Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Ленин в русском псевдофольклоре
Фольклор – это искусство исполнительское, долженствующее декламироваться представителями народа и для народа. Новины же (новые былины) или новые сказки – проявились именно в индивидуальном творчестве, они отразили в фольклорной форме основные этапы формирования советской идеологии, черты мировоззрения образцового советского человека. В условия кризиса и шаткости власти, партия распускала слухи о том, что Ленин не умер, а все так же стоит на страже отечества и покровительствует трудящемуся народу. «Ленин не умер – он жив» (1925 г.), эту сказку совершенно точно можно причислить к псевдофольклору (стилизованной под фольклор авторской работой) Вызывает сомнения точное указание на год в который происходит событие, анахронизмы и придуманный аппарат создающий опасную для жизни лучевую волну. Суть сказки заключается в том, что «аглицкий король» не доволен, что советский интернационал «обольщает» его поданных-рабочих. Для того чтобы прекратить это советское влияние один поданный короля изобретает «лучевую волну», которую направляет на Ленина, но немного промахивается, после этого советский вождь вынужден слечь в постель и надолго заболеть, но по ночам Ленин все-таки встает чинит на заводах сломанные детали и, если засушливая погода, гонит облака на поля. Другой похожий рассказ «Хитрый Ленин» (1925 г.) (правда, его происхождение спорно, многие исследователи склоняются к тому, что она придумана самими рабочими) повествует о том, что Ленин захотел испытать, как без него дела пойдут, а то все на него сваливают, во всяком деле «им загораживаются». И притворился он мертвым, полежал он месяц послушал, как народ без него горюет и пошел проверять слаженность своей системы. Побывал он в зале заседаний комиссаров, на заводе и в селе, везде – порядок. И «успокоенный, спит вот уже много дней после своих странствий. Теперь уж наверно скоро проснется. Вот радость-то будет!». Подобные же мотивы есть в узбекской легенде тоже 1925 года. В этих сказках прослеживается популярный миф о том, что Ленин не умер, а продолжает жить среди народа, он же перекликается с более ранними народными легендами об Иване Кузьмиче (Александре I, сфальсифицировавшем свою смерть, чтобы удалиться от власти и странствовать по России) или рассказами о хождении Иисуса Христа по земле русской, сформированные в 19 веке. По этому правомерно предположить, что импульс к сочинительству пропагандистских сказок был дан народными массами. Правдоискательство - также исконная черта русского крестьянина (можно хотя бы вспомнить «кому на Руси жить хорошо). Советская эпоха дает свой вариант этого сюжета. Пошли рабочий и крестьянин искать правду. Спросили у помещика, у фабриканта, оба обманом их работать заставили, а правды не сказали; пошли горемыки к царю, но стража их не пустила еще и плетьми наказала. И тут слабовольный, нецелеустремленный крестьянин пасует, а рабочий указывает путь и говорит: «нет, крестьянин, пойдем дальше правду искать! Вот лесная дорога. Пойдем-ка по этой дороге». В Лесу встретился им охотник, дал закурить и сказал: «Правда в наших руках: только сами себя не жалейте, тогда и выйдет наша правда»..отвел их в Петроград на обуховский завод и попросил их всем говорить «что если собьем помещиков, фабрикантов и царя – тут и правда будет наша». и собралось много людей вокруг них и пошли они на площадь, а там на трибуне стоит человек и верный рабочий его узнает: «Это же наш учитель, который нам правду сказал!». Ленин в этой сказке предстает пророком, в ней даже не называется его имя, так, как оно и так всем известно. Так же примечателен несколько библейский слог этого произведения. Так же довольно интересна сказка о том, как наказал Ленин обидчика крестьянского. Там рассказывается, как Ленин приказал расстрелять своего друга - комиссара за то, что он несправедливо обижал мужиков. Эта сказка должно быть очень сильно поражала воображение и чувства обывателей, в первую очередь из-за глубокого трагизма ситуации, крестьянам, которым знакома общинная сплоченность, взаимовыручка и дружба, должно быть душераздирающе, читать: «Поцеловал тут Ленин друга-то, попрощался с ним, отвернулся и велел расстрелять его». Помимо этого, в сказке прослеживается мотив «доброго царя, который не знает о бесчинствах его бояр», но только в этом случае конец позитивный «царь» узнал о не справедливости и жестко пресек ее. Следовательно, в данной сказке вырисовывается идеальный образ правителя.
|