Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тайны дуги назад
Мах дугой назад — редкий гость в комбинациях гимнасток, хотя движение интересное, и на фоне подавляющего преобладания «больших махов» может внести в упражнение приятное разнообразие. Но дуга назад — движение тонкое и не без капризов. Первое, с чем сталкиваются исполнители всех «простых» дуг назад, это, конечно, проблема виса сзади. В современной гимнастической практике — даже мужской и, тем паче, женской — сложные висы сзади находятся на грани «вымирания», а вместе с ними в том же состоянии находится и практика подготовки аппарата плечевого пояса к работе в висах сзади (12). А обращение к упражнениям в висах сзади без должной подготовки плеч не только чревато травмами, но и не даст никогда достойного результата. Поэтому, как ни парадоксально, наиболее доступны, а заодно и эффектны усложненные формы этих движений — с поворотами, перехватами, так как они позволяют обойтись без неприятных висов сзади, а главное — более удобны в соединениях. Но и усложненные формы дуг назад — со своими подводными камнями. Чтобы эти движения оправдали вложенный в них труд, следует позаботиться о ряде вещей, иначе дуга будет суррогатной и принесет только хлопоты и разочарования. Нужно, например, овладеть хотя бы в руках тренера полноценным, достаточно высоким выходом назад-вверх в вис сзади (рис. 188). Нужно, хорошо осознав задачу, прочувствовать и научиться до возможного предела отрабатывать руками (рукой) на опоре в фазе максимального подъема в махе дугой назад. Нужно уметь точно посылать ноги либо прямо назад-вверх (мах без поворота или с поворотом на 360°), либо в сторону опорной руки (при повороте кругом). Нужно уметь пораньше дохва-тываться после поворота и т. д. Все это, в общем, известно, хотя не часто и не в полной мере реализуется на практике. Остановимся здесь на одной любопытной особенности дуги назад с поворотом на 360°, которая до сих пор мало осознана и почти никогда подробно не описывалась. Речь идет о зависимости, существующей между степенью разгибания рук (то есть разгибания плеча) с их движением назад «за спину» и — характером возможного при этом поворота. Выполняя мах дугой с поворотом на 360° (или с тем, что принимается за такой поворот), гимнастка, гимнаст, приходят в итоге движения в тот же вис, из которого начали перемах согнувшись. Если при этом все делается более или менее корректно, то вначале (к.к. 1—3), сделав перемах и послав ноги вверх-назад, гимнастка переходит хватом в высокий вис сзади хватом сверху (к.к. 3—6). И только после этого делается весь поворот). Причем, чем позднее и, значит, быстрее поворот выполняется, тем эффектнее он выглядит. В этой связи можно выделить относительно растянутую зону «стандартного» поворота (к.к. 6—8) и более сжатую зону поворота «виртуозного» (к.к. 7—8). Но понятно, что рыба ищет где глубже, а гимнаст — где легче... Поэтому всегда есть соблазн обойтись поворотом попроще, то есть таким, чтобы начать пораньше и пораньше завершить, не очень-то «углубляясь» в сам мах дугой назад. И вот мы видим, что гимнастка, едва начав разгибание (к.к. 3—5), уже «бросает» опору одной рукой и, проведя ноги этакой боковой дугой, тут же дохватывается вновь за жердь, возомнив, что это и есть «мах дугой назад с поворотом на 360°». Но ничего подобного! Если так действовать, то не будет ни самого истинного маха дугой назад (в лучшем случае будет «полумах», БРУСЬЯ РАЗНОЙ ВЫСОТЫ
|