Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Обзор источников






Данная работа посвящена народным представлениям о Ленине – из этого следует и специфика источниковой базы – в первую очередь, это фольклор, который, из всех доступных источников, наиболее четко отражает народное сознание. В тоталитарных условиях фольклор имеет одно из важнейших значений в изучении представлений простых людей. В условиях недоступности книг, газет (в 20х неграмотность далеко не была побеждена, инфраструктура была очень слабой). устная традиция была естественным способом коммуникаций.

Так же необходимо заметить, что цель доклада – рассмотрение Ленина, не как личности, а как некого образа, иллюзии навязанной властью или созданной народом самостоятельно, некого фантома, мифа.

Источники для данной темы - проблема очень сложная. Цензура, политический заказ –распространённые явления в изучаемый период; материала по партийной пропаганде культа Ленина огромное количество, но документов, избежавших влияние цензуры и реально отражающих мнение народных масс крайне мало, они сложно доступны и фрагментарны. Реконструкция общественного мнения итак сложная задача, но идеологическое давление – осложняет исследование (благо эти явления сравнительно недавнего времени, по этому, есть и чудом выжившие материалы). Как понятно из выше сказанного в работе использованы примеры политически направленного фольклора или даже авторские работы стилизованные под народный фольклор, так и истинное народное творчество.

Важной особенностью фольклора является свободомыслие и большая смелость в выражении собственных политических воззрений. Великанова это связывает со слабым рациональным контролем за эмоциональными импульсами русских людей, с пресловутым русским авось[5].

Другая особенность – не прямолинейное отношение народного творчества к реальности, фольклор основан на мифологических фигурах, которые могут накладываться на актуальные проблемы. Но зачастую эта «перевернутая» фольклорная реальность только интерпретация социальных и политических норм и правил, а не протест власти. Фольклор не имеет целью что-то менять, но просто внести в жестокую реальность шутку. Смех снимает стресс и снимает страх.

Обобщенный образ Ленина – хитрый, бойкий мужичок, решительный и безжалостный. Часто имитируется его картавость, быстрая манера речи. Народное творчество сохранило мифологемы доброго царя (которым, естественно сал Ленин), злых бояр-чиновников, также важными были и религиозные ассоциации с Христом, Сатаной, земным путем к раю.

Так же важной причиной широкого распространения советского народного творчества было естественное нежелание крестьян (да и рабочих) читать политическую литературу, куда популярней в этой среде были сказки, рассказы, стихи и песни. Власть приняла это во внимание, тем более коммунистическая культура предполагала возможность каждого выражать себя в творчестве на благо всего общества. В 30е годы начинаются первые попытки подчинить фольклор, его объявляют подлинной и прогрессивной народной культурой, призывают собирать и изучать народное творчество. Именно тогда сочинителей начали ориентировать в политическом плане; подобные уже не свободные от идеологии произведения называют – псевдофольклор.

 

Все эти сказания собирались воедино сотрудниками Института Ленина так же, как и все упоминания о вожде.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал