Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины. ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
При изучении дисциплины предусмотрено выполнение студентами различных видов самостоятельной работы: - подготовка к практическим занятиям (изучение литературы по теме, выполнение предложенных заданий); - конспектирование педагогических источников; - оценка высказываний педагогов-классиков и современников; - подготовка сообщений, компьютерных презентаций по предложенным темам; - подготовка к контрольным работам и тестированию; - самостоятельное изучение отдельных вопросов; - составление аннотаций к статьям. Наличие разработанной и документированной системы оценивания является важнейшим фактором успешности курса: все остальные компоненты (в особенности, цели и содержание) осмысливаются только будучи преломленными сквозь призму системы оценивания. Мы исходим из того, что эффективная система оценивания должна удовлетворять следующим требованиям: · адекватность, предполагающая соответствие системы оценивания целям и задачам курса, его структуре, используемым методам и формам организации деятельности; · критериальная ориентированность, т.е., в отличие от нормативно-ориентированной оценки, предметом диагностики являются абсолютные достижения студентов, вне зависимости от того, насколько они выше или ниже среднего уровня; · накопительный характер, т.е. отдельные результаты должны накапливаться и суммироваться, что позволяет создать более благоприятный психологический климат и стимулировать студентов к более активной учебной деятельности. Безусловно, указанные требования задают лишь самый общий контекст разработки систем оценивания, что является прерогативой преподавателя курса. В то же время, можно выделить некоторые базовые принципы, детализирующие указанные требования: 1) Объективность и прозрачность, т.е. максимально полная представленность результата в виде совокупности наблюдаемых и однозначно оцениваемых показателей знаний, умений, способов деятельности студентов. 2) Соответствие ожиданиям студентов. Этот принцип предполагает не только психологическую приемлемость системы, но также – требование к преподавателю не пересматривать ее качественные и количественные параметры в течение семестра. 3) Доступность системы оценивания для студентов. Информация о системе оценивания должна доводиться до сведения студентов в начале семестра и быть доступной в течение всего семестра. Кроме того, обязательно предоставление данных о достигнутых (промежуточных) результатах по запросу студента. 4) Многофакторность и комплексность оценивания. Система оценивания должна содержать вариативные возможности получения накопительных баллов при условии максимальной четкости и прозрачности самих процедур оценивания. Особое внимание должно уделяться методам оценивания самостоятельной работы, стимулирования слабоуспевающих студентов, а также – предотвращение конфликтов на основе документирования всех видов аудиторной активности. 5) Стимулирование самооценки. Представляется желательным, чтобы любая процедура оценивания дублировалась со стороны студентов – самооценкой, осуществляемой по тем же критериям, что и оценка преподавателем. При необходимости, эти оценки могут быть предметом обсуждения, а также – совершенствоваться при условии выполнения дополнительных заданий. 6) Студенческая экспертиза системы оценивания. Важно, чтобы по окончанию цикла/семестра студенты имели возможность высказаться относительно качества системы оценивания (в том числе, ее справедливости, прозрачности, понятности требований, значимости полученных оценок для дальнейшего профессионально-личностного развития) и внести свои предложения по ее совершенствованию. 7) Постоянное улучшение. Следует помнить, что ни одна система оценивания не является идеальной, поэтому постоянное совершенствование необходимо: условиями этого могут быть как изучение передового опыта, так и консультации с коллегами и руководителями, а также – учет мнений студентов. Ниже приводятся некоторые обобщенные рекомендации для построения системы оценивания начального уровня (которая, еще раз повторим, должна совершенствоваться и дорабатываться с учетом конкретной образовательной ситуации). I. Модульно-рейтинговая система оценивания. Использование модульно-рейтинговой системы оценивания означает оценивание двух аспектов процесса: нового содержания (модульный принцип), и количества выполненных заданий (рейтинговый принцип). Номинальный балл – 100. Рейтинговая формула разрабатывается в двух вариантах: отдельно – для курса, завершающегося экзаменом, отдельно – для курса, завершающегося зачетом. II. Для курса, завершающегося экзаменом, можно рекомендовать следующую рейтинговую формулу: · 30% - оценка присутствия и участия в лекционном курсе; · 30% - оценка участия в семинарах и практикумах; · 30% - оценка, полученная в ходе экзамена; · 10% - дополнительные баллы (за со-ведение лекций, участие в студенческой конференции, тестировании по выбору, подготовку рефератов и обзоров). Соответствующая схема перевода рейтингового балла в окончательную оценку, выставляемую за курс: · «отлично» - выше 85 баллов; · «хорошо» - от 65 до 84 баллов; · «удовлетворительно» - от 50 до 64 баллов; · «неудовлетворительно» - менее 50 баллов. III. Для курса, завершающегося зачетом, следует рекомендовать следующую рейтинговую формулу: · 30% - оценка присутствия и участия в лекционном курсе; · 50% - оценка участия в семинарах и практикумах, выполнение самостоятельных работ; · 20% - зачет. Соответственно, оценка «зачтено» ставится при условии, что суммарный рейтинговый балл превышает 60. IV. При оценивании присутствия и участия в лекционном курсе рекомендуется исходить из следующих требований: · преподаватель может воспользоваться одной из трех систем начисления баллов: пропорциональной (присутствие и участие в каждой лекции оценивается соответствующим баллом) либо зачетной (определенный процент посещения всех лекций – например, 80% оценивается максимальным баллом), либо же комбинированной (зачетные баллы выставляются за каждый модуль, а затем суммируются); · оценивается только полноценное присутствие и участие в лекции/занятии: опоздание, равно как и досрочный уход с занятиями, не предполагают получения рейтингового балла; · присутствие и участие предполагает выполнение определенных требований: готовность к занятию, внимание, участие в дискуссиях, воздержание от еды, питья и пр.). V. При оценивании участия в семинарских и практических занятиях, следует придерживаться следующих требований: · оценивается как непосредственное участие в аудиторном занятии, так и результативная самостоятельная работа (выполненное домашнее задание, подготовленный реферат, доклад и пр.); · балльная оценка выполненного задания может зависеть от нескольких факторов: в том числе, объем работы; степень самостоятельности (выполнение у доски, внеаудиторная самостоятельная работа или же выполнение в учебной аудитории); характер задания: учебный (выполнение по алгоритму, заполнение анкет или участие в опросе) или учебно-исследовательский (связанный с разработкой диагностических средств, реферированием и рецензированием материалов); · в целях упрощения системы оценивания, преподаватель может оценивать совокупную деятельность студента на практическом или лабораторном занятии (например, отсутствие оценивается в 0 баллов, присутствие без попыток активного участия – 1 балл, участие с ответами на простейшие вопросы – 2 балла, хорошая подготовка с желанием отвечать и участвовать в обсуждении – 3 балла, практическая готовность быть ведущим в группе – 4 балла); Вопросы к экзамену по дисциплине “Социально-педагогическая коррекция отклонений поведения трудного подростка” 1. Понятие «норма» в поведении подростка. 2. Понятие «отклонение от нормы» в поведении подростка 3. Группы отклонений 4. Поведенческие девиации. 5. Деликвентное поведение. 6. Криминальное поведение. 7. Дезадаптация. 8. Социально недаптированная молодежь. 9. Психологические представления о подростках и отношение к ним различных социальных уровней (семьи, сверстников, школы, предприятий и общественных организаций) 10. Влияние СМИ на возникновение девиантного поведения подростков 11. Понятие “коррекция”, “социально-педагогическая коррекция”. 12. Социально-педагогическая коррекция в социально-педагогической деятельности, ее цели, задачи, функциональные возможности, содержание. 13. Принципы социально-педагогической коррекции отклонений поведения несовершеннолетних. 14. Особенности подросткового возраста в психолого-педагогической науке. Амбивалентность и гетерохронность. 15. Характеристики мышления подростка. 16. Трудный подросток и его поведенческие проблемы. 17. Межличностные отношения подростков. 18. Причины отклонений поведения трудных подростков. 19. Социально-психолого-педагогические основания коррекции поведения личности. 20. Формы, методы психолого-педагогической коррекции поведения трудного подростка в зависимости от вида отклонения 21. Этапы коррекции отклонения поведения. 22. Совершенствование коррекционных мероприятий по преодолению отклонений поведения подростков. 23. Возможности различных видов образовательных учреждений в коррекции поведения трудного подростка 24. Общепедагогические принципы коррекционно-педагогической работы. 25. Специфические принципы коррекционно-педагогической работы. 26. Методы коррекционной работы. 27. Стадии отреагирования гнева. 28. Этапы реализации процесса коррекционной работы. 29. Организационные основы процесса сопровождения ребенка. 30. Функции коррекционной работы с детьми. 31. Критерии эффективности организации коррекционного процесса. 32. Условия, обеспечивающие эффективность коррекционного процесса в образовательном учреждении. 33. Задачи, решаемые комплексной группой в ходе коррекционной работы. 34. Основные формы работы, направленные на коррекцию поведения несовершеннолетней молодежи. 35. Умения и навыки, формируемые у учащихся в системе коррекционной работы. 36. Проблемы, решаемые в системе коррекционной работы. 37. Основы проектирования коррекционных программ. 38. Технологии социально-педагогической коррекции отклоняющегося поведения трудного подростка в культурно-досуговой деятельности. 39. Социально-педагогическая диагностика уровня социального развития дезадаптированных подростков. 40. Социально-педагогическая диагностика референтных и ценностных ориентаций подростков.
|