Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






II. Структура классного коллектива






Психолого-педагогическая характеристика коллектива

 

 

Выполнила: студентка исторического

факультета ЧГПУ, 502 гр.

Седлецкая Д.

Руководитель: Шевченко А.А.

 

 

Челябинск

2011г

 

I. Классный коллектив в структуре школы

                   
 
 
   
Зам. дир. по воспит. работе
 
Зам. дир. по учебной работе
 
Зам. дир. по АХЧ
 
Зам. дир. по экономике

 

                             
 
МО учителей точных наук
 
МО учителей гуманитарных наук
 
МО классных руководителей
 
Объединение НОУ
 
 
   
класс
 
класс
 
класс
 
класс

 

 


В изучаемом коллективе наблюдается наличие и систематичность взаимодействия его с другими единицами организационной структуры. Класс в данной структуре подчиняется учителям и классным руководителям, те в свою очередь – заместителям директоров. Заместители находятся в зависимости от директора школы; на той же ступени помимо директора находятся психологическая служба и совет старшеклассников, куда в школе входят учащиеся 10-11 классов.

Эта иерархическая система позволяет активнее руководить педагогическим процессом внутри школы, позволяет охватить все аспекты деятельности школьного коллектива.

В самом классе так же существует система самоуправления. Старостой класса является – Савилов Ярослав, в актив класса входят: Балдина Алена, Голубева Виктория, Дмитриева Вероника, Созыкина Кристина, Ужва Денис.

II. Структура классного коллектива

2. 1 В 10 «В» классе 26 учеников, из них 10 мальчиков и 16 девочек. Класс сформировался недавно, из нескольких классов этой же школы.Классный руководитель - Наталья Георгиевна – учитель русского языка и литературы, с 5-го класса работала со всеми детьми, поэтому хорошо знает каждого ученика.

Возраст детей – 15-16 лет. Относительно социального положения детей класс благополучный.

2.2 При изучении структуры и организации класса я использовала метод – социометрию. Величиной социометрического ограничения было 3 выбора. Каждый ученик класса должен указать свое отношение к одноклассникам по выделенному критерию.

2.2.1. Ученики в коллективе по-разному относятся друг к другу. Как показывают нам результаты социометрии, одних одноклассников ученик выбирает, других нет. Эта избирательность во взаимоотношениях приводит к тому, что ученики занимают различные места в системе личных взаимоотношений, имеют различное эмоциональное благополучие.

Личные взаимоотношения – это определенная система, где каждый ученик занимает определенное место. Система личных взаимоотношений обладает своей структурой. Для ее наглядного изображения используем карту групповой дифференциации (социограмму) (см. в приложении), где дети располагаются согласно их положению в системе личных взаимоотношений.

В изучаемом коллективе (при рассмотрении деловой сферы) на первые позиции выходят 2 девочки: №1 Балдина Алена и №24 Созыкина Кристина, у них взаимовыбор. №1 и № 24 имеют взаимный выбор с девочками, стоящими на вторых позициях (2 круг). №1 имеет взаимовыбор с №10 Дмитриевой Вероникой и № 8 Горячевой Марией, а № 24 с №10 Дмитриевой Вероникой и №8 Горячевой Марией.

На социограмме мы ясно видим, какие одноклассники входят в круг общения каждого ученика, каковы его взаимоотношения с этими товарищами с точки зрения взаимности их отношений, в чей круг желаемого общения входит каждый ученик.

В основном третий круг социограммы имеет по 1 взаимовыбору, этого кроме все стремятся к общению с ребятами из других кругов, и выбирают, в основном, по симпатиям, это можно объяснить так, что коллектив вместе совсем недавно из-за того, что класс был сформирован всего несколько месяцев назад. Но «робинзонов» в сфере деловых взаимоотношений нет.

Итак, мы ясно видим ребят, которые входят в 1 круг – «звезды», 2 круг – «предпочитаемые», 3 – «пренебрегаемые». Каждый ученик занимает свое место в системе личных взаимоотношений.

2.2.2. В ходе обработки данных мною была составлена матрица и социограмма, где отчетливо при подсчете общих выборов и выборов взаимных прослеживаются составы малых групп в коллективе.

Анализировала неформальную структуру в деловой и эмоциональной сферах и пришла к следующему результату:

В деловой сфере получилось 8 малых групп: в состав 1 группы (18, 19) входят 2 девочки, причем обе «принятые»; в состав 2 группы (11, 15) входят 2 девочки – «предпочитаемая» и «принятая»; 3 группа (№1, 10, 8, 24) состоит из 4 девочек, из которых 2 – «звезды» (№1 Балдина Алена, №24 Созыкина Кристина), и 2 «принятые» (№8 Горячева Мария, №10 Дмитриева Вероника); в состав 4 группы (№ 3, 20) входят 2 человека, причем обе «принятые»; в состав 5 группы (№ 7, 12, 26) входят 3 девочки – одна из них «принятая» (№12 – Ефимова Анастасия) и 2 «предпочитаемые» (№ 26 – Уткина Алена и № 7 – Голубева Виктория); в состав 6 группы входят 3 человека - 2 из которых «принятые» (№ 9 – Дегтярева Алена и № 23 – Савилов Ярослав) и «предпочитаемые» (№ 4 –Быкова Анна); в состав 7 группы входят 2 человека – «предпочитыемый» (№ 21 – Никишин Александр) и «принятый» (№ 17 - Кривелев Владислав); самая многочисленная группа 8, в нее входят 8 человек, 7 из них «предпочитаемые» мальчики (№14 – Козулин Сергей, №16 - Кофанов Илья, № 5 – Васильев Никита, № 6 – Вилков Владислав, № 25 – Ужва Денис, №2 – Бойко Антон, №13 – Квеладзе Зураб) и 1 девочка «принятая» (№ 22 – Овчинникова Катя). Ее принадлежность к «мужской» группе объясняется личной симпатией к № 14.

В эмоциональной сфере присутствуют 2 «звезды» (№ 25 – Ужва Денис, № 1 – Балдина Алена), но присутствует 1 «Робинзон» №5 – Васильев Никита.

В целом, можно отметить, что эмоциональный климат в классе ровный, ребята общаются в основном группами. Хотя, по личным наблюдениям, они не отвергают друг друга и лояльно относятся к другому человеку.

2.2.3. Важно отметить, что эти группы не существуют обособленно друг от друга. Звезды стремятся к общению с предпочитаемыми. Следовательно, между этими малыми группами существуют связи. Робинзоны стремятся к общению со принятыми и предпочитаемыми, дабы повысить свой статус, но с ними не стремятся общаться остальные категории.

2.2.4. Структура личных взаимоотношений – это реально сложившаяся, нигде официально незафиксированная динамическая система.

Но наряду с ней в коллективе есть своя организационная структура. В классе существует староста – формальный лидер, который представляет интересы класса, отвечает за журнал и называет отсутствующих. Им является №23 – Савилов Ярослав, который относится к кругу «принятый». Хотя из социограммы видно, что она не является лидером ни в деловой, ни в эмоциональной сферах.

Во время моей работы с классом была выбрана творческая группа по желанию. Когда (уже позднее) я посмотрела результаты социометрии оказалось, что в состав данной творческой группы вошли ребята, который составляют малую группу №3, к которой подключались ребята из всех остальных групп.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал