Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Принцип детерминизма и проблема причинности в науке.
Детерминизм - это философское учение о закономерной универсальной взаимосвязи и обусловленности процессов и явлений объективной действительности. Детерминизм предполагает некоторую определённость хода, направления и результатов процесса, обусловленную исходными и сопутствующими условиями, обеспечивающими ограничение спектра возможностей, преимущественную реализацию в действительности тех или иных из них. Основные положения принципа детерминизма: · всеобщая обусловленность материальных систем и процессов, определяющая приобретение и сохранение характерных признаков, и изменение явлений; · закономерный характер процессов обусловленности; многообразие типов детерминации; · причинная связь как основа отношений детерминации. Принцип детерминизма является одним из фундаментальных объяснительных принципов научного познания, участвующих в регуляции научного поиска. Противоположная детерминизму методологическая концепция - индетерминизм - отрицает объективную обусловленность процессов и явлений объективной действительности. Две парадигмы детерминизма: · довероятностная (механистический детерминизм) · вероятностная (вероятностный детерминизм). Идея «вероятностного детерминизма» основанная на представлениях о нелинейных причинных зависимостях, предполагающая единство необходимости и случайности в реализации (при соответствующих условиях) причинно-следственных отношений получила свое развитие на рубеже XIX и XX вв. и продолжила его в XX и XXI вв. в квантовой физике, кибернетике, термодинамике сложных неравновесных систем, информатике. Это повлекло за собой введение категорий, описывающих более сложные процессы детерминации: скрытые параметры, прямые и обратные связи, самодетерминация, самоорганизация. Причинность как существенный момент универсального взаимодействия, как связь порождения (производства) раскрывает генетическую связь между событиями и явлениями в процессе их изменения и развития. Категории причины и следствия фиксируют генетическую связь между явлениями, при которой одно явление - причина - своим действием при наличии определенных условий вызывает другое явление - следствие (действие). Универсальный характер причинных отношений был отмечен уже в древнегреческом атомизме: « Ни одна вещь не возникает беспричинно, но все возникает на каком-нибудь основании и в силу необходимости » (Левкипп). Положения принципа причинности: · объективность – существование независимо от сознания · всеобщность – возникновение любого явления в силу определенных причин · активность – причинность есть «способ существования субстанции в действии» (Гегель) · необходимость – возникновение следствия с необходимостью при наличии причины и соответствующих условий · многообразие форм причинно-следственных отношений Аристотель в «Meтaфизике» выделяет четыре вида причин: 1. формальную причину, или форму, которая участвует в сущности вещи; 2. материальную причину - материю, субстрат, из чего что-либо возникает и построено; 3. движущую, или производящую, действующую причину; 4. целевую, или конечную причину - цель к которой все стремится и которой всё служит Г.Лейбниц подходит к пониманию причинности как момента универсальной связи. В зависимости от организации системы, соотношения между её внутренними силами, причина, согласно Лейбницу, может вызывать разные следствия. Согласно Д.Юму, каузальные (причинные) связи, на которых базируется любая наука, могут быть обнаружены лишь в одинаковой для всех людей психической структуре познания. Причинность рассматривается им как особый вид ассоциации идей по смежности в пространстве и времени, как результат повторяющегося в опыте следования одного определённого впечатления за другим. И.Кант относит категориальную пару «причина и действие» к группе категорий отношения. Как все категории кантовской трансцендентальной аналитики (логики рассудка) понятие причинности есть априорная форма мышления, выступающая как структурная схема организации и упорядочивания информации чувственного опыта. В философии Г.В.Ф. Гегеля причинность входит в группу категорий сущности. Причинность есть сторона всеобщего взаимодействия, а понятия причины и следствия – категории, связанные друг с другом отношением тождества и различия. В диалектическом материализме причина и следствие рассматриваются как центральные понятия в системе категорий детерминизма. Объективность причинной зависимости и её отличительные особенности как связи порождения в конечном счете проверяются практикой в форме научного эксперимента, промышленности и других видов. Проверка практикой дает возможность отделить причинные связи от отношений во времени, корреляций в пространстве, функциональных зависимостей и т.п. Неопозитивисты считают, что человеку в познании даны лишь явления, он познаёт лишь пространственную смежность и временную последовательность явлений, но не порождение одного другим. Вместе с тем, поскольку понятие причинности неустранимо из языка науки, признаётся необходимым находить адекватные способы символической записи этой связи.
|