Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Мы должны всегда придерживаться справедливости
'Аммар, выдающийся сподвижник, однажды сказал: " Справедливость должна обращаться на самого себя, приветствие миром (салям) — на мир, а расходовать (милостыню) надо даже тогда, когда ты обладаешь немногим". Справедливость, если ее иметь, — драгоценное качество. Чтобы быть справедливым, вы должны быть способны взвешивать дела других теми же весами, что и свои. Справедливость — чрезвычайно важна и крайне необходима. Из этого проистекает много правил, которые относятся к этикету разногласий. Среди этих правил — следующие:
Ибн Раджаб сказал: " Большинство великих правоведов делали ошибки в отдельных вопросах. Это ни в коем случае не умаляет их репутации или знания. Их ошибки полностью перекрываются необъятностью их знания, чистотой намерений и вкладом в защиту веры. Ковыряние в их ошибках — не является достойным похвалы усилием, и при этом оно не достойно хоть какой-либо награды, особенно когда эти ошибки имели место в незначительных вопросах, где отклонение из-за ошибки не настолько серьезно и где исправление таких ошибок не приносит особой реальной пользы". Удивительно, как много людей идет на значительные лишения, чтобы избегнуть принятия в пищу запретного или неосторожного просмотра грязных картин, но при этом они похоже не могут контролировать свой язык хоть в ничтожной степени, когда он касается других. Они разглагольствуют о живых и умерших без малейшего колебания. По этой причине, ученые ислама заявляли, что независимо от того, что коллеги говорят друг против друга, нельзя отнестись к этому серьезно, особенно когда имеет место научное противостояние, соперничество, или идеологические разногласия. Немного таких людей, которые по милости Аллаха, могут избегнуть резких высказываний о своих оппонентах в подобных ситуациях. Аз-Захаби сказал: " Я не знаю ни одного поколения в истории, люди которого смогли бы избежать этого греха, помимо пророков и их самых праведных последователей. Если бы я хотел, то мог бы заполнить примерами целые тома, чтобы подтвердить то, что говорю". Ахмад ибн Ханбаль однажды спросил кого-то из своих учеников, откуда они пришли. Они ответили, что пришли с собрания Абу Курайба. Абу Курайб был тем, кто дурно отзывался об Ахмаде и резко критиковал его взгляды. Однако, Ахмад сказал этим ученикам: " Весьма хороший человек! Берите знания у него и учитесь у него". Ученики удивленно сказали: " Он ведь дурно отзывается о тебе". Ахмад ответил: " Что я могу сделать с этим? Он — человек, который очень обеспокоен мной". Аз-Захаби сказал об Ибн Хазме, шейхе захиритской школы мысли: " Я симпатизирую Ибн Хазму из-за его любви к достоверному хадису и его знанию по этому предмету, хотя есть много вещей, сказанных им о передатчиках и недостатках в передаче, с которыми я не согласен. Он придерживается многих взглядов по исламскому Закону, в которых, я уверен, он ошибается. Однако, я не считаю его неверующим или человеком заблудшим. Я прошу, чтобы Аллах простил его и помиловал также, как я молюсь за всех мусульман. Я также восхищен его блестящим и обширным знанием". Справедливость заключается также в том, чтобы принять истину, когда она исходит от вашего оппонента, даже если он человек дурного нрава или неортодоксальных верований. Ибн Таймийа не одобрял поведения некоторых защитников Сунны, когда они отказывались признавать истину, высказанную философом-перипатетиком или схоластическим богословом, только из-за их отвращения к таким людям. Он сказал: " Нам не дозволено отказываться признавать истину, когда она высказана иудеем или христианином, не говоря уже о рафидитах. Мы только отвергаем ложь и принимаем истину". Шейх 'Абду-р-Рахман Ас-Са'ди пишет в своем комментарии Корана: " Когда ученый говорит о высказываниях отклонившихся людей, он обязан воздать каждому должное и признать истину в том, что они говорят точно также, как разъяснить относительно их лжи. Он должен рассмотреть, насколько они близки к истине или удалились от нее".
|