Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Часть третья. Интернет стал ареной для открытого диалога






 

Интернет стал ареной для открытого диалога. Ныне на одном только арабском языке существует бесчисленное множество форумов для обмена идеями. К сожалению, интернет показывает нам только то, как плохо подготовлены мы к обсуждению друг с другом наших дел. Он заставил нас увидеть, что мы не осознавали: какой широкий спектр мысли допускает ислам в отношении вопросов религии и общественных проблем. Он также показывает нам наше неведение о той степени, в которой все мусульмане фактически согласны, и о степени, в которой нам дозволено не соглашаться. Эти недостатки с нашей стороны имели много отрицательных последствий для исламского дискурса в интернете, включая, но не ограничиваясь, следующими:

  1. Проводится идея о том, что, если вы — не с нами, тогда вы — против нас. Если я нахожу, что есть только маленький пункт разногласия между нами, то вы — не со мной на все 100 % и я не хочу иметь с вами никаких дел.
  2. Имеется проблема, связанная с проведением границы между темой обсуждения человеком, с которым мы ведем его. Обсуждение частного положения часто перерастает в нападки на личность людей, влекущие за собой обвинения, бросаемые на их честь и личную жизнь. Многие форумы сети умалились до мест встречи ради сплетен, клеветы, уничижения и скандалов.
  3. Тон многих из наших бесед некорректен, в огромной степени используется неприемлемый язык, проклятия и вульгарность заменили цивилизованную беседу. Многие великие ученые, наподобие Аль-Газали, Аш-Шатиби и Ибн Таймийа, указывали, что, если бы споры выигрывались самым громким голосом и самыми резкими словами, то дураки были бы лучшими диспутантами. Но споры чаще всего выигрываются посредством предоставления доказательств с уважительным отношением и умеренностью. Все мы знаем, что пустая телега сильнее громыхает на дороге, чем наполненная товаром.
  4. В интернете наличествует слишком много преувеличений. Мы склонны к высказыванию излишне категоричных заявлений, подтверждающих наши точки зрения. Как часто во время дебатов кто-либо утверждает, что по теме обсуждения уже написана превосходная и исключительная статья, полностью отвечающая на все вопросы? Но когда и если мы все же сумеем одолеть эту статью, то находим, что вместо работы, разбирающей вопрос по сути и объективно, подкрепленной должными доказательствами, мы имеем — праздный опус, полный мстительности, направленной на тех, кто не согласен с его автором. Сожаления достойно то, что так много людей, видимо, считают подобное признаком силы и качества работы.
  5. В наших беседах имеет место излишек самозацикленности. Все мы слышали, как кто-либо говорит: " Я не говорю вам ничего, кроме того, что точно знаю, и я только наставляю вас на то, что является истиной". Многие люди настолько захвачены своими собственными мнениями, что уже не могут воспринимать ничего иного. И даже не имеет значения то, что мысль, которой они придерживаются — всего лишь одна из точек зрения, а не бесспорный принцип вероубеждения, ясно установленный в Коране и Сунне.
  6. Слишком многие из нас убеждены в своей непогрешимости. Мы отказываемся даже гипотетически принять мысль, что наши идеи могут быть неверны, и что кто-то, помимо нас, может оказаться правым.
  7. Мы страдаем от поверхностности, профанации, упрощения. Многие из вопросов сложны и трудны, чтобы разобраться с ними без значительной работы мысли и больших усилий. Не взирая на это некоторые люди спешат тут же заявить, что такие идеи — непременно ложные и противоречащие учению Корана и Сунны. Когда же они находят, что некая иная идея — проста и легка для понимания, то хватаются за нее, полагая, что она-то и должна быть истинной. Это — проблема, которую мы часто видим в работе средств массовой информации. На стольких многих из телевизионных ток-шоу, в которых друг с другом дискутируют люди различающихся идеологий и точек зрения, мы не слышим ничего, кроме неистовства и многословия. Вот несколько примеров высказываний, которыми эти люди, характеризуют своих оппонентов:
    • Он не имеет достоинства ни у Аллаха, ни у какого-либо единобожника на земле.
    • Он умер, и конечно его новым местообитанием является ад, и какое это неприятное место.
    • Он имеет заблудшее вероубеждение и перепутанное понимание.
    • Он — лицемер.

Темы дебатов, вдохновляющие на столь безрассудные заявления, обычно бывают настолько схоластическими, что люди вообще-то даже не должны были ожидать, что с ними согласятся. Однако, услышав заявления, подобные этим, вы подумали бы, что речь идет о каком-то бесспорном принципе веры, ясно изложенном в Коране и Сунне.

В любом случае, даже когда мы защищаем бесспорную истину против кого-то, кто пребывает в явном заблуждении, мудро начинать нашу беседу вокруг вопросов, в которых мы согласны. Взгляните, как Аллах в Коране предписывает нам, чтобы мы обращались к евреям, христианам и другим:

" Скажи: " O обладатели писания! Приходите к слову, равному для нас и для вас, чтобы нам не поклоняться никому, кроме Аллаха, и ничего не придавать Ему в сотоварищи, и чтобы одним из нас не обращать других в господ, помимо Аллаха. Если же они отвернутся, то скажите: " Засвидетельствуйте, что мы — предавшиеся (мусульмане) ". (Али 'Имран, 3: 64)

" Спроси, (о Мухаммад): " Кто дает вам пропитание с небес и земли? " Скажи: " Аллах! Поистине, кто-то из нас либо на прямом пути, либо в явном заблуждении". (Саба', 34: 24-25)

Когда Аллах указывает, что нам надо говорить людям о наших собственных грехах, то предписывает нам сказать: " Вас не призовут к ответу за наши грехи ". Но когда Он указывает нам, что надо говорить о нашей непричастности к их грехам, то мы должны использовать более мягкий тон: "...а нас не призовут к ответу за ваши деяния ". Затем мы должны просто сказать: " Скажи: " Каждый человек избирает свой путь, а ваш Господь лучше знает, кто избрал прямой путь". (Аль-Исра', 17: 84)

Умеренность и мягкость тона, сопровождаемые здравым доказательством и интеллектуальными доводами, являются лучшим способом опровергнуть неправду и обратить сердца к истине.

В маленькой, тесной деревне, которой стал наш мир, мы испытываем большое неудобство перед другими сообществами. И беспрерывное, бесполезное препирательство между собой никак не облегчит наше положение. А наши враги с интересом наблюдают как мы рвем друг друга в клочья. И что они должны думать о нас? Им остается только сказать: " Сначала придите хоть к какому-то согласию в отношение того, во что вы веруете и что желаете предложить миру, а затем приходите и говорите с нами об этом".

Недавно, я получил отзыв на статью, которую публиковал под названием " Между мной и Ибн Джибрином". Я полагал, что данная статья — обсуждающая вопросы, до сих пор являющиеся источником серьезных разногласий среди исламских активистов — затрагивает интересы только небольшого числа мусульман и никого больше. Однако, я получил письма от рассудительных мужчин и женщин, немусульман из Америки, которые не только поняли написанное, но и были достаточно проницательны, чтобы прочитать между строк. Их комментарии показали мне, как тщательно они изучили сказанное мною и как хорошо они разобрались в этом. Возможно они поняли лучше, чем многие из той аудитории, кому была адресована статья.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал