Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Съемка портрета в домашних условиях при естественном освещении
Фото: Юрий Тамазин
Текст: Юрий Тамазин
В очередной раз перебирая фотографии семейного альбома, всматриваясь в дорогие мне лица, я поймал себя на мысли, что очень многие снимки не передают настоящего образа тех людей, которые на них изображены. Многие на себя даже не очень похожи. В чем дело, почему простые семейные фотографии, передавая настроение времени, часто искажают лица близких мне людей? Вывод напрашивался сам собой, люди в этом не виноваты — виноват фотограф.
Есть такой анекдот.
Один говорит другому:
— Ты знаешь, я могу изуродовать человека одним пальцем! — Ты что, каратист??? — Нет, я фотограф!
Мне захотелось исправить это положение вещей и запечатлеть своих близких и друзей такими, какими их вижу я, а может, даже и лучше! Но как это сделать в домашних условиях, чтобы не тащить всех за руку в ближайшую фотостудию? Вывод — надо сделать студию дома.
Естественное освещение
Что в нашей студии главное — конечно, свет. Светом можно из Квазимодо сделать красавца и наоборот (что, правда, намного легче). Итак, да будет свет! С чего начать, вот вопрос не хуже гамлетовского. Начните с самого простого и поэтому самого правильного варианта — естественного освещения. В принципе все осветительные приборы имеют своей целью приближение к натуральному солнечному свету. Главное — правильно им воспользоваться, кроме того, он ничего не стоит. Многие мастера и опытные фотографы пользуются этим источником и признают его непревзойденным — это окно, которое есть в любой квартире. Если солнечные лучи падают напрямую в комнату, то занавесьте окно белой простыней, и вы получите идеальный софт-бокс для портретной съемки, который не греется и не потребляет электроэнергии. Если лучи бьют в окно не напрямую или в данный момент солнце переместилось на другую сторону, или просто на улице пасмурно, то окно можно не занавешивать — свет будет более мягким, что придаст вашей работе другое настроение.
На практике Давайте попробуем все это применить на практике и снимем для начала крупный план или плечевой портрет. Выбираем окно (если их несколько), которое будет нашим рисующим источником света. Учтите, что чем больше размер нашего окна (софт-бокса), тем более мягкий светотеневой рисунок нам удастся получить, и наоборот. В зависимости от требуемого характера портрета ему можно придать более жесткий тип (например, мужской) или более мягкий (лирический женский). Чтобы уменьшить световой проем окна, можно частично занавесить его непрозрачной тканью. Для начинающих лучше использовать черную или темно-серую ткань для сохранения цветового баланса, при определенном опыте работы — цветную ткань для придания интересного оттенка портрету. Можно также просто прикрыть жалюзи, так делаю я. Достаточно распространенное заблуждение, что чем больше источников света, тем лучше. Совсем не обязательно. Попробуем снять самый простой портрет без применения дополнительных источников подсветки и отражателей, с использованием только света от окна. Для определения светотеневого рисунка и практики посадите модель лицом к окну, поставив аппарат сбоку от модели. Я не оговорился, сказав «поставив аппарат». Дело в том, что свет, идущий от окна, особенно в пасмурную погоду достаточно слабый, чтобы установить короткую выдержку, поэтому применение штатива обязательно. При диафрагме 4, 5—5, 6 и при чувствительности пленки или «цифры» на уровне 200 выдержка может колебаться в пределах от 1/60 до 1 секунды! Здесь не поможет даже гиростабилизатор. При этом модель тоже должна сохранять неподвижность. В этих ограничениях и заключается основной минус съемки в комнате при естественном освещении. (Фото 1.)
Рассматривая полученный результат, мы видим, что область затылка, противоположная окну, достаточно плохо проработана, поскольку находится в глубокой тени. Попытки «вытянуть» тень в «Фотошопе» не приведут к хорошим результатам, кроме значительного усиления «шумов». Что делать? Достаточно с теневой стороны разместить простой отражатель (например, лист ватмана) и подсветить им тень! (Фото 2.) Как видите, фотография изменилась в лучшую сторону, причем без значительных усилий. При этом число отражателей может быть разным, в зависимости от требуемого результата. На силу подсветки будет влиять как площадь отражателя, так и расстояние до него — согласно законам физики обратно пропорционально квадрату расстояния. Также сгибая отражатель в ту или другую сторону, можно рассеивать или фокусировать отраженный свет.
В качестве переносных отражателей можно использовать любой подручный материал: лист ватмана, пенокартона, пластика, фольги и т.п. Если вы хотите несколько изменить цветовую картинку, то можете применить цветные материалы, но для начала используйте белые или серебристые (существуют и черные рефлекторы для снижения освещенности нужных участков). Можно, конечно, купить и промышленные отражатели, лайт-диски, хотя они достаточно дорогие. В данном случае подсветка была выполнена при помощи серебристого лайт-диска диаметром 80 см. Для подсветки небольших участков можно использовать небольшие отражатели — лист бумаги формата А4 и меньше! Самое замечательное свойство съемки с естественным освещением (особенно на начальном этапе приобретения мастерства) — трудно сделать плохо.
