![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Розничная торговая сеть, ее виды и характеристика.
Процесс обращения товаров и доведения их до непосредственных потребителей завершается в розничной торговой сети, составляющей основу материально-технической базы торговли и представляющей собой совокупность торговых предприятий. Под торговым предприятием понимают имущественный комплекс, используемый организацией для купли-продажи товаров и оказания услуг торговли. В основу классификации розничных торговых предприятий положены следующие признаки: • виды и особенности устройства; • тип предприятия; • форма торгового обслуживания; • тип здания и особенности его объемно-планировочного решения; • функциональные особенности предприятия. 1) По видам и особенностям устройства предприятия розничной торговли подразделяют на: а) Магазины располагают земельным участком, капитальным стационарным зданием или его частью, набором помещений, оборудования и инвентаря, необходимых для выполнения разнообразных торгово-технологических операций. б) Магазины-склады осуществляют торговлю топливом, строительными материалами и т. п. Они имеют благоустроенные площадки, навесы и складские помещения для топлива и строительных материалов, а также помещения для товарных образцов, торговли хозяйственными товарами и оформления продажи строительных материалов и других товаров. в) Павильон - оборудованное строение, имеющее торговый зал и помещения для хранения товаров. Может быть рассчитан на одно или несколько рабочих мест. г) Киоск- оснащенное торговым оборудованием строение, не имеющее торгового зала и помещений для хранения товаров. Рассчитан на одно рабочее место продавца, на площади которого хранится рабочий запас товаров. д) Автомагазины и другие средства передвижной торговли используют для обслуживания, жителей небольших населенных пунктов, а также работников сельского хозяйства. е) Палатка - легко возводимая сборно-разборная конструкция, оснащенная прилавком, не имеющая торгового зала и помещений для хранения товаров. Товарный запас, рассчитанный на один день торговли, размещается на площади одного или нескольких рабочих мест продавца. ж) Торговые автоматы устанавливают в магазинах, на прилегающих к ним территориях, а также в местах массового скопления людей (в парках, на вокзалах и т. п.). 2) В зависимости от ассортимента реализуемых товаров и размера торговой площади магазины подразделяют на типы (универмаг, универсам и т. п.), а внутри каждого типа (в зависимости от величины торговой площади) - на типоразмеры. 3) По формам обслуживания различают салонное обслуживание покупателей, индивидуальное обслуживание через прилавок или продавцом-консультантом в магазине самообслуживания. Форма торгового обслуживания - организационный прием, представляющий собой сочетание методов обслуживания. 4) С учетам типа здания и особенностей его обьемно-планировочного решения предприятия розничной торговли подразделяют на отдельно стоящие, встроенно-пристроенные и торговые комплексы, они также бывают одноэтажные, многоэтажные, с подвальными помещениями или без них. 5) По функциональным особенностям розничные торговые предприятия делятся на стационарные, передвижные, сезонные, посылочные и комиссионные. Виды РТП по группам обслуживания потребителей: 1. РТП для покупателей с высоким уровнем дохода, которые отличаются ассортиментом высококачественных, престижных, дорогостоящих товаров и высоким уровнем торгового обслуживания; 2. РТП, обслуживающие социально незащищенные слои населения с доступными ценами и ограниченным ассортиментом товаров 1-ой необходимости; 3. РТП, ориентированные на массового потребителя определенного микрорайона и предоставляющие товары и услуги в объеме и ассортименте, адекватных спросу данного контингента. Виды РТП по предоставляемому ассортименту: 1. специализированные (предлагают товары какой-то 1-ой товарной группы); 2. узкоспециализированные, реализующие только какую-нибудь одну товарную подгруппу; 3. комбинированные, объединяющие несколько товарных групп, родственных по общности спроса и удовлетворяющих определенный круг потребностей; 4. комплексные, торгующие несколькими подгруппами товаров, объединенных по какому-либо признаку (например, товары для женщин); 5. универсальные, торгующие почти всеми группами непродовольственных товаров, а также продовольственными товарами периодического спроса; 6. смешанные, осуществляющие торговлю прод. и непрод. товарами; 7.неспециализированные, торгующие прод. и непрод. товарами многих товарных групп, но в узком ассортименте. Завершая комплексный торгово-технологический процесс товародвижения, магазины выполняют ряд торговых (коммерческих) и технологических функций. Основные торговые функции магазинов следующие: • изучение покупательского спроса на товары; • составление заявок на завоз товаров; • формирование ассортимента товаров; • реклама товаров и услуг. К технологическим функциям (операциям) относят: прием поступивших в магазин товаров по количеству и качеству; • обеспечение хранения товаров; • выполнение операций, связанных с производстве ной доработкой товаров (фасовка, упаковка и др.); • внутримагазинное перемещение, размещение и выкладка товаров в торговом зале; • продажа товаров (предложение товаров и оказание помощи покупателям в их выборе, выполнение расчетных операций). Кроме того, магазины выполняют функции, связанные оказанием покупателям дополнительных услуг (предварительный прием заказов на товары, доставка купленных в магазине товаров на дом покупателю и т. д.). Объем и характер выполняемых магазином функций будут зависеть от его типа и размера, хозяйственной самостоятельности, технической оснащенности, места расположения и других факторов.
56. Классификация розничной торговли предприятий и их классификация. исло предприятий розничной торговли в настоящее время превышает 1 млн. Многообразие предприятий вызывает необходимость систематизировать их. Для их классификации и изучения используют разные признаки. Границы между видами предприятий очень размыты — многие предприятия розничной торговли подвергаются изменениям в связи с применением маркетинговых усилий, поэтому четкую классификацию представить трудно. В пределах одной классификации розничный магазин может попасть сразу в несколько категорий. По организационно-правовым формам и видам предпринимательской деятельности торговые предприятия подразделяются на: • хозяйственные товарищества в форме: o полного товарищества, o товарищества на вере, • хозяйственные общества (50%) в форме: o с ограниченной ответственностью, o с дополнительной ответственностью, o акционерных обществ (15%); o унитарные предприятия (менее 10%); o потребительские кооперативы; o индивидуальное предпринимательство (~ 20%). По типам (форматам): • универмаг; • универмаг «Детский мир»; • универсам (супермаркет); • гипермаркет; • гастроном; • мини-маркст (продукты); • магазин-склад; • магазин товаров повседневного спроса; • специализированные и узкоспециализированные магазины; • комиссионный магазин; • дом торговли; • промтовары; • фирменный магазин; • стоковый магазин; • магазин-салон; • магазин типа «бутик»; • магазин «секонд хенд»; • магазин «Кэш энд керри», • дисконтный магазин. По методам продажи товаров: • индивидуальное обслуживание (через прилавок); • открытая выкладка; • продажа по образцам; • самообслуживание; • по предварительным заказам. По ценовой политике: • ниже прожиточного минимума — дискаунтер, «стоковые магазины», магазин-склад, продовольственные рынки, мини-маркеты, «секонд-хенд», комиссионные магазины; • соответствующие прожиточному минимуму — рынки, товары повседневного спроса: магазины «Кэш энд керри»; • превосходящие прожиточный минимум (элитные): • продовольственные магазины — супермаркеты, специализированные магазины, гипермаркеты; • непродовольственные магазины — бутики, магазины-салоны, дисконтные магазины, специализированные магазины или узкоспециализированные. По размерам торгового предприятия: • крупные (более 150 м2); • средние (до 150 м2); • мелкие (до 50 м2). По виду реализуемого ассортимента: • универсальные; • специализированные (узкоспециализированные); • неспециализированные: • со смешанным ассортиментом, • с комплексным ассортиментом. По формам интеграции: • горизонтальная: • корпоративная, • добровольная; • вертикальная: • розничные предприятия с изготовителем, • розничные и оптовые предприятия, • смешанная интеграция. По уровню территориальной концентрации: • изолированные; • сгруппированные: • торговый комплекс, • торговый центр, • молл, • торговая галерея. По виду здании: • в отдельно стоящем здании; • встроенное в жилое здание; • встроено-пристроенное; • пристроенное. По видам оказываемых услуг: • связанные с покупкой товара; • связанные с оказанием помощи покупателям при использовании товаров; • связанные с созданием благоприятной обстановки при посещении магазина. По особенностям размещения (месту расположения): • регионального значения (региональный торговый центр); • общегородского значения (центральный деловой район); • районного значения (районный торговый центр); • жилого (местного) значения (торговый центр микрорайона). По форме обслуживания: • салонное обслуживание; • индивидуальное обслуживание. •
|