Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Календарь майа ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
В быту, как и у многих культур Центральной Америки, майя использовали календарный круг, равный 52 годам. Он состоял из двух взаимодополняющих циклов. Первый, Цолькин, насчитывал 260 дней и сочетал в себе две последовательности – 13 чисел и 20 дней с именами богов (что-то типа дней недели). Год начинался с числа 1 Имиш, за ним шли 2 Ик, 3 Акбаль и так до 13 Бен. За этим днем шли 1 Иш, 2 Мен и т. д. Последним днем 260-дневного года был 13 Ахау, который сменял 1 Имиш.
Параллельно крутился 365-дневный солнечный цикл – Хааб. Он назывался «приблизительным», так как требовал коррекции на один день раз в четыре года. Хааб состоял из 18 месяцев с именами, каждый по 20 дней с межмесячным интервалом в 5 дней, считавшихся периодом, когда граница между темным миром и миром людей размывается. Год начинался с числа 1 Поп, затем шел 2 Поп, и т. д.
Таким образом, каждый день 260-дневного календаря имел свое соответствие и в 365-дневном. Например, 1 Кан совпадал с 1 Поп, и это совпадение не повторялось в течение 52 лет. Этот относительно короткий календарь использовался для ежедневных нужд, для идентификации событий относительно близких. К концу света 52-летний календарь не имеет особого отношения.
Для операций над веками и тысячелетиями у майя был отдельный «календарь длинного счета». Единицей его был кин (день). Дальше считали так: 20 кинов = 1 уиналь (20 дней); 18 уиналей = 1 тун (360 дней); 20 тунов = 1 катун (7200 дней); 20 катунов = 1 бактун (144 000 дней); Великий цикл = 13 бактунов (1 872 000 дней). Интересно заметить, что для удобства исчисления майя отошли от двадцатеричной системы на уровне «тун».
А теперь самое интересное. Великий цикл, в котором жили майя, имел свое начало, или день сотворения мира (по нашему календарю – 11 августа 3114 года до н. э.). И этот Великий цикл заканчивается (прибавляем к этой дате 1 872 000 дней) как раз 21 декабря 2012 года, в день зимнего солнцестояния. Про то, что он будет последним, индейцы ничего не сказали. Так что 22 декабря, видимо, начинается какой-то новый великий цикл. Вот и весь конец света. Страшно?
Пирамиды опять-таки у майя были даже круче, чем египетские. Пирамида Кукулькана (El Castillo в туристических справочниках) являет собой воплощенную в камень идею календаря майя. Ее лестницы содержат ровно 91 ступеньку каждая, что вкупе с верхней платформой дает число 365 – именно столько дней в «плавающем» солнечном цикле. Пирамида украшена 52 панелями – именно 52 года составляет общий календарный цикл. Каждая из девяти ступеней разделена пополам, что дает 18 месяцев «исторического» календаря «длинного счета». Плюс два раза в году, в дни солнцестояний, благодаря точной ориентации постройки зрители могут наблюдать «чудо» – «схождение» бога Пернатого Змея: солнечный свет скользит по краю одной из лестниц постройки, достигая резной головы чудища, расположенной у подножия.
Учитывая, что майя не знали железа, совершенно непонятно, чем они ухитрялись так обтесывать каменные блоки. И вообще, как смогла цивилизация, практиковавшая подсечно-огневое земледелие*, живущая фактически в каменном веке и даже не изобретшая колеса, создать такой сложнейший и такой невероятно точный календарь? Календарь свидетельствует о столь великолепном знании астрономии и математики, что проще всего объяснить его появление тем обстоятельством, что предки майя все же встречались с инопланетянами, которые и принесли бедным диким людям в дар некоторые из самых примитивных технологий. Например, умение считать, понимать язык звезд и резать камни лазером (увы, сделанным из материалов, которые полностью разлагаются за несколько лет, чтобы более продвинутые потомки майя не смогли воспроизвести ничего подобного). Такие версии, надо признаться, имеют хождение не только в среде склонных к алкоголю поэтов – иногда они забредают и в научные аудитории, потому что даже там встречаются люди, одержимые страстью к романтике. Поэтому к вести о том, что у майя кончается их календарь, серьезно отнеслось очень и очень много людей. И маслица в огонь плеснули специалисты по текстам майя, которые не замедлили донести до общественности, что в тексте на так называемом «монументе 6», который находится на городище Тортугеро в Мексике, в биографии правителя Балам Ахау содержатся следующие слова: «Закончится тринадцатое четырехсотлетие в день 4 Ахау 3 числа месяца К’анк’ин, случится пришествие Болон Окте в большом перевороте».
*Примечание Phacochoerus'a Фунтика: «Это когда поле не вспахивают, а выжигают сорняки и заросли на нем, а потом чем могут бороздят, засевают и пару лет снимают с него средненький урожай. В общем, это не самый эффективный способ ведения сельского хозяйства».
Учитывая, что Болон Окте – это бог, отвечающий за гибель всего живого, прозвучало это предсказаньице весьма неприятно. А вдруг они на самом деле знали, что будет?! Это им инопланетяне сказали!
Обладали ли майя сверхзнаниями?
И все же наших знаний о майя достаточно, чтобы с уверенностью сказать: их цивилизация при всей своей яркой уникальности не выходила за рамки единой цивилизационной логики. Да, они не изобрели колеса и нормального земледелия. Но у них были на то веские причины: на всем этом чертовом континенте не было ни единого животного, которое можно было бы запрячь в плуг или телегу. По этой же самой причине их города были так компактны, государства так недолговечны, а цивилизация столь неспешна: пешком еще можно разносить царские повеления, но межобщинная торговля без лошадей и волов крайне затрудняется. Кровоснабжение социума неизбежно идет куда медленнее, чем могло бы идти, будь ягуары или игуаны хоть чуть-чуть пригодны для тягловых работ. Если верить Диего де Ланде и ему подобным и полагать, что майя и правда не знали железа (хотя не такие уж далекие от них ацтеки и инки отлично использовали метеоритное железо, которое до сих пор регулярно находят на континенте, причем осколки одного метеорита нередко весят 30–40 тонн), то в любом случае они знали бронзу, изделия из которой встречаются в их захоронениях и которой вполне реально обтесывать даже весьма твердый камень. (Впрочем, после того как исследователь из Калифорнийского университета Жан-Пьер Протцен собственноручно обтесал несколько глыб каменным топором, доказывая, что отсутствие металла под рукой не помеха для строительства пирамид, вопрос, казалось бы, давно должен был исчезнуть с повестки дня.)
Что касается отличного календаря и хороших знаний математики, то и здесь нет ничего необычного. Все цивилизации, всерьез занимающиеся земледелием и живущие в условиях, где происходят резкие сезонные колебания температуры или иные изменения (например, разлив Нила), очень быстро разрабатывают весьма успешные календари или оперативно заимствуют их у соседей. Когда вся жизнь твоей семьи и твоего рода зависит от того, в какой именно день ты пихаешь в землю батат, а в какой – маис, ты очень быстро становишься отличным астрономом и математиком. Ты можешь не изобрести нотной грамоты, туалетной бумаги или конституционной демократии, но календарь ты придумаешь такой, что любо-дорого будет посмотреть. И при этом не пострадает ни один марсианин.
|