Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ОТ АВТОРА. Популярное учебное пособиеСтр 1 из 154Следующая ⇒
ТЕХНИКА ГИМНАСТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ Популярное учебное пособие Москва 2002 ББК 75.6 Г12 ОГЛАВЛЕНИЕ
Издательство «Терра-Спорт» — член Международной ассоциации издателей спортивной литературы Рисунки автора Гавердовский Ю. К. П 2 Техника гимнастических упражнений. Популярное учебное пособие. — М.: Терра-Спорт, 2002. — 512с. 13ВК 5-93127-158-9 Популярное пособие по актуальным вопросам техники гимнастических упражнений на основе подготовки сборных команд страны и сборных ведущих зарубежных стран мира. ББК 75.6 © Гавердовский Ю. К., 2002 От автора............................................................................... 9 ПЕРЕКЛАДИНА...................................................................... 15 1. Кто «хорошо висит»....................................................... 15 2. Гриф рисует узоры.......................................................... 16 3. Когда кисти разгружаются.............................................. 19
3. Когда кисти разгружаются.............................................. 19 4. Тянуться!.......................................................................... 21 5. Другая скорость —другая техника................................. 23 6. Оборот по-японски.......................................................... 26 7. Бросок по-китайски или «шило на мыло»...................... 28 8. Мощнее мощного............................................................ 31 9. Оборот наизнанку............................................................ 33
10. Бросок назад: аристократ или работяга?..................... 34 11. Оборот накатом: учат одному, а получается............... 36 12. Висы сзади: утраченная культура................................. 39 13. До и после отмаха через голову................................... 40 14. Так называемые «итальянские».................................... 43 15. Плечом вперед или назад?............................................ 45 16. Сколько можно поворачиваться вокруг руки?............. 48 17. Требуются мягкие руки................................................. 51 18. Санжировки —витаминный концентрат турниста....... 53 19. Отходы и траектории.................................................... 55 20. Отход и крутка............................................................... 57 21. Тактика наката............................................................... 60 22. Отходы со срывами и без.............................................. 62 23. Щучьи уроки.................................................................. 65 24. Сальто выпрямившись. Но как выпрямляться?............ 67 25. Что такое «профилирующее сальто»?.......................... 69 26. Двойной бланш: эрзац и экстра..................................... 72 27. Бойко, Марченко... Ковач!............................................. 74 28. На этажах мощности...................................................... 77 29. Одно равно двум, а два.................................................. 80 ТЕХНИКА ГИМНАСТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ Оглавление
30. Уплотненное сальто....................................................... 82 31. Низкое начало —не помеха........................................... 84 32. Для чего нужна люфтпауза............................................ 86 33. Капризные пируэты........................................................ 88 34. Лунная история.............................................................. 91 35.Андриановскиеигры...................................................... 92 36. От «делчева» к «гингеру».............................................. 93 37. Полет стоя...................................................................... 95 38. Задернутое сальто.......................................................... 97 39. Поворот сгибанием или разгибанием?.......................... 99 40. Питомцев — Якунин — Ткачев — Люкин — Маринич — Георгадзе...................................................... 101 41. «Ткачевский»: клубок противоречий.......................... 103 42. «Ткачевский»: проблема спада.................................... 105 43. «Ткачевский»: тонкости контртемпа........................... 107 44. «Ткачевский»: в полете................................................ ПО 45. Обратный лёт —прототип «ткачевского».................. 114 46. Соскок лётом: из 50-х —в 2000-е?.............................. 117 47. Лёт без кипы бывает?................................................... 119 48. Воздушный кроль......................................................... 122 49. Прихотливая «вертушка»............................................ 124 50. Дуга — сальто. Прерванная песня.............................. 127 51. Срыв без срыва............................................................. 130 52. Когда инерция — помеха............................................ 133 53. Подъем разгибом —без разгиба.................................. 137 54. Подъем разгибом —тоже оборот................................ 139 55. «Хип-хап» —старая задачка........................................ 141 БРУСЬЯ.................................................................................. 143 56. Размахивания: верхом на тигре................................... 143 57. Плечи-рессоры............................................................. 146 58. Замок для локтей......................................................... 148 59. Спад, сотворивший революцию.................................. 149 60. «Поздний» спад: тема с вариациями........................... 152 61. Неизвестные размахивания......................................... 154 62. Таз —индикатор........................................................... 156 63.Дуга«по-шахлински»................................................... 158 64. Подъем разгибом — дело тонкое!............................... 159 65. Тупик или свет в тоннеле?........................................... 162 66. Отдовиг—суррогати «Н1-Р1»...................................... 165 67. Жерди —коварный трамплин...................................... 167
68. Когда стаскивает вдоль жердей.................................. 169 69. Странности подъема махом вперед............................ 172 70. Подъем «в протяжку» и «в складку».......................... 175 71. Как делать поворот?................................................... 175 72. Это подъем или кувырок?........................................... 178 73. Асимметричные неожиданности................................. 180 74. Поворот махом назад: тьма нюансов.......................... 183 75. Один элемент? Два?..................................................... 186 76. Перемахи мелкие неприятности................................. 188 77. Спичаг —тест на культуру гимнаста.......................... 189 78. Бланш на прямых: трудно и неэффектно?.................. 191 79. Сальто назад —конфликтующие родственники......... 194 80. Руки от опоры до опоры.............................................. 197 81. Сальто с прямым телом —за и против....................... 199 82. Руки стопорят............................................................... 200 83. Два «темпа» на «оберучныи»: по теории и «против» 201 84. Смелый мах —враг перекосов..................................... 203 85. Сальто вперед: спор двух «темпов»........................... 206 КОЛЬЦА................................................................................. 209 86. Еще один штрих к «броску»....................................... 209 87. Эта однобокая опора................................................... 211 88. Подкачните!................................................................. 213 89. Обрывы и «обрывчики»............................................... 216 90. Как вы действуете кистями?........................................ 218 91. Как на перекладине?!................................................... 220 92. Сила симметрии........................................................... 223 93. Совсем как в баттерфляе............................................. 225 94. Метаморфозы выкрута................................................. 227 95. Кольца против перекладины........................................ 230 96. Забытый «темп»........................................................... 232 97. Вторая ступень ракеты................................................ 234 98. Опять о «контртемпах»............................................... 237 99. Обороте поворотом?.................................................... 240
100. Простые махи — не просты...................................... 243 101. «Сальто» над кольцами............................................. 246 102. Бланш не устарел!..................................................... 249 103. И сила не поможет..................................................... 252 104. Крест: и техника тоже................................................ 254 105. Настоящий обратный крест...................................... 256 106. Тонус тонусу рознь.................................................... 258 ТЕХНИКА ГИМНАСТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ Оглавление
КОНЬ...................................................................................... 261 107. Совсем особенный...................................................... 261 108. Микрокосмос коня...................................................... 263 109. Что есть «перемах»?.................................................. 265 110. Двухопорный старт.................................................... 266 111. «Элементы» не элементарны..................................... 269 112. Кому конь — «конек»?............................................... 271 113. Плечевой «насос»....................................................... 274 114. «Обманка» Мирослава Церара.................................. 277 115. Главная нога................................................................ 280 116. Падать, не падая......................................................... 282 117. Ошибка диссертанта................................................... 284 118. Бросок боком тоже бывает......................................... 286 119. Конь-хронометр.......................................................... 288 120. Круг: правило и его исключения................................ 291 121. Чудо-симбиоз скрещения и круга.............................. 294 122. «Лунный» круг прогнувшись..................................... 296 123. Поворот против течения............................................ 298 124. Повороты разбавленные и концентрированные........ 299 125.0 правилах ходьбы.................................................... 302 126. И, всетаки, сальто!..................................................... 304 127. Эквилибр на коне........................................................ 305 ПРЫЖОК.............................................................................. 309 128. Тактика разбега........................................................... 309 129. Секрет Фурмана......................................................... 311 130.0 древнегреческом стиле........................................... 314 131. Диалоге мостиком...................................................... 316 132. Как в него «попасть».................................................. 317 133. Руки мешают или помогают?..................................... 320 134. Прыжковые ритмы...................................................... 322 135. Полеты в мечтах и наяву........................................... 324 136. Уходящее понятие...................................................... 327 137. История «лёта»: рождение — расцвет — забвение.. 328 138. История переворотов: рождение — расцвет — перерождение............................... 331 139. Не только руками....................................................... 332 140. Скрытый порок или достоинство?............................. 334 141. Накат + курбет + группировка................................... 337 142. Идея есть, но............................................................... 340 143. Хорошо забытый хороший прыжок.......................... 343
144. Тот самый «цукахара»............................................... 345 145. И «цукахара» ложный................................................ 347 146.1'/2 — \х/г — утопия или реальность?...................... 350 АКРОБАТИКА....................................................................... 355 147. Можно ли подкрутить себя в полете?....................... 355 148. Сальто вперед: руки, туловище, шея........................ 358 149. Через темп или в одно касание?................................ 362 150. Опять люфтпауза!...................................................... 366 151. Пируэты и пируэтчики............................................... 368 152. Ниша для поворота.................................................... 371 153. От полпируэта к пируэту или наоборот?.................. 372 154. Иногда полезно обманывать...................................... 377 155. Спор о махе руками................................................... 380 156. Прыжок в золотой век................................................ 384 157. Больше, чем название................................................ 387 158. Курбет, толчок, отход................................................ 390 159. Стрикоссат —не виноват........................................... 394 160. Фляк набирает скорость............................................. 397 161. Еще раз фляк и разные разности............................... 401 БРЕВНО................................................................................. 405 162. Быть в тонусе. Но в каком?........................................ 405 163. Про кошачий стиль и эскалатор................................ 407 164. Чувствовать самого себя!........................................... 410 165. Переполох с румынским фляком............................... 413 166. Центробежный момент: коготок увяз........................ 416 167. Перешагивая через стандарты................................... 419
168. Как схватиться за соломинку.................................... 423 169. «Она по проволоке ходила...»................................... 426 170. Трудный синтез статики и динамики........................ 428 171. Поперек и продольно................................................. 431 172. Хорошо для отталкивания —плохо для баланса..... 434 173. Уметь руку приложить.............................................. 437 174. «Спичаговые» нюансы............................................... 439 БРУСЬЯ РАЗНОЙ ВЫСОТЫ................................................. 442 175. Уроки большого оборота........................................... 442 176. Перемах о себе напоминает....................................... 444 177. Помесь «броска» с «накатом».................................. 447 178. Прокрустово ложе брусьев........................................ 449 ТЕХНИКА ГИМНАСТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ 179. Срывное? Задернутое? Китайское?........................... 451 180. От Ткачева к Шушуновой и обратно......................... 454 181. Река? — Волга. Подъем? — Разгибом....................... 456 182. «Простой» отмах........................................................ 460 183. Непростые отмахи...................................................... 464 184. Когда «развязаны» руки............................................. 467 185. Бесполый перешмыг................................................... 469 186. Клан движений «не касаясь»...................................... 471 187. Дуга —сальто... вперед?............................................ 474 188. Дуга Бурды —техническая энциклопедия................. 477 189. Тайны дуги назад........................................................ 482 190. С жерди на жердь........................................................ 485 191. Петушиное словцо..................................................... 487 ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ................................................ 490 Памяти внука Илюшки ОТ АВТОРА Эта книга — об актуальных вопросах техники упражнений, составляющих основное содержание современной спортивной гимнастики. Она адресуется, прежде всего, активно практикующим тренерам и наиболее пытливой части действующих спортсменов, то есть тем, у кого в процессе регулярной, конкретной работы постоянно возникают вопросы, остающиеся без убедительного и своевременного ответа. Замысел книги возник еще много лет назад, когда автор регулярно работал в сборных командах страны в качестве научного консультанта. Наблюдая тренировочный процесс с участием лучших отечественных тренеров, выдающихся гимнастов и гимнасток мира, нетрудно было еще и еще раз убедиться, что одна из главных проблем, постоянно встающих перед любым тренером и его учеником, это — проблема постоянного, часто мучительного преодоления технических затруднений, требующих и от наставника и от его подопечного не только верных практических действий, но и — прежде всего — правильного понимания сути движения, связанных с этим двигательных задач и, самое главное — способов их решения; задач, число которых неумолимо расте^ по мере того, как спортсмен совершает свое трудное восхождение к высотам мастерства. Такова уж гимнастика, этот прекрасный и странный вид спорта, сделавший своим преДметом движения, не известные в повседневном, «разумном» обиходе, совершенно далекие от естественных ло-комоций и, казалось бы, вообще от здравых человеческих целей. Вид спорта, целиком сотканный из искусственных телодвижений, подобно тому, как музыка слагается из звуков, не известных живой природе... Издания, посвященные технике гимнастических упражнений, выходили и прежде. Но особенность книги предлагаемой в данном случае, заключается в том, что, в отличие от других публикаций, посвящавшихся этой проблеме, (впрочем, довольно редких), в ней чи- ТЕХНИКА ГИМНАСТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ От автора
татель не найдет систематизированного описания упражнений различных структурных групп1. Здесь основное внимание уделяется проблемным ситуациям в истолковании техники упражнений, тем «болевым точкам», которые чаще всего становятся причинами возникновения затруднений в практической работе, источником типичных ошибок и погрешностей в упражнении, находящемся в работе или уже заученном. Вместе с тем, в материале, отобранном нами для книги, отражены упражнения, очень разные и по структуре, и степени сложности, так что некоторые из них наиболее радикальному читателю могут показаться либо слишком «элементарными», либо чрезмерно трудными, либо, наконец, попростуустаревшими. Однако этот отбор носит принципиальный характер. Во-первых, мы убеждены, что гимнастика, взятая во всем потенциальном объеме и подлинном значении, неизмеримо шире и богаче ее сиюминутного, текущего состояния, диктуемого временными тенденциями, модой на те или иные упражнения и причудами судейства. Во-вторых, «излишне простые» упражнения, которые могут вызвать скепсис у читателя, убежденного, что это для него — «пройденный этап», на самом деле, как правило, имеют массу тонкостей, незнание которых сплошь и рядом становится (автор в этом множество раз убеждался на примерах с мастерами высшей квалификации) причиной пробелов в технической подготовке гимнастов и безнадежного снижения их класса. Главное же заключается в том, что вдумчивый, непредвзятый (и, надо было бы добавить — не высокомерный) подход к анализу более или менее простых упражнений помогает в понимании самых важных, базисных закономерностей, от которых зависит освоение и исполнение даже самых малодоступных трюков. Нужно вновь и вновь подчеркнуть, что гимнастические упражнения — независимо от их сложности и трудности! — представляют собой единую систему двигательных действий и движений, в которой всё чрезвычайно тесно связано и взаимообусловлено. Если тренер недостаточно глубоко и тонко понимает каковы на самом деле структура и механизмы «простого» упражнения (которое кажетсяшу таким, только потому, что 1 Как это было, в частности, в двух изданиях «Гимнастического многоборья» под ред. Ю. К. Гавердовского, содержащее самое полное из известных специалистам изложение техники гимнастических упражнений (М., ФиС, 1975-1980, 10 книг; М., ФиС, 1986-1987, 2 тома). им легче овладеть), то это вне сомнения означает, что он совсем уж слабо разбирается в более сложных движениях, в которых, как правило, кумулируются разнообразные биомеханические эффекты, свойственные более доступным упражнениям. Впрочем, в книге достаточное внимание уделяется именно сложным, рекордно трудным, проблемным элементам, биомеханическим моделированием которых автор занимается много лет. Так что любители гимнастических «изюминок» не должны быть в этом смысле слишком уж разочарованы. Что касается «анахронизмов», то есть упражнений, якобы навсегда вышедших из употребления и могущих показаться иному читателю ненужными, то здесь мы придерживаемся того же принципиального мнения: все новое — суть хорошо забытое старое и — нет плохих элементов, а есть плохие и недальновидные реализаторы. В книге мы многократно и настойчиво повторяем мысль о том, что такие, например, упражнения, как виртуозные соскоки и прыжки сгибаясь-разгибаясь, соскоки и прыжки лётом, прыжки «ямаси-та», подъемы и соскоки дугой, усложненные подъемы и кувырки на брусьях, скрещения на коне и проч., и проч., что всё это — не устаревший материал, а богатейшая почва для постоянного обновления, освежения действующего гимнастического репертуара, который во все времена имел унылую склонность к рациональному единообразию, усыханию до общепринятого «джентльменского набора», считающегося на данном этапе гимнастической жизни «приличным» и поощряемого неразумным судейством. Как если бы все взрослое население, повинуясь диктату моды, вырядилось сплошь в красные пиджаки... В заключение — несколько замечаний о текстах и структуре книги. Если не считать собственного опыта автора как гимнаста и тренера (необычайно важного для понимания и истолкования многих вопросов), то материал книги основывается на следующих основных источниках. Первый из них — исследования по биомеханике, технике и дидактике гимнастических упражнений, в разные годы осуществленные автором и его сотрудниками — более чем 30 аспирантами и соискателями из стран СНГ, Германии, Болгарии, Северной Кореи, Китая, Туниса, Египта, Иордании и др. Эти исследования составляют доказательную основу всего, что утверждается в тексте книги.
ТЕХНИКА ГИМНАСТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ От автора
Второй — многолетняя, с 1962 года, деятельность автора по научному обеспечению сборных команд страны в качестве сотрудника и руководителя КНГ по гимнастике, консультанта по вопросам техники и прогностики гимнастических упражнений, обучения и специальной технической подготовки. Большая часть наблюдений и разного рода казусов, изложенных в книге, обязаны своим происхождением именно этой работе. Третий источник — работа на семинарах тренеров, курсах повышения квалификации в разные годы проходивших как в СССР, России, так и за рубежом (Германия, Греция, Испания, Дания, Италия, Болгария, Чехия, Венгрия, Венесуэла, Боливия и др.). Суждения тренеров разной квалификации, воспринятые автором на этих занятиях, и всесторонний обмен мнениями, включая разного рода дискуссии, лучше всего помогают в поисках общего языка, позволяющего наладить продуктивную связь между теоретиками и практиками спорта. Наконец, еще один источник — преподавательская работа в ГЦОЛИФК-РГАФК, начавшаяся в 1959 году и продолжающаяся до настоящего времени. Этот род работы как нельзя лучше показывает насколько велика разница (подчас — пропасть) между двигательным опытом спортсмена и его способностью грамотно истолковать как чужие, так и свои собственные действия. Одной из задач, поставленных перед собою автором, было предельно простое, доходчивое изложение материала. Это вызвано, конечно, не стремлением развлекатьчитателя, анастоятельной необходимостью сразу дать тренеру или гимнасту в доступной форме то, что может понадобиться ему в деле — не заставляя его вспоминать законы физики и физиологии. Отсюда и избранная автором разговорная интонация. Теми же соображениями продиктовано решение использовать в тексте обиходную гимнастическую терминологию и расхожие определения, принятые в широкой среде тренеров и гимнастов; такие как «бросок»2, «накат», «курбет», «крутка», «спичаг», «бланш», «фляк», «вертолет», «самолет», «перешмыг», именные и др. термины и определения. Автор совершенно уверен, что читатель с готовностью примет эти «вульгаризмы», так как нормативная гимнастичес- кая терминология хороша для точной записи движени й, но для жи -вого обсуждения вопросов, составляющих предмет книги, слишком тяжеловесна. Краткие исторические экскурсы, которые автор подчас себе позволяет, носят вовсе не мемуарный характер, а вынуждены необходимостью сопоставления эволюционных форм техники гимнастических упражнений. В книге восемь глав, охватывающих все виды гимнастического многоборья. Опорные и акробатические прыжки даны без разделения на мужской и женский материал, так как он в принципе един. Глава «Брусья разной высоты» также является лишь дополнением к материалу главы «Перекладина», так что специалистам по женской гимнастике нужно, без всякого сомнения, обращаться, по необходимости к обеим этим главам (как и вообще ко всем остальным!). Материал книги излагается в виде относительно кратких сюжетов, имеющих сквозную нумерацию: от номера 1 в главе «Перекладина» до номера 191 в главе «Брусья разной высоты». Это позволяет более просто делать разнообразные ссылки в тексте, подчеркивая тем самым смысловую связь между самыми различными упражнениями и давая дополнительную информацию по тому или иному вопросу. Ссылки на сюжеты даются, как правило, в скобках полужирным шрифтом (95). Ссылки на рисунки даны курсивом —«(рис. 115)». Части рисунка, выделенные буквенными обозначениями, по необходимости именуются в тексте фигурами — «(фиг. а)». Отдельные изображения («человечки»), иллюстрирующие движение, названы кадрами (к.к.З-5)\ Книга заперш& ется, Предметным указателем. Такого рода служебный аппарат не типичен для популярных книг, но мы сочли уместным это сделать, чтобы читатель мог, при желании, выборочно находить в тексте интересующие его разделы и темы, опираясь не на заголовки сюжетов, носящие образный, подчас шутливый характер, а на общепринятую гимнастическую и биомеханическую терминологию. Кроме того, в каждом сюжете, как пра-
2 Ради упрощения фактуры текста, большая часть таких наименований дается без кавычек. Кавычки иногда сохраняются лишь по соображениям ясности контекста. 3 Автору пришлось воспользоваться воспроизведением собственных рисунков, за что он заранее просит извинения у читателя. Но это, по крайней мере, гарантирует полную аутентичность изображений и текста, так что автору не на кого будет свалить вину за все возможные несуразности.
ТЕХНИКА ГИМНАСТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ вило, встречаются аспекты, вообще не нашедшие отражения в заголовке. И последнее. В книге часты не вполне раскрытые ссылки на некоторые наиболее общие закономерности построения гимнастических движений, такие как биомеханика отталкиваний, бросков, поворотов, структурность движений и др. Это объясняется тем, что, по замыслу, настоящему изданию должна была предшествовать аналогичная популярная книга по общим основам техники гимнастических упражнений. Однако этот проект остается пока что неосуществленным, хотя, быть может, придет и его время.
|