Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
От авторов. В организации коррекционной работы в логопедической группе важным средством взаимосвязи логопеда с родителями является индивидуальная тетрадь ребенкаСтр 1 из 2Следующая ⇒
В организации коррекционной работы в логопедической группе важным средством взаимосвязи логопеда с родителями является индивидуальная тетрадь ребенка. Выполняя вместе с ребенком в тетради задания, предлагаемые логопедом, родители закрепляют знания, умения и навыки, полученные на логопедических занятиях, и тем самым способствуют более успешному и быстрому продвижению ребенка в его развитии. Успех коррекционной логопедической работы во многом зависит от того, насколько добросовестно относятся родители детей к выполнению домашних заданий логопеда. Только тесный контакт в работе специалиста и родителей ребенка с диагнозом общее недоразвитие речи может способствовать устранению речевых нарушений в дошкольном возрасте, а значит, и дальнейшему полноценному школьному обучению. Пособие может стать важным подспорьем к индивидуальной тетради, оно будет полезно как учителю-логопеду, так и родителям. Задачи пособия: • способствовать речевому и интеллектуальному развитию старших дошкольников с общим недоразвитием речи; • обеспечить тесное сотрудничество учителя-логопеда и родителей в реализации коррекционной логопедической помощи детям с общим недоразвитием речи. Содержание и структура пособия ориентированы на учет специфики речевого и интеллектуального развития ребенка с общим недоразвитием речи (ОНР), поэтому целесообразно остановиться на характеристике ОНР, что важно в первую очередь для родителей такого ребенка. Итак, Ваш ребенок обучается в логопедической группе. В большинстве случаев его речевые проблемы характеризуются как общее недоразвитие речи. Что это значит? Многие родители считают, что основные трудности их детей — неправильное звукопроизношение. Это не совсем так. Ваш ребенок испытывает трудности в понимании законов родного языка. Ему трудно усвоить, почему надо говорить два стула, пять стульев, а не стулов, стулы и т.д. Почему медвежий хвост, а не медведин. Почему желтая бабочка, но желтое колечко. Ребенку сложно построить красивое, правильное предложение, составить последовательный, полный рассказ по картинке, рассказать о событиях своей жизни, о своей любимой игрушке, о своей семье. Рассказы его бедны — состоят из одного-двух предложений или заменяются перечислением предметов, изображенных на картинке: «Лыбки. Мальчики и акулы. И лечка. И лыбка. И удочка. И долога. И ведло». Такие явления можно наблюдать у многих детей в младшем возрасте, когда речь только начинает формироваться. Со временем эти трудности, ошибки, неточности уходят сами собой, правда, при условии, что окружающие ребенка взрослые своевременно направляют его речь. Но Ваш ребенок — особенный. Эти проблемы сохраняются у него в 5-6 лет и самостоятельно не преодолеваются. Вашему ребенку нужна поддержка и помощь логопеда и, конечно, Ваша. Речевые трудности в устной речи дошкольника могут впоследствии сказаться на овладении чтением и письмом. Ребенок может писать так, как говорит. А если он не умеет различать такие предложения, как Саша нарисовал и Саша нарисовала, то, прочитав их, не поймет истинного их смысла. Речь тесно связана с мышлением, вниманием, памятью, поэтому не исключено, что Ваш ребенок не всегда внимателен. Он испытывает трудности с запоминанием стихов, слов, не всегда может найти сходства и различия предметов, ответить на вопрос «почему?». Таким образом, общее недоразвитие речи — это системное нарушение, при котором страдают все подсистемы языка — фонетическая, фонематическая, лексическая, морфологическая, синтаксическая, — а также отмечаются нарушения в развитии внимания, памяти, мышления. Пособие включает задания по лексическим темам, предусмотренным Программой коррекционного обучения и воспитания детей с ОНР (авторы Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина). Все лексические темы распределены по периодам обучения и представлены в трех тетрадях: 1-я тетрадь— первый период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь): «Игрушки», «Овощи», «Фрукты», «Осень», «Посуда», «Одежда и головные уборы», «Обувь». 2-я тетрадь — второй период обучения (декабрь, январь, февраль, март): «Домашние животные», «Дикие животные», «Черты лица и части тела», «Продукты питания», «Перелетные и зимующие птицы», «Зима», «Новый год», «День защитника Отечества», «8 Марта», «Весна». 3-я тетрадь — третий период обучения (апрель, май, июнь): «Инструменты», «Мебель», «Насекомые», «Транспорт», «Сад-огород», «Профессии людей», «Лето». Вашему вниманию предлагается 1-я тетрадь. В рамках каждой лексической темы в занимательной форме представлены разнообразные задания и упражнения, направленные на развитие у ребенка: • лексики; • грамматического строя речи; • связной речи; • зрительного восприятия; • зрительно-моторных координации; • внимания; • памяти; • логического мышления. Задания и упражнения для развития устной речи ребенка предусматривают: а)расширение и уточнение предметного словаря («Что забыл нарисовать художник?», «Какие игрушки «спрятались» на рисунке?» и др.); б)расширение и уточнение словаря признаков («Раскрась картинку. Карандаши какого цвета тебе понадобятся?», «Подбери по 3-4 признака к фрукту. Скажи, какой фрукт по цвету, форме, величине и вкусу»); в)уточнение значений обобщающих слов («Какая картинка лишняя? Почему? Назови все предметы, кроме лишнего, одним словом и раскрась их»); г)образование относительных прилагательных со значением соотнесенности с продуктами питания, различными материалами («Если игрушки сделаны из резины, то они какие?» «Какой сок делают из фруктов?»); д)образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами («Назови овощ ласково»); е)согласование притяжательных местоимений мой — моя — мои с существительными мужского и женского рода, единственного и множественного числа («Про какую одежду можно сказать мой, а про какую — моя? Про что можно сказать мои?»); ж)согласование прилагательных с существительными в роде и числе («Подбери по 3—4 признака к фрукту. Скажи, какой фрукт по цвету, форме, величине и вкусу. Банан какой? Бананы какие? Груша какая? Груши какие?»); з)согласование числительных с существительными (игра «Пересчитай-ка». Пересчет грибов: один мухомор, два мухомора,...пять мухоморов). Для развития других психических функций и процессов предлагаются следующие игры и задания: а)для развития зрительного восприятия — «Соедини линией каждый овощ и геометрическую фигуру, на которую он похож», «Найди нужную заплатку», «Назови посуду, которая «спряталась» на рисунке»; б)для развития внимания — «Что забыл нарисовать художник?», «Найди ошибку художника», «Сравни картинки. Чем они отличаются?», «Найди каждому яблоку пару», игра «Узнай по описанию»; в)для развития памяти — заучивание загадок и стихотворений; г)для развития логического мышления — «Догадайся, какой сапог забыл нарисовать художник», игра «Четвертый лишний», отгадывание загадок. Такие задания, как «Раскрась геометрические фигуры», «Раскрась картинки», ориентированы на формирование у ребенка зрительно-моторных координации, являющихся необходимым условием становления графического навыка в процессе овладения письмом. Задания и упражнения учитывают возможности детей старшего дошкольного возраста с ОНР, поэтому предлагаются в игровой и наглядной формах. Не все задания доступны каждому ребенку, поэтому логопед, ориентируясь на индивидуальные возможности детей, может порекомендовать родителям выполнение определенных упражнений и заданий. Все упражнения и задания должны выполняться ребенком с помощью взрослого, который читает задания, в случае необходимости поясняет их и наблюдает за тем, как ребенок справляется с ними, а в случае затруднений предлагает совместное выполнение. К каждой лексической теме подобраны загадки и стихотворения. В соответствии с рекомендациями логопеда родители могут использовать в работе с этим материалом следующие приемы: отгадывание и заучивание загадок, рисование отгадок, заучивание стихотворений.
ТЕМА «ИГРУШКИ» 1. Рассмотри картинки и назови предметы, которые на них нарисованы. Какой предмет лишний? Почему? Назови все предметы одним словом и раскрась их, кроме лишнего. 2. Назови игрушки, которые нарисовал художник, Скажи, что он забыл нарисовать. Чего не хватает у каждой игрушки — у собачки, у самолета, у автомобиля, у слона, у телефона, у куклы, у домика, у лошадки? Дорисуй. 3. Рассмотри внимательно и сравни картинки. Скажи, чем отличаются игрушки на этих картинках? Раскрась их. 4. Ответь на вопрос: если игрушки сделаны из дерева, то они какие? Слон из дерева какой? — Деревянный. Шарик из дерева какой? Кубик из дерева какой? Грузовик из дерева какой? Лопатка из дерева какая? Если игрушки сделаны из резины, то они какие? Собачка из резины какая? — Резиновая. Кукла из резины какая? Лошадка из резины какая? Обезьянка из резины какая? Подумай и ответь, из какого еще материала можно сделать игрушки.
5. Назови геометрические фигуры, которые нарисовал художник. Рассмотри внимательно игрушки. На какую фигуру похожа каждая игрушка? Раскрась игрушку и фигуру, на которую она похожа, одним цветом
6. Назови игрушки, которые «спрятались» на рисунке.
ТЕМА «ОВОЩИ» 1. Раскрась картинку. Карандаши каких цветов тебе понадобятся? Молено ли назвать предметы, которые ты раскрасил, одним словом? Назови, какие овощи ты раскрасил.
2. Игра «Собираем урожай». Нарисуй на каждой грядке овощ и назови его ласково. Поздним летом в огород Собирается народ. Зрел все лето урожай. Что собрали? Отгадай!
