Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Базовые конкурентные стратегии. Типовые модели бизнес-стратегий: BCG, GE/McKinsey, ADL-LC ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
· Общей характеристикой рассматриваемых методов разработки стратегических решений является представление пространства возможных типовых решений на плоскости в виде системы прямоугольников (таблицы, или матрицы). Выбор стратегии интерпретируется в виде альтернативного выбора соответствующего прямоугольника с указанием возможности дальнейшего развития, то есть перехода к другому прямоугольнику. Смысл заключается в том, чтобы характеризовать положение каждого прямоугольника с помощью определенного набора факторов, имеющих стратегическое значение. · Модель BCG задается в виде таблицы «доля рынка – темп роста», которую располагают по горизонтальной оси и вертикальной, которую будем обозначать Oy. Горизонтальная ось служит для отображения относительной доли бизнеса фирмы по продукту (направление – справа налево). Ось Oy характеризует темпы прироста рынка. В соответствии с полученными значениями по осям рассматриваемый вид бизнеса относится к звездам и их следует усиливать; дойным коровам и их нужно беречь; трудным детям, которые требуют специального изучения; собакам, от которых следует избавляться. · Модель GE / McKinsey является более сложной не только по размеру (это таблица 3x3), но и по используемым показателям координат. По оси Ox откладывается интегральная многофакторная оценка конкурентного статуса бизнеса, а по оси Oy – интегральное представление о привлекательности рынка по данному бизнесу. Для получения интегральной оценки применяют процедуру взвешивания. Важно также отметить, что среди учитываемых факторов используются не только объективные и легко измеряемые, но и субъективные, такие как привлекательность, качество менеджмента и т.п. · Особенности модели ADL-LC заключаются в том, что ось Ox представляет, как и в предыдущем случае, интегральную многофакторную оценку конкурентной позиции, в то время как ось Oy служит для интегральной оценки жизненного цикла. Это означает, что по Oy выделяются четыре стадии жизненного цикла рынка или отрасли: рождение, развитие, зрелость и старение. Тем самым каждый бизнес любой фирмы в данный период времени также находится в одной из соответствующих стадий. По оси Ox выделяется пять конкурентных позиций: слабая, прочная, заметная, сильная и ведущая. · Если рассмотреть диагональ соответствующей таблицы 5´ 4, то ее можно назвать линией естественного развития, она ведет к квадрату (ведущая; старение). Отклонения от нее влево будут представлять линии избирательного развития и развития-выживания. · В модели BCG: горизонтальная ось служит для указания доли бизнеса фирмы на рынке по продукту, вертикальная ось служит для указания темпов прироста рынка продукта. · Модель GE/McKinsey: использует матрицу 3*3 для отображения и анализа стратегических позиций, является многофакторной моделью анализа стратегических позиций, позволяет ранжировать бизнесы фирмы для получения инвестиций по критерию будущей прибыли в зависимости от привлекательности рынка.
Тема 4 Сценарное планирование: методика и оценка эффективности · Одновариантные прогнозы дают единственную траекторию будущего развития фирмы. В условиях турбулентно-изменчивой внешней среды, они часто оказываются ошибочными. Поэтому при сценарном подходе стали разрабатывать несколько примерно одинаково правдоподобных (сопоставимо вероятных), но значимо контрастных вариантов будущего развития ее внешней среды. · Существенная особенность таких прогнозных сценариев в том, что они являются инструментами разработки общей стратегии и, следовательно, в них делается специальный акцент как раз на тех позициях, которые являются значимыми при принятии именно стратегических решений. Использование конкретных техник разработки сценариев, а также повышение требований к качеству ключевых позиций сценариев определяют в конечном счете их пользу для разработки и (или) выбора соответствующих стратегий. Этим и определяется их эффективность. · Особую роль в становлении стратегической культуры организации играет система так называемых стратегических диалогов – проведение серии бесед-диалогов между менеджерами и специалистами в процессе освоения и (или) развития метода сценарного планирования. Сценарный метод призван дать общее понимание, которое позволит ее персоналу согласованно действовать для достижения главных стратегических целей организации и правильное стратегическое представление.
Методические рекомендации по сценарному моделированию заключаются в следующих восьми шагах. · Шаг 1. Определение ключевых стратегических направлений и (или) вопросов: надо собрать все результаты и данные стратегического анализа как по внешней среде, так и по внутренней среде, которые имеются на момент начала разработки сценариев. Проводится исследование на предмет точного определения конкретного перечня всех возможных ключевых направлений развития бизнеса фирмы на заданный конкретный сценарный период и анализируются все ключевые стратегические решения, которые фирма собирается принять с учетом разрабатываемых сценариев. · Шаг 2. Установление ключевых факторов ближней внешней среды, которые определяют успех или неудачу по каждому из направлений, установленному на шаге 1, а также факторы, предопределяющие ответы по выявленным на шаге 1 стратегическим вопросам. Такие факторы устанавливаются по ресурсам ближней внешней среды организации, по ее потребителям и по конкурентам. · Шаг 3. Определение ключевых факторов дальней внешней среды, которые определяют действие факторов, установленных на шаге 2. То есть речь идет о факторах и тенденциях уровня PEST-анализа внешней среды организации. На этом уровне должны быть определены все ключевые факторы, которые влияют на данную конкретную организацию именно через факторы шага 2. · Шаг 4. Ранжирование по важности и степени неопределенности. Основная задача –определение 2—3 факторов, которые являются самыми важными, и отдельно 2—3 самых неопределенных факторов. Сценарии будут существенным образом различаться именно по факторам и тенденциям, которые выявлены на шаге 4. · Шаг 5. Выявление логики каждого сценария, чтобы в соответствии с ней выйти на относительно небольшое число сценариев, которые являются действительно существенно разными по критерию содержания решений, которые должны приниматься по стратегическим вопросам уровня шаг 1. Сценарии должны показывать положительные результаты от принятия соответствующих стратегических решений уровня шаг 1. При любом уровне неопределенности разных сценариев все равно должно быть немного, в идеале не более четырех. · Шаг 6. «Очистка» сценариев: вернуться к ключевым факторам уровня шаг 3 и уровня шаг 2. Каждому фактору и (или) тенденции указанных уровней в каждом сценарии надо уделить особое внимание, т.е. такие факторы по каждому сценарию должны стать предметом отдельного целевого исследования. · Шаг 7. Выводы. Оценка устойчивости как отдельных возможных стратегических решений шага 1, так и в целом соответствующих общих стратегий организации относительно всех разработанных сценариев. Типичной является ситуация, когда определенные стратегические решения оказываются хорошими при одном или нескольких конкретных сценариях и плохими — при других сценариях. Поэтому при обосновании тех или иных решений шага 1 необходимо оценивать (взвешивать) риски, связанные с вероятностью наступления тех или иных сценариев. · Шаг 8. Определение характерных индикаторов, чтобы как можно раньше узнавать, какой конкретный сценарий (из всех разработанных) оказался ближе всех к реальной жизни. Тогда фирма сразу выходит на качественно более высокий уровень. А такая компетенция, в свою очередь, для данной конкретной организации вполне может стать хорошей основой создания ее сильного и именно стратегического конкурентного преимущества. · Использование стандартизированных сценариев позволяет: увеличить скорость выполнения отдельных операций персоналом, уменьшить непостоянство качества обслуживания, стабилизировать качество обслуживания.
Тема 5
|