![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Классификация методов обучения
1. традиционная – по источнику знаний (Н.А. Сорокин, Е.Я. Голанд
“+” простота. “–” не учитывается характер познавательной деятельности учеников, выпадают целые группы методов обучения. 2. Бинарная классификация на основании разделения деятельности учителя и учащихся (М.И. Махмутов). · Информационно-обобщающие и исполнительские. · Объяснительные и репродуктивные. · Инструктивно- и продуктивно-практические. · Объяснительно-побуждающие. · Побуждающие и поисковые. “+” внимание к учебной и обучающей деятельности. “–” нарушение принципа целостности процесса обучения. 3. По дидактической задаче(Б.П. Есипов, М.А. Данилов).
“+” четкое выделение дидактических задач. “–” сложность отнесения методов к конкретной группе (выполнение заданий может быть и закреплением и применением). ЗУН - аббревиатура, образованная из первых букв педагогических понятий «знание», «умение», «навыки». Знание в педагогике – понимание, сохранение в памяти и умение воспроизводить основные факты науки и вытекающие из них теоретические обобщения (понятия, правила, законы, выводы и т. д.). Умение – это владение способами (приемами, действиями) применения на практике усваиваемых знаний. Навык – автоматизированное действие, доведенное до высокой степени совершенства (составной элемент умения). 4. По характеру познавательной деятельности учащегося( И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин). · Объяснительно-иллюстративные. · Репродуктивные. · Проблемное изложение учебного материала (учитель обозначает проблему и сам демонстрирует процесс ее решения. Этапы: гипотеза, опыт, доказательство, вывод). · Частично-поисковые (учащиеся включаются в решение проблемы на одном из этапов). · Исследовательские (учащиеся должны самостоятельно выполнить все этапы поиска). “+” особое внимание к развитию познавательной активности школьников. “–” не учитываются многие группы методов. 5. Наиболее удачно обоснованной и признанной является классификация методов обучения, разработанная Ю.К. Бабанским. В основе классификации лежит рассмотрение процесса обучения с позиций целостного подхода, по которому выделяются цель, организация, осуществление, контроль и анализ результатов процесса обучения. Классификация объединяет многие предыдущие, одновременно устраняя их недостатки, развивая и дополняя новыми группами методов. I. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности. 1. По источнику передачи и восприятия учебной информации: словесные, наглядные, практические. 2. По логике передачи и восприятия информации: индуктивные (от частного, конкретного – к общему); дедуктивные (от общего, абстрактного – к частному). 3. По степени самостоятельности мышления школьников при овладении знаниями: репродуктивные, проблемно-поисковые. 4. По степени управления учебной работой: · методы работы под руководством учителя; · методы самостоятельной работы учеников (работа с книгой, письменные, лабораторные работы, работа на компьютере и т.д.).
|