Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общественный и государственный строй Древнего Египта. Характерные черты древнеегипетского права.






Древний Египет, как гос-во сложилось в северо-восточной части Африки, в долине, в которой располагалось по нижнему течению реки Нил. Перед образованием единого египетского гос-ва на его тер-и было примерно 40 отдельных областей – номов, во главе их стояли правители – номархи. Изначально номы объединились в две самостоятельных гос-ва: Верхний Египет, Нижний Египет. К концу IV тыс. до н.э. фараон Верхнего Египта Менес утановил контроль над своей тер-й страны.

История Др. Египта делиться на ряд периодов: 1) Период Раннего царства (3100- 2800 гг. до н.э.), время царствования первых трех династий египетских фараонов. 2) Период древнего царства (около 2800-2250 гг. до н.э.) в который включается время царствования 3-4 династий египетских фараонов. 3) Период Среднего царства (около 2250 – 1700 гг. до н.э.) – время царствования 11-12 династий египетских фараонов. 4) Период нового царства (около 1575 – 187 гг. до н.э.) – время царствования 18-20 династий египетских фараонов.

Государственный строй. Это гос-во было централизованным почти на всех этапах своего развития, за исключ. Кратких периодов распада, в нем работал централизованный бюрократический аппарат, в кот. входили правители номархи; храмовые жрецы; вельможи; царские чиновники различных рангов. Фараон: был главным законодателем и судьей; от него, по мнению египтян, зависели урожай, справедливость в гос-ве и его безопасность; ему принадлежало верховное право на земельный фонд; власть передавалась по наследству; но его власть сдерживалась религиозно-моральными нормами справедливости (маат), следование которым считалось особой заслугой царя-бога. Аменхотеп III (1491-1424 гг. до н.э.), например, в своих надписях указывал, что он всегда " соблюдал закон", т.е. установленный в Египте правопорядок. Отсюда двойственное представление египтян о носителях власти. Фараон не только Бог, но и человек, который умирает как все, впадает в грехи, приходит к " Суду вечности", обремененный хорошими или дурными делами, и может быть осужден. Двойственность представлений египтян о власти отражалась и в особенностях управленческого аппарата древнеегипетского государства, который, несмотря на свою многочисленность, был слабо дифференцирован. Почти все чиновники Египта были одновременно связаны с хозяйственной, военной, судебной и религиозной деятельностью.

Общ. строй. Госп. класс др. общ-ва сост. рабовладельческая знать и жречество. Положение знатного человека определяется: древностью рода; величиной землевл.; и занимаемой должностью. Бюрократия в Др. Ег. была силой, армия чиновников была колоссальна, а карьера чиновника была престижной. Осн. масса сельского населения лично-свободно, жила в деревнях (сельских общинах). Росло значение раб. труда. Ист: военнопленные, кабальные договоры. Население сложилось из объединенных хаттских племен: 1)политическая власть сосредоточена в одном центре; 2) права и собственность определяются центральной властью; 3)собственность слабо гарантирована; 4)в обществе и государстве преобладает произвол (деспотизм фараона).

Социальная иерархия: Фараон – сын Ра, Везир – чатти, Жрецы, высшие вельможи, Чиновники, Стражи, Земледельцы (общинники), Рабы.

Общественные институты: Община, патриархальная семья, управляющие сословия: чиновники, жрецы, писцы, контролеры. Жрецы были самыми уважаемыми, они составляли законы, которые не дошли до нас.

Источниками права в Древнем Египте были 1. правовые обычаи. 2. Указы фараона. 3. Религиозные тексты (книга Мертвых). 4. Вещания жрецов оракулов, распоряжения джати (1го помощника фараона). 5. Международные договора.

В Египте существовало несколько видов земельных владений: государственные, храмовые, частные и общинные. Вся земля в Египте - собственность фараона. Он мог передавать землю во владение храмам. Чиновники, воины и жрецы получали во владение землю, инвентарь и рабов вместо жалования за службу. Земельные угодья также находились во владении сельских общин. Можно было совершать различные сделки с землей: дарить, продавать, передавать по наследству.

В частной собственности было и движимое имущество: рабы, рабочий скот, инвентарь и пр.

Существовали несколько видов договоров – договор займа, договор найма, купли-продажи, аренды земли, поклажи, товарищества.

Обязательства. Для заключения договора требовалось произнести торжественную клятву в при-

сутствии жрецов, позже договор можно было заключить и в письменной форме. Купля-продажа земли

позволялась представителям высших сословий. В VII в. до н. э. некоторые категории крестьян получи-

ли право продавать свои земельные наделы. Заключение договора купли-продажи земли и другой

недвижимости сильно формализовано. В Египте был распространен договор займа. До VII в. до н. э.

в случае неуплаты долга в срок кредитор мог обратить в рабство должника или членов его семьи, за-

хватить имущество должника. Видами обеспечения исполнения договора займа служил залог мумии

отца или мумии самого должника. В VII в. до н. э. установлен максимальный размер процентов по займу. Сельскохозяйственные угодья сдавались в аренду на один год, обработка земли считалась не

только правом, но и обязанностью арендатора. Вознаграждением арендодателя являлась доля полученного урожая. Договор хранения являлся безвозмездной сделкой.

Семья и наследственное право. Распространены браки между родственниками, на ранних этапах проявляются пережитки матриархата. Женщина всегда занимала высокое положение в семье. Права мужчин постепенно расширялись, у египтян появлялись гаремы. Для семейных отношений Древнего Египта было характерно довольно высокое положение женщин в семье. Брак заключался на основе договора, от имени жены и мужа. Приданое жены оставалось ее собственностью, допускалась и передача жене всего имущества семьи. Развод был свободен для обеих сторон. Наследниками по закону были дети обоего пола. Завещание могли составить и мужчины, и женщины.

Уголовное право Древнего Египта знало следующие виды преступлений: 1) государственные – измена, заговор, мятеж, разглашение государственной тайны; 2) религиозные – убийство священных животных, чародейство; 3) против личности – убийство; 4) против собственности – кража; 5) преступления против чести и достоинства – прелюбодеяние, изнасилование.

Основной целью наказания было устрашение. Виды наказаний: * штраф * тюремные заключения * членовредительство * смертная казнь.

Преступления и наказания. Смертная казнь назначалась за измену, разглашение государственной тайны, чародейство, умышленное убийство священного животного, загрязнение Нила нечистотами. За кражу, подлог, подделку монет преступнику отрубали руку. За прелюбодеяние у женщины отрезали нос, а мужчину кастрировали.

Судопроизводство. Суд не был отделен от управления. Высшие чиновники являлись и высшими судьями. Верховным судьей выступал сам фараон. Процесс не делился на гражданский и уголовный.

Процесс начинался по жалобе потерпевшего и носил форализованный характер. В качестве доказательств служили свидетельские и вещественные доказательства. Допускались пытки. Делопроизводство носило письменный характер.

 

 

Государства Древнего Двуречья. Общественный и государственный строй Древнего Шумера и Древнего Вавилона. Древнейшее законодательство Двуречья. Законы Хаммурапи: общая характеристика свода судебных правил, система и принципы его составления, области правового регулирования.

 

IV тыс. до н. э. В долине рек Тигр и Евфрат возникают поселения-земледельцев, разросшихся общин или групп общин, в центре которых были храмовые комплексы, посвященные тому или иному божеству. Земледелие требует проведения оросительных работ. Сельские общины сращиваются с соседними поселениями. В центре группы общин - храмовые комплексы, служители которых выполняют функции управления.

3 тыс. до н. э. На месте самых крупных общин, относящихся к племенам шумеров и аккадян, вырастают города-государства. Городами правят цари, выбираемые общинными советами. Советы и храмы наделены судебными полномочиями. В хозяйствах верхушки общества применяется труд рабов. Рядовые земледельцы не участвуют в обработке царских и храмовых земель. Эта группа населения обязана уплачивать налог в казну, она вовлечена в общественные работы. Соседние города-государства начинают борьбу за влияние в регионе, которая затухает после возвышения в XXIV в. до н. э. Аккада, правитель которого (Саргон Аккадский) объединяет бывшие города-государства и становится властителем аккадско-шумерской державы. Царская власть приобретает наследственный характер.

Конец XIX в. до и. э. - конец XVI в. до н. э. Время господства. Древневавилонского царства (царь Хаммурапи). Существование империи поддерживается религией, в основе которой - культ Мардука. Царь пользуется неограниченной законодательной властью, возглавляет государственное управление. Во всех крупных городах учреждены царские суды. Решения всех судов окончательны, так как нет высших инстанций. Глава государства может лишь помиловать приговоренного к смертной казни. Судебная деятельность храмов ограничена, их роль сводится к принятию клятв и участию в ≪ ордалиях≫. Существуют специальные судебные должности писцов, глашатаев, полицейских и исполнителей. Военная служба считается ≪ вечной≫. Воины получают земельные наделы от царской власти, государство гарантирует неприкосновенность таких наделов в случае пленения бойца. Принадлежащие воину поле, дом, сад исключены из торгового оборота. Армия охраняет порядок в Вавилоне. Страна разделена на области, которыми управляют царские чиновники. В обязанности этих служащих входят: сбор налогов, созыв ополчения, поддержание порядка, контроль над главами общин.

XV-XI вв. до н. э. Могущество Вавилона истощается, возвышается Среднеассирийское царство. Ассирийцы заимствуют религию, искусство, принципы организации власти у вавилонян.

VII-VI вв. до н. э. Вавилон переживает очередной подъем, строится нововавилонское царство (правитель Навуходоносор). В VI веке до н. э. Вавилон поглотит персидская империя династии Ахменидов. ВIV веке до н. э. его покорит Александр Македонский.

Соц. структура Месопатамского общества была довольно сложной, потому что была связана: 1) с многоукладным хар-ром экономики; 2) незавершенностью процессов образования классов; 3) ранним и относительно высоким уровнем развития товарно-денежных отношений, развивавшихся главным образом в царско-храмовом хоз-ве и не затронувших, в значительной мере общинного производства.

Значительное место в зак-ве Месапотамии занимали правонарушения, причиняющие ущерб личности или имуществу чел-ка, влекущие за собой наказание в форме возмещения этого ущерба; кража, нанесение телесных повреждений, нарушение собственнических прав господина на раба, колдовство, насилие над женщиной и т.д. Суровые наказания предполагались за лжесвидетельство, клевету.

Отличительная черта Месапотамского зак-ва – его жестокость. Большое кол-во преступлений каралась смертной казнью, применявшейся и по принципу Талиона не только в случае умысла преступника, но и по его неосторожности.

Смертная казнь могла быть в форме сожжения, утопления, сожания на кол; существовали и членовредительские наказания: отсечение рук, пальцев, отризание уха, языка и т.д.

Источники права: обычаи и акты верховного правителя (среднеассирийские законы, законы царя Хаммурапи (ЗХ) и др.).

Законы вавилонского царя Хаммурапи: история создания, структура изложения, основные институты и нормы. Составлен в XVIII в. до н.э. по указанию и, возможно, с участием самого Хаммурапи. Законник обнаружили французские археологи в 1901 году. Черный базальтовый столб, на котором высечен текст законов, сохра­нил изображение Хаммурапи. Законы написаны на живом разговорном вавилонско-аккадском языке. Формулировки закона четкие, ясные. Он состоит из трех условных частей: введения, перечня 282 статей и заключения. Следуя традиции, Хаммурапи провозглашает себя поборником Справедливости, Истины, Милосердия.

Источниками сборника послужили: обычное право; шумерские судебники; нововавилонское законодательство, судебные казусы.

Элементы правового положения некоторых категорий населения по ЗХ. Рабовладельцы делились на две группы: авилумов и мушкенумов. Последние занимали более низкое положение в социальной иерархии. Преступления против личности мушкенума считались менее тяжкими, чем против авилума. Рабы - собственность хозяина. Рабами становились военнопленные, дети, рожденные от рабыни или проданные в рабство родителями. В Вавилоне было распространено и долговое рабство (до 3 лет). Раб мог владеть собственным имуществом, совершать сделки.

Право собственности и обязательственное право по ЗХ. При царе Хаммурапи собственность на землю достигла наивысшего уровня развития. В Вавилоне существовали следующие виды земельной собственности: царская; храмовая; общинная; личная. Царским и храмовым хозяйством управлял царь. Частная собственность находилась под защитой. Оборот имущества (в том числе и земли), предоставленного царской властью под условие несения службы государству, значительно ограничен. Сделки об отчуждении имущества имели письменную форму. В некоторых случаях требовалось присутствие свидетелей и произнесение клятвы покупателем. ЗХ подробно регулируют отношения сторон в рамках договоров купли-продажи, аренды, личного найма, займа, хранения.

В Законах упоминаются различные виды имущественного найма: помещений, домашних животных, судов, повозок, рабов. Устанавливается плата за наем вещей, а также ответственность в случае потери или гибели нанятого имущества. При помощи договора личного найма нанимали сельскохозяйственных рабочих, врачей, ветеринаров, строителей. Законами определяются порядок оплаты труда этих лиц и их ответственность за результаты труда. Особенностью законодательства Хаммурапи в отношении договора займа (как денежного, так и натурального) является стремление оградить должника от кредитора и предотвратить развитие долгового рабства. Законы подробно регулировали следующие положения:

- ограничение максимального срока отработки долга тремя годами;

- ограничение процентов, взимаемых ростовщиком;

- ответственность кредитора в случае смерти должника в результате жестокого обращения с последним.

Брак по ЗХ. Брак заключался при помощи договора. В Вавилоне допускались браки рабов и свободных. Дети, рожденные в таких браках, признавались свободными. Жена занимала в семье достаточно высокое положение, но муж все же имел над ней значительную личную власть. Мужчина мог жениться на другой женщине, а бывшую жену оставить в доме как рабыню. Мужчина мог развестись свободно, но для женщины развод был затруднен.

Преступления и наказания по ЗХ. Общего понятия преступления и перечня всех деяний, которые признаются преступными, Законы Хаммурапи не дают. Однако из содержания правовой компиляции можно условно выделить три вида преступлений: против личности (неосторожное убийство; различного рода членовредительства: повреждения глаза, зуба, кости. Отдельно отмечалось причинение побоев); имущественные (кражу скота, рабов); против семьи (прелюбодеяние, т.е. неверность жены, но не мужа, кровосмешение, действия, подрывающие авторитет отцовской власти).

Цель наказаний - возмездие.

Характерные черты вавилонского уголовного права: 1) назначение наказания по принципу талиона (око за око, зуб за зуб); 2) наказание за одно и то же преступление различается в зависимости от того, кем является виновный (потерпевший): авилумом, мушкенумом или же рабом; 3) широкое применение смертной казни (путем утопления, сожжения, сажания на кол, повешения); 4) коллективная ответственность общины за грабеж в тех случаях, когда неизвестна личность преступника; 5) казуистичность.

Судопроизводство. В вавилонском праве не выделяются различия между гражданским и уголовным процессом. Судебные доказательства: клятва, свидетельские показания, письменные документы, ордалии (испытания водой). ЗХ устанавливают строгую ответственность за лжесвидетельство и безосновательные обвинения на суде.

 

 

Общественный и государственный строй Древней Индии. Сословно-варновое деление древнеиндийского общества. Источники права Древней Индии. Дхармашастры. Артхашастра. Законы Ману: общая характеристика, регулирование имущественных и брачно-семейных отношений, преступления и наказания, судебный процесс.

 

Гос-во образов. в пятиречье Инд и Ганг. В 3е тыс. до н.э. в долине рек развиваются земледелие, скотоводство, ремесло, торговля. Индия заселена племенами мундов и дравидов.

2-я пол 2 го тыс. до н.э. на индию нападают развитые арийские племена, которые оттесняют мундов и дравидов. Из союзов племен складываются слабые государственные образования. Долгое время в Индии отсутствует сильная центральная власть. Имущественное неравенство отдельных групп населения влечет разделение общества на классы: на 4 варны – брахманы, кшатрии, вайшиев, шудр.

2я. пол. 1-го тыс. до н.э.разворачивается борьба двух относительно крупных государств – Кошалы и Магадхи. Магадха одерживает победу. Победители подчиняют своей власти разнообразные государственные образования. Усиление позиций Магадхи приводит к возникновению централизованного индийского государства – империи Маурьев (IV в. до н.э. – II в. до н.э.) расцвет которого приходится на время правления Ашоки (III в. до н.э.).

В империи маурьев раздел. центральное и местное управление. Центр. – монарх + паришад (совещ. орган при царе-8 высш. сановников) + чиновники (по разл. сферам). Страна разделена на провинции (во главе царские фамилии), округа (чиновники), области и деревни (староста – сбор налогов, поддерж. обществ. порядка, сбор сходок).

Глава государства - ≪ божество с телом человека≫, его обязанностями считаются: охрана подданных, осуществление правосудия (вместе с брахманами - индийскими жрецами), управление административным аппаратом государства (назначение должностных лиц и контроль за их деятельностью), ежегодное взимание налогов, организация общественных работ, борьба со стихийными бедствиями и голодом. Царь должен чтить брахманов, слушаться их советов. В империи Маурьев разделяется центральное и местное управление. Аппарат центрального управления помимо мо-

нарха включает мантрипаришад (совещательный орган при царе), а также чиновников, ведающих царским хозяйством, сбором налогов, торговлей, снабжением войск. За работой всех служб следят инспекторы-шпионы, тайные агенты царя. Чиновники назначаются правителем или занимают свою должность по наследству.

Местное управление. Страна поделена на провинции, которыми управляют члены царской семьи. В состав провинции входят округа и области, возглавляемые чиновниками. В свою очередь, область состоит из нескольких деревень. В каждой деревне есть свой староста, ответственный за сбор налогов и поддержание общественного порядка, действуют советы старейшин, собираются общинные сходки.

В Древней Индии сосуществуют судебные системы различных уровней: иски (обвинения) рассматриваются царем вместе со ≪ знающими брахманами≫, областными чиновниками, внутриобщинными судами. Характерная черта индийской армии - кастовость. Только кшатрии могут заниматься военным делом.

При характеристике права Древней Индии особое внимание уделяется дхармашастрам (дхрм) и артхашастрам (артх). Дхрм. (Законы Ману, Дхрм. Яджна-валькьи, Дхрм. Нарады и др.) составлялись брахманами для своих учеников. Постепенно эта религиозно-философская литература приобретает значение источников права, устанавливающих общеобязательные правила поведения. Артх. (Артх. Каутильи и др.) – это сочинения царских чиновников (кшатриев) на политико-правовые темы.

Правовое положение населения. Наилучшими среди людей считались брахманы. Они занимались изучением Веды (священных книг), приносили жертвоприношения; кшатрии - охраной подданных и управлением государства; вайшии - скотоводством, земледелием, ремеслом, торговлей; шудры служили высшим варнам. В Древней Индии существовало рабовладение. В некоторых случаях шудры отождествляются с рабами. Помимо варн общество дробилось на более мелкие группы - касты и подкасты. На низшей ступеньке социальной лестницы находились касты ≪ неприкасаемых≫.

Брахманы – варна, в которую вошли знатные жреческие роды, и кшатрии – варна, в которую вошла военная знать. Этим двум варнам противостояла основная масса свободных общинников, составлявшая третью варну – вайшьев. Участившиеся войны и усиление имущественного и общественного неравенства привели к появлению большого количества людей, не являвшихся членами общин. Этих людей называли шудрами. Они составляли четвертую низшую варну. Если чужаки и принимались в общину, то равных со свободными общинниками прав не получали. Они не допускались к решению общественных дел, не участвовали в племенном собрании. Для каждой варны была сформулирована своя дхарма, т.е. закон образа жизни.

Правовое регулирование имущественных отношений. Праву Древней Индии известны понятия владения и права собственности, движимого и недвижимого имущества, недействительность сделок. Земля могла находиться в государственной собственности, во владении общины или семьи. Преимущественным правом покупки земли, находящейся в частном владении, пользовались родственники, соседи и кредиторы продавца. Способами обеспечения исполнения обязательств являлись штраф, залог, заклад родственников и самозаклад за долги, поручительство.

Семья и наследование. Женщины вступали в брак с 12 лет, а мужчины с 16. Браки представителей разных варн не приветствовались, они допускались лишь в том случае, если жених обладал более высоким статусом, чем невеста. Древнеиндийская семья носила патриархальный характер, женщина в ней занимала подчиненное положение. Дхарм. предусматривают множество случаев, когда мужчина мог оставить свою жену или взять в дом другую. Развод по инициативе женщины не допускался дхарм., но упоминался в артх. Наследство скончавшегося отца делилось поровну между его сыновьями. Не имели права на долю в наследстве отца дочери, сыновья ≪ дважды рожденного≫ и шудрянки, калеки и слабоумные. Жена, хранящая верность умершему мужу, могла пользоваться стридханой, которая состояла из средств к существованию и личных украшений женщины.

Государственный строй. Развивалась концепция единоправителя, власть которого будто бы распространялась на огромные территории. Царь стоял во главе гос. аппарата и обладал законодательной властью. Царь сам назначал крупных государственных чиновников, являлся главой фискальной администрации, верховным судьей.

Поскольку при дворе часто устраивались заговоры, особое внимание уделялось охране царя. Большое значение придавалось службе надзора.

Большую роль при дворе играл царский жрец, принадлежавший к влиятельному брахманскому роду.

Большую роль в управлении государством играл совет царских сановников - паришад. Занимался проверкой всей системы управления и выполнением приказов царя. Кроме паришада существовал узкий тайный совет, состоящий из нескольких особо доверенных лиц.

Территория государства делилась на провинции, из которых четыре главные провинции обладали особым статусом. Во главе этих провинций находились царевичи. Наряду с делением на главные провинции существовало деление на обычные провинции, области, округа. Высокое положение занимали специальные чиновники по охране границ.

Законы Ману- основной правовой документ Древней Индии. Регулирование имущественных и брачно-семейных отношений. Преступления и наказания.

Законы Ману состоят из 12 глав и 2685 статей. Главное в Законах Ману – закрепление существующего варнового строя. Особенностью Законов Ману является религиозная окраска всех его положений.

Право собственности. Законы указывают 7 возможных способов возникновения права собственности: наследование, получение в виде дара или находки, покупка, завоевание, ростовщичество, исполнение работы, а также получение милостыни. Ещё одним способом приобретения права собственности была давность владения (10 лет). Среди основных видов собственности Законы называют землю (была царская, общинная, частная). За незаконное присвоение чужой собственности (чужого участка земли) накладывался большой штраф. Также Законы Ману охраняют и движимое имущество. Наиболее значительным из него было: рабы, скот, инвентарь.

Обязательства. Обязательственные отношения получили в Законах Ману довольно тщательную разработку. В основном в Законах говорится об обязательствах из договоров, например, договор займа, найма, аренды земли. Купля-продажа является одним из договоров, о котором упоминается в Законах Ману. Договор считался действительным, если совершался в присутствии свидетелей и в качестве продавца должен был выступать собственник вещи. В течение 10 дней после совершения купли-продажи сделку можно было расторгнуть без каких-либо уважительных причин. Упоминается в Законах Ману договор дарения. Сделка расторгается таким же образом, как и заключается. Законам Ману известны были и обязательства из причинения вреда. В качестве основания для возникновения такого обязательства называется порча имущества, вред, причиненный движением повозки по городу. При этом виновный должен был возместить причиненный ущерб и уплатить штраф царю.

Брачно-семейные отношения. Для Древней Индии характерна большая патриархальная семья. Глава семьи – муж. Законы Ману определяют положение женщины следующим образом: в детстве ей полагалось быть под властью отца, в молодости – мужа, после смерти – под властью сыновей, ибо “женщина никогда не пригодна для самостоятельности”. Законы Ману прямо требуют от жены почитать своего мужа, как бога. Муж мог иметь несколько жен, развестись с женой. Жена же не могла покинуть семью, даже если муж ее продал и оставлял, она продолжала считаться его женой. За измену жена подвергалась страшному наказанию, вплоть до смертной казни.

Наследования по завещанию древнеиндийское право не знало.

Преступления и наказания. Древнеиндийскому праву известны некоторые институты общей части уголовного права: необходимая оборона, как обстоятельство, исключающее преступность деяния; соучастие в преступлении; рецидив, как обстоятельство, отягчающее наказание. Преступникам из высших варн назначалось более мягкое наказание, чем представителям низших варн за те же преступления. Но из этого правила было исключение: наказание за кражу было более строгим для представителей высших варн. Кара, предусмотренная в дхар за какое-либо деяние, зачастую отличалась от установленного в артх наказания за то же преступление.

Среди видов наказания следует назвать смертную казнь (для брахмана она заменяется бритьем головы), членовредительские наказания (отрезание пальцев, рук, ног); штрафы, изгнание, тюремное заключение и другое.

Уголовное право и процесс. Среди преступлений, называемых Законами Ману, на первом месте стоят государственные (службу врагам царя, поломку городской стены, городских ворот). Более подробно Законы описывают преступления против собственности и против личности.

Среди имущественных преступлений Законы большое внимание уделяют краже. Меры, применяемые к вору зависели от того, был ли он задержан на месте преступления или нет, совершена кража днем или ночью. Пойманного с краденым и с воровским инструментом Законы предписывают казнить.

Серьезные преступления против государственной власти и религии (посягательство на государственную власть, проникновение в царский дворец, мятеж, похищение ≪ имущества богов≫ и др.) наказывались смертной казнью

Умышленное убийство влекло за собой смертную казнь. Убийство при защите себя, защите женщин и брахмана (необходимая оборона) не наказывалось. Наказание зависело от принадлежности виновного и потерпевшего к варне.

Наказывалось нанесение ран оружием, прикосновение нечистыми руками к нижней части тела другого человека, обливание другого человека нечистотами и т. д. При этом если потерпевший и преступник принадлежали к одной касте или статус потерпевшего был ниже положения преступника, то

виновный присуждался к уплате штрафа. Если же шудра посягал на личность человека из высшей касты, то действовало следующее правило: ≪ тот член, каким человек низший ударит высшего, у него должен быть отрезан≫. Мужчины при прелюбодеянии с женщиной той же варны наказывались высшим штрафом, в порядке расположения варн - средним, против порядка варн - смертной казнью; у женщины отрезался нос. Виновному в изнасиловании отрезали два пальца.

Судебный процесс. Процессуальные правила по гражданским и уголовным делам совпадали. Первой давала показания сторона, возбудившая дело. Ответчик (обвиняемый), как правило, не имел права выдвинуть встречный иск (обвинение). Участник спора, в показаниях которого выявлялись существенные противоречия, признавший собственную вину или совершивший побег из-под стражи, считался проигравшим дело. Стороны самостоятельно вызывали свидетелей в суд. По общему правилу не могли свидетельствовать лица, заинтересованные в исходе дела, родственники, калеки. ≪ При отсутствии надлежащих свидетелей, - гласят дхармашастры, - показание должно быть дано ребенком, стариком, рабом или слугой≫. Доказательства могли быть получены с помощью ордалий, которые заключались в испытаниях участвующих в деле лиц ≪ весами, огнем, водой, ядом≫.

 

 

Общественный и государственный строй Древнего Китая. Право Древнего Китая: источники, институты и нормы уголовного права, регулирование имущественных и брачно-семейных отношений, судебный процесс.

2 тыс. до н. э. В племенах, перешедших к оседлому образу жизни в долине реки Хуанхэ, набирает обо-

роты разделение труда, назревает раскол общества на классы.

XV в. до н. э. - XI в. до н. э. Период Шан (Инь). Создание государства Шан (Инь) стало итогом процессов разделения труда и выделения в обществе групп населения (классов). Вождь племени превращается в главу государства - вана, личность которого обожествляется, а родовая аристократия - в административный аппарат. Власть вана передается по наследству старшему сыну, чиновники также наследуют свои должности. В этот' период утверждается верховная собственность вана на все земли. Органы государства существуют за счет системы ≪ общественных полей≫. 1/9 часть земли, находящаяся во владении общины, обрабатывается всеми крестьянами-общинниками. Урожай, полученный с этой части, поступает на содержание аппарата управления. В конце XII в. Китай на-

водняют чжоусские племена.

11 в. до н. э. - 3 в. до н. э. Период Чжоу. Чтобы удержать под контролем обширную территорию, чжоусский ван передает завоеванные земли своим родственникам. Центр управления сосредоточивается в царском дворце. Придворные, обслуживающие правителя, ведают и государственными делами. Удельные княжества со временем отдаляются от политического центра и фактически обретают самостоятельность.

Княжества ведут войны с соседями, раздробленность приводит к упадку. В обществе зарождаются идеи объединения страны, которые вбирает в себя конфуцианская религия. В V в. до н. э. - III в. до н. э. происходит объединение китайских земель, что приводит к экономическому подъему. Система ≪ общественных полей≫ заменяется продуктовым налогом, размер которого зависит от величины земельного надела. В китайских правящих кругах становится популярной идеология легистов, выступавших за создание сильной государственной власти.

Государственный строй. В 3 в. до н. э. - 3 в. и. э. Периоды Цинь и Хань. Эпоха централизованного китайского государства. Правителя величают императором (ди), он - и главный судья, и верховный военачальник, и глава управления, и высший законодатель, распоряжался землей, ведал политической и экономической жизнью страны, При нем состоял совет знати. На втором месте после царя стоял его ближайший помощник с весьма широкой компетенцией. Должность этого помощника становилась наследственной. Затем шли 3 других ближайших советника и помощника вана, именуемые “тремя старцами”. Каждый из “старцев” руководил одним на трех ведомств. Им были подчинены шесть чиновников более низкого ранга. Им подчинялись девять губернаторов (правители областей). Функциями управления наделены различные ведомства. Чиновники этих ведомств занимают свои должности в зависимости от заслуг перед императором, а не по наследству.

Ведомства управления: финансовое, военное и общественных работ. Финансовое ведомство – взимало подати натурой. Военное – производило военные наборы, руководило военным обучением, ведало снабжением войск. Ведомство общественных работ – занималось главным образом земледелием. Оно управляло земледельческим населением, устанавливало границы полей, распределяло земли.

Местное управление осуществляется в округах, уездах, волостях и общинах.

Судебная деятельность не отделена от административной. Низшей судебной инстанцией являются уездные органы власти, а высшей - сам император. Формируется постоянная армия, находящаяся на полном государственном обеспечении.

Источники: обычаи, писаные законы, акты правителя. Древнекитайское право испытывало влияние двух учений: конфуцианской религии и идеологии лег истов. Приверженцы взглядов Конфуция считали главным регулятором поведения людей не закон, а нормы морали. Легисты же настаивали на том, что жизнь подданных должна быть упорядочена с помощью общеобязательных законов, выражающих интересы государственной власти. В период правления династии Хань произошло слияние конфуцианства и легизма, что нашло свое отражение в новой концепции

единства морали и закона.

Правовое регулирование имущественных отношений, семья. Доминирующая роль государства в жизни общества определила слабое развитие отношений частной собственности. Это проявилось в нормах о праве собственности на землю. Земля в Древнем Китае находилась в собственности государя, владении общины и отдельных крестьян. Брак заключался семьями жениха и невесты и оформлялся соглашением. Мужчины могли вступать в брак с 16 до 30 лет, а женщины - с 14 до 20. Браки между представителями разных сословий, родственниками запрещались. Главой семьи считался мужчина. Мужчине позволялось взять вторую жену, привести в дом наложницу. Развод разрешался, в некоторых случаях закон прямо предписывал расторгнуть брак.

Преступления и наказания. Конфуцианское учение исходило из того, что виновность лица и строгость наказания определяются душевным состоянием нарушителя норм морали, направленностью его воли, а нетяжестью совершенного проступка. Во время господства такого подхода детально разрабатываются понятия формы вины, стадий совершения преступления, соучастия, смягчающих и отягчающих вину обстоятельств. Легисты же не ставили суровость наказания в зависимость от ≪ направленности воли≫ преступника.

Согласно их воззрениям жестокая кара за малейшее отступление от предписаний закона являлась одним из средств управления государством. Распространение таких взглядов привело к появлению устрашающих наказаний. Широко применялось привлечение к ответственности ни в чем не повинных людей: за преступление расплачивался не только виновный, но и его родственники.

Судебный процесс. Расследование преступления возбуждалось подачей заявления. Дознанием

занимались чиновники окружного или уездного уровня. Судебные органы не отделялись от органов

управления. При разбирательстве дела в суде применялись пытки, действовал принцип презумпции

виновности обвиняемого, решения выносились по аналогии.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.02 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал