нежить?

Проверь себя, ответив на вопросы: Как выглядел домовой? Домовой приносит вред или помогает по хозяйству? Может ли домовой предсказать будущее? Может ли домовой предсказать будущее?

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал