Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Дуга Бурды — техническая энциклопедия
спад не все время с максимальной «оттяжкой» (б-в), а «припасает» некоторые ее ресурсы напоследок, резко усиливая «складку» прямо перед началом разгибания (а-в). Внимательный читатель возразит: ведь тогда спад получается с недостаточной «оттяжкой»! Да, в этом гимнастка может чуть-чуть потерять, но потеря эта не играет, практически, никакой существенной роли, так как очень уж активный подъем во второй части маха здесь совсем не требуется (50). Между тем, дополнительная, рывко-вая складка перед освобождением стоп как бы дает старт решающему действию маха дугой — разгибанию, и существенно повышает его активность. Бросок выше? ниже? Этот вопрос уже звучал по поводу соскока дугой с перекладины (50). Там ответ был: не слишком высоко. Интересно, что здесь ответ тот же, но — по другим причинам! В данном случае соль не в том, каким будет контрвращение тела (его здесь нет вообще), и какой будет траектория полета (которая тоже, фактически, отсутствует), а — в условиях освобождения рук для поворота. При высоком и очень высоком движении (рис. 187-а, б) добиться нужного освобождения кистей, а тем более ощутимого подлета, дающего возможность непринужденно сделать весь поворот, очень труд- но (правда, если бы это удалось, условия возвращения на опору и, главное, последующего маха вперед в висе были бы превосходными; это открывало бы дополнительные возможности для связок и т.д. Но —увы...). В свою очередь, слишком низкое движение (в-г) не только мало эффектно, но чревато критическим отходом вперед от опоры и, как следствие, недохватом. Оптимально же — умеренно-высокое движение (б-в). Оно не трудно, дает достаточное время для выполнения безопорной части движения и удовлетворительные условия для возвращения на опору. Как лучше поворачиваться: из упора ноги врозь или ноги вместе1} БРУСЬЯ РАЗНОЙ ВЫСОТЫ Быстрый поворот в «бурде» достигается благодаря резкому ускорению крутки, заданной при разгибании. Ускорение это сродни тому, что дает группирование, но только роль последнего здесь играет выпрямление тела при разгибании, а также сведение ног, если они были разведены в упоре стоя. В принципе: — чем шире были разведены ноги в начале поворота от опоры и — чем быстрее они закручиваются «по винту»; — чем быстрее тело после этого выпрямляется и — быстрее соединяются ноги — тем быстрее весь поворот. Этот перечень факторов, казалось бы, недвусмысленно говорит, что поворот из положения ноги врозь эффективнее. И как общее правило это совершенно верно. Но в нашем конкретном случае это не совсем так. Дело в том, что при исполнении поворота на фоне быстрого выпрямления тела из положения с его сильным начальным сгибанием доминирующую роль играет не столько сведение ног, сколько именно выпрямление тела. Так что почти безразлично — были ноги вместе или врозь. Получив этот ответ, можно было бы на том и покончить, но есть некоторые оттенки. Один из них — задача удержания ног сомкнутыми. При действиях из упора стоя со сведенными ногами есть опасность их разбрасывания центробежной силой инерции, особенно при резком ускорении поворота. Та же сила, впрочем, мешает сводить ноги из положения ноги врозь, но в этом случае четкая направленность усилия на соединение ног обычно помогает гимнастке удерживать их вместе. Таким образом, окончательный ответ таков: поворот из умеренной «разножки» по ряду соображений все же предпочтительнее. Каковалучшая осанка в повороте? Конечно, для любого поворота идеальна поза с абсолютно прямым и оттянутым от опоры телом. Но известно как трудно добиться этого при «дугах»: гимнастку всегда «ломает», так как при стремительном разгибании легче легкого «проскочить» прямое положение и прогнуться, а это всегда потеря в скорости крутки, не говоря уж о стилистике движения. При этом, чем сильнее разгибание, тем одновременно больше и риск переразгиба, разбрасывания ноги проч. Как предотвратить эти затруднения? Увы, никакого средства, кроме упорной тренировки с поиском наилучшего для себя режима движения в махе дугой — нет. Каким должно быть направление «броска» в разгибании, чтобы можно было избежать столь вероятных здесь перекосов? Этот вопрос 188. Дуга Бурды — техни ч е с к а я энциклопедия уже затрагивался (17). Что касается конкретно «бурды», то она выполняется с отпусканием обеих рук, и все движение должено выполняется без смещения тела в сторону. ОЦТ должен двигаться все время строго в одной плоскости, это норма. Минимальные смешения тела в сторону поворота терпимы, но умышленные движения ногами в бок — грубейшая ошибка, после которой не миновать косых махов в и болтанки висе. Кто-то скажет: но ведь ясно видно, что ноги в таком упражнении уходят в сторону поворота! Верно, уходят. Здесь движение вообще асимметричное. Но при этом оно динамически уравновешенно и очень интересно своей геометрией: по мере выпрямления тела, стопы гимнастки, «ввинчиваясь в пространство», удаляются вперед от опоры по суживающейся спирали, как бы обматывающей продольную ось тела. При этом, если стопы, уходя от жерди, смещаются, например, налево, в сторону поворота, то таз гимнастки (тело разгибается, но еще согнуто) компенсаторно отходит вправо, а ОЦТ, как было сказано, продолжает удаляться от опоры строго в плоскости, перпендикулярной опорной жерди. Как действовать руками! Очевидно, что в «дуге Бурды», по крайней мере к окончанию поворота, должна иметься возможность дохвата, а кистям гимнастки положено находиться в зоне опоры. Причем, чем прямее и ближе руки будут друг к другу, тем лучше для поворота. Действительно, у лучших исполнителей руки мягко сведены над головой, ни в коем случае не разбросаны, а кисти «полощутся» у самой жерди, «пассируя» ее. Это технично, но это и лишает такую «дугу» впечатления полетности. Было бы эффектнее как-то убирать руки от опоры в полетной фазе, но... это ухудшает условия вращения «по винту»... Интересна работа рук при дохвате. Обычно всегда рука, одноименная повороту, фиксирует опору первой, это и понятно. А вторая ставится на жердь позже, приходя на нее уже с окончанием поворота. То есть кисти, вторя повороту, как бы перекатываются по жерди. Но такая техника небезупречна. Она приводит к тому, что быстрый поворот в «бурде» не гасится сразу, а приводит к перекосам на опоре, к «проваливанию» разноименного плеча. Однако этого можно избежать, если опускать разноименную руку на жердь пораньше, опережающим движением, и жестко упираться ею в жердь, стремясь быстрее остановить инерционное движение в повороте и не допустить перекоса. Как действовать головой. ? Все исполнители ищут опору взглядом и поэтому обычно поднимают голову, а это провоцирует прогиба-
БРУСЬЯ РАЗНОЙ ВЫСОТЫ ________________________________________ ние тела. Идеальна закрытая осанка в повороте, и надо, все таки, отвыкать от естественного желания пораньше увидеть жердь. Это простительно в обучении, но в дальнейшем нужно от этого избавляться. Итак, «дуга Бурды» — целая шкатулка с маленькими техническими секретами (или, если угодно — «ящик Пандоры» со скрытыми в нем неприятностями). Полезно на этом примере детально анализировать различные движения, не только махи и соскоки дугой.
|