Меняем ракурс Давайте немного изменим положение модели и придадим портрету более художественный вид. Для этого немного развернем ее в сторону аппарата, примерно на 45 градусов. Конечно, простое изменение положения не сделает портрет шедевром, кроме этого нужны настроение, порыв и другие тонкости, но об этом в следующий раз. Фотоаппарат расположен под углом 90 градусов к окну. Наклоном головы модели выставим глубину теней на глазах — чем ниже опущена голова, тем глубже тени. Но нельзя этим злоупотреблять, дабы не получился эффект «синяков» под глазами. Поскольку всю светотеневую картинку вы наблюдаете в реальном времени, то никакого труда выставить ее правильно у вас не возникнет. Наиболее выигрышный — классический свет (еще его называют рембрантовский), когда подсвечена дальняя от камеры щека модели, а на ближней щеке образуется некоторый светлый треугольничек. Попробуем сделать это на практике. (Фото 3.) Данный портрет выполнен при помощи простейшего самодельного объектива с одной линзой — монокля, с использованием того же отражателя. Если вам захочется сделать более жесткие тени, просто занавесьте окно, сделав световой проем меньшего размера. При этом не забывайте, что выдержка увеличится. Несмотря на то что в данном случае волосы практически сливаются с фоном, сделано это умышленно для подчеркивания образа. Для создания портрета как никогда важно, чтобы фотограф хорошо знал и представлял, что он будет делать и что хочет получить от модели. Поэтому прорабатывайте съемку заранее, составьте примерный план, определите для себя типаж модели, выгодные ракурсы в зависимости от строения (формы) лица и другие тонкости, к которым мы вернемся в следующих статьях. Вот вы усадили вашу фотомодель к окну, чтобы свет падал на нее под правильным углом, одним или двумя белыми листами подсветили тени, если это нужно, и шедевр готов!? (Фото 4.) Важный момент при съемке портрета — «искорки» в глазах моделей. Для этого возьмите в руку белый лист бумаги или фольги и направьте на модель так, чтобы он отразился в ее глазах. Но запомните, что без хорошего настроения «искорки» в глазах не заиграют!
Работа с задним планом Мы ничего не забыли? Конечно, забыли — фон! На первый взгляд вещь несущественная, на нее даже внимания не обращаешь (когда он есть), особенно когда перед вами прелестная модель, красота которой затмевает все вокруг... Отсутствие правильного фона — это одна из самых распространенных ошибок начинающих фотографов, которые видят перед собой только передний план — главный объект съемки. А плохой задний план может испортить всю работу. Для создания портрета это актуально как никогда. Здесь все должно работать на модель, не отвлекать зрителя от созерцания красоты, а дополнять ее! Правильно подобранная цветовая гамма фона и его освещенность (если нужно) способна заставить вашу работу заиграть, как бриллиант, и придать ей нужное настроение. Фоном можно сделать работу холодной или экспрессивной. (Фото 5)
В качестве фона можно использовать очень многое из того, что есть у вас дома. Например, любые однотонные ткани, бумагу и пр. Главное, чтобы фон подходил по размеру к вашей композиции. Если вы используете материал, то не забудьте его погладить, особенно это касается светлых и белых тонов. Расположите фон позади модели на максимально удаленном расстоянии, которое позволяют размеры вашего помещения. Чем дальше вы его расположите, тем легче вам будет осуществить его подсветку (не затрагивая модель) и вывести из зоны резкости («отбить» объект от фона). Можно воспользоваться различными фонами, которые есть в продаже (тканевые, бумажные, из нетканого материала и рисованные фоны и т.д.). Вопрос только в вашей фантазии и размерах кошелька. У меня, к примеру, несколько нетканых фонов размером 2, 1х2, 75 м по цене 750 руб. разных цветов и пара тканевых итальянских. Для начала вполне достаточно двух-трех. Как повесить фон в квартире, зависит от вашей комнаты. У меня сделана простая, но удобная конструкция. На потолке закреплены два крючка, на которых висят две цепочки. К цепочкам подвешивается трехметровый брусок. Фон крепится к бруску канцелярскими кнопками, а цепочки позволяют регулировать высоту фона. Можно опустить его на пол для съемки лежа или поднять под самый потолок для съемки в рост. (Фото в начале статьи.) Если же у вас однотонные обои, можно использовать их в качестве фона. Любите свое дело и наслаждайтесь процессом съемки — это окупится прекрасными кадрами. Поверьте, дарить радость родным и близким — ни с чем не сравнимое удовольствие! Когда вы увидите светящиеся, благодарные глаза вашей модели, вы поймете, что не зря прожили этот день, а может, и всю жизнь!
|