![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Типичные ошибки при проведении наблюдения
1. Наблюдение начинается без специально разработанной программы, осуществляется случайно. 2. Признаки наблюдения не связанны с проблемной ситуацией и гипотезой исследования. 3. В числе признаков наблюдения в карточках не отмеченны часто повторяемые и достаточно значащие свойства ситуаций наблюдения. 4. Не введены ограничения на условия наблюдения, и наблюдатели столкнулись во время работы с принципиально разными ситуациями. 5. Не подготовлены и не апробированы методические документы; по этой причине во время сбора данных возникают трудности, связанные с четкой регистрацией признаков. Расположение духа наблюдателя может отрицательно влиять на характер восприятия событий, на оценку результатов наблюдения. Наблюдение имеет как положительные, так и отрицательные свойства. Недостатки состоят в невозможности гарантирования репрезентативности данных через большое количество явлений, элементов субъективизма в интерпретации ситуаций, наблюдений, событий. Кроме того, как правило, наблюдаются лишь те события, которые происходят в период проведения исследования. Опрос Метод опрашивания как выявление позиции людей используется практически на всех этапах сбора информации. Этот метод используется приблизительно при 90 % исследований. Основные виды опрашивания, его преимущества и недостатки представлены в табл.5.1 и5. 2. Основными документами, которые дают возможность собрать первичную информацию, являются опросное письмо и анкета.. Таблица 4.1. Виды опроса
Таблица 4.2. Преимущества и недостатки опроса
При разработке вопросов следует исходить из необходимости получения информации по каждому аспекту и возможности опрашиваемых дать правильный ответ. Если исследователя интересует, лишь согласен или не согласен опрашиваемый, то достаточно ответа типа " да - нет". Если же необходимо сделать выводы относительно мыслей опрашиваемых, то необходимо использовать вопросы по шкале. Опросные письма (анкеты) могут включать, кроме вопросов по сути дела, вопросы, которые помогают установить контакт с опрашиваемым, и вопросы, которые контролируют правильность и достоверность ответов. Используется как устное опрашивание, так и интервью. Если опрашивание проходит по заданной форме, то это - стандартизированное интервью.
|