Здесь весною было пусто, Летом выросла... _________________________________
Собираем мы в лукошко Очень крупную... __________________________________
От дождя земля намокла — Вылезай, толстушка... __________________________________
Надо поклониться низко, Чтобы вытащить... _________________________________
Помогает деду внук — Собирает с грядок... _________________________________
Вот зеленый молодец, Сочный, длинный... _________________________________ Вот и все! Хоть и устали, Урожай мы весь собрали.
3. Раскрась картинку. Дай каждому клоуну имя. Какой клоун собрал самый большой урожай перцев? Посчитай, сколько перцев собрал каждый клоун.
4. Соедини линией каждый овощ и ту геометрическую фигуру, на которую он похож. Назови каждый овощ ласково. 5. Игра «Назови сок, суп». Сок из моркови какой? — Морковный. Сок из томатов (помидоров) какой? Сок из свеклы какой? Сок из капусты какой? Суп из гороха какой? Суп из лука какой? Суп из овощей какой?
6.Рассмотри внимательно и сравни картинки. Скажи, чем они отличаются. Раскрась овощи.
7. Догадайся, какой овощ забыл нарисовать художник. Дорисуй.
ТЕМА «ФРУКТЫ» 1. Раскрась фрукты. Карандаши каких цветов тебе понадобятся? Назови каждый фрукт ласково. Скажи, где растут фрукты? 2. Найди каждому яблоку пару. Сколько пар яблок у тебя получилось? Раскрась каждую пару одинаково. 3. Рассмотри картинки и назови то, что на них нарисовано. Какая картинка лишняя? Почему? Назови все предметы, кроме лишнего, одним словом и раскрась их.
4. С каких деревьев упали фрукты? Яблоко упало с какого дерева? — С яблоневого. Назови каждое дерево. (Яблоневое, грушовое, вишневое.)
5. Найди ошибку художника. Зачеркни то, что не растет на дереве. Скажи, где растут овощи.
6. Игра «Какой сок делают из фруктов?». 7. Игра «Какое варенье можно сварить из фруктов?».
8.Подбери по 3-4 признака к фрукту. Скажи, какой фрукт по цвету, форме, величине, вкусу. Банан какой? — Желтый, сладкий, спелый. Бананы какие? Апельсин какой? Апельсины какие? Лимон какой? Лимоны какие? Груша какая? Груши какие? Яблоко какое? Яблоки какие? 9.Догадайся по описанию, какой фрукт тебе надо нарисовать: этот фрукт желтый, овальной формы, полезный, кислый. Нарисуй.
ТЕМА «ОСЕНЬ» 1. Внимательно рассмотри картинки. Догадайся, какие времена года изображены на них. Раскрась картинки. Как ты догадался, на какой картинке лето, а на какой — осень? Назови признаки лета и осени. 2. Игра «С какого дерева детки?». Рассмотри внимательно осенний букет, который собрала белочка. Проведи стрелки от листьев к деревьям, с которых они упали. Назови эти деревья. Как называется явление, когда с деревьев опадают листья? Раскрась картинку. 3.Игра «Назови лист». Лист дуба какой? — Дубовый. Лист березы какой? Лист рябины какой? Лист клена какой? Лист каштана какой? 4.Сосчитай, сколько всего листьев в осеннем букете белочки. Закрась красным карандашом столько треугольников, сколько в осеннем букете дубовых листьев. Закрась зеленым карандашом столько квадратов, сколько в осеннем букете березовых листьев. Закрась синим карандашом столько кругов, сколько в осеннем букете рябиновых листьев. Закрась желтым карандашом столько прямоугольников, сколько в осеннем букете кленовых листьев. Закрась коричневым карандашом столько овалов, сколько в осеннем букете каштановых листьев. 5. Рассмотри картинки и назови одним словом, что на них нарисовано. Назови каждый гриб. Какой гриб лишний? Почему? Раскрась все грибы, кроме лишнего. Какие ты еще знаешь съедобные и несъедобные грибы? Какой гриб растет под березой? А под осиной? 6.Игра «Узнай по описанию». Узнай гриб по описанию. Покажи его на рисунке к предыдущему заданию. «Съедобный гриб. Растет возле пней на длинной ножке с коричневой шляпкой». (Опенок.) «Несъедобный гриб. Белая ножка с белой юбочкой, красная шляпка. А по шляпке рассыпаны белые горошины». (Мухомор.) 7.Игра «Пересчитай-ка». Пересчитай грибы, деревья: Один мухомор, два мухомора,...пять мухоморов. Один боровик, два боровика,...пять боровиков. Один каштан, два каштана,...пять каштанов. Один клен, два клена,...пять кленов. 8.Рассмотри внимательно рисунок и назови, какие припасы заготовили себе ежик и белочка на зиму.
|