![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
II. Структура классного коллективаСтр 1 из 3Следующая ⇒
Психолого-педагогическая характеристика коллектива
Выполнила: студентка исторического факультета ЧГПУ, 502 гр. Седлецкая Д. Руководитель: Шевченко А.А.
Челябинск 2011г
I. Классный коллектив в структуре школы
В изучаемом коллективе наблюдается наличие и систематичность взаимодействия его с другими единицами организационной структуры. Класс в данной структуре подчиняется учителям и классным руководителям, те в свою очередь – заместителям директоров. Заместители находятся в зависимости от директора школы; на той же ступени помимо директора находятся психологическая служба и совет старшеклассников, куда в школе входят учащиеся 10-11 классов. Эта иерархическая система позволяет активнее руководить педагогическим процессом внутри школы, позволяет охватить все аспекты деятельности школьного коллектива. В самом классе так же существует система самоуправления. Старостой класса является – Савилов Ярослав, в актив класса входят: Балдина Алена, Голубева Виктория, Дмитриева Вероника, Созыкина Кристина, Ужва Денис. II. Структура классного коллектива 2. 1 В 10 «В» классе 26 учеников, из них 10 мальчиков и 16 девочек. Класс сформировался недавно, из нескольких классов этой же школы.Классный руководитель - Наталья Георгиевна – учитель русского языка и литературы, с 5-го класса работала со всеми детьми, поэтому хорошо знает каждого ученика. Возраст детей – 15-16 лет. Относительно социального положения детей класс благополучный. 2.2 При изучении структуры и организации класса я использовала метод – социометрию. Величиной социометрического ограничения было 3 выбора. Каждый ученик класса должен указать свое отношение к одноклассникам по выделенному критерию. 2.2.1. Ученики в коллективе по-разному относятся друг к другу. Как показывают нам результаты социометрии, одних одноклассников ученик выбирает, других нет. Эта избирательность во взаимоотношениях приводит к тому, что ученики занимают различные места в системе личных взаимоотношений, имеют различное эмоциональное благополучие. Личные взаимоотношения – это определенная система, где каждый ученик занимает определенное место. Система личных взаимоотношений обладает своей структурой. Для ее наглядного изображения используем карту групповой дифференциации (социограмму) (см. в приложении), где дети располагаются согласно их положению в системе личных взаимоотношений. В изучаемом коллективе (при рассмотрении деловой сферы) на первые позиции выходят 2 девочки: №1 Балдина Алена и №24 Созыкина Кристина, у них взаимовыбор. №1 и № 24 имеют взаимный выбор с девочками, стоящими на вторых позициях (2 круг). №1 имеет взаимовыбор с №10 Дмитриевой Вероникой и № 8 Горячевой Марией, а № 24 с №10 Дмитриевой Вероникой и №8 Горячевой Марией. На социограмме мы ясно видим, какие одноклассники входят в круг общения каждого ученика, каковы его взаимоотношения с этими товарищами с точки зрения взаимности их отношений, в чей круг желаемого общения входит каждый ученик. В основном третий круг социограммы имеет по 1 взаимовыбору, этого кроме все стремятся к общению с ребятами из других кругов, и выбирают, в основном, по симпатиям, это можно объяснить так, что коллектив вместе совсем недавно из-за того, что класс был сформирован всего несколько месяцев назад. Но «робинзонов» в сфере деловых взаимоотношений нет. Итак, мы ясно видим ребят, которые входят в 1 круг – «звезды», 2 круг – «предпочитаемые», 3 – «пренебрегаемые». Каждый ученик занимает свое место в системе личных взаимоотношений. 2.2.2. В ходе обработки данных мною была составлена матрица и социограмма, где отчетливо при подсчете общих выборов и выборов взаимных прослеживаются составы малых групп в коллективе. Анализировала неформальную структуру в деловой и эмоциональной сферах и пришла к следующему результату: В деловой сфере получилось 8 малых групп: в состав 1 группы (18, 19) входят 2 девочки, причем обе «принятые»; в состав 2 группы (11, 15) входят 2 девочки – «предпочитаемая» и «принятая»; 3 группа (№1, 10, 8, 24) состоит из 4 девочек, из которых 2 – «звезды» (№1 Балдина Алена, №24 Созыкина Кристина), и 2 «принятые» (№8 Горячева Мария, №10 Дмитриева Вероника); в состав 4 группы (№ 3, 20) входят 2 человека, причем обе «принятые»; в состав 5 группы (№ 7, 12, 26) входят 3 девочки – одна из них «принятая» (№12 – Ефимова Анастасия) и 2 «предпочитаемые» (№ 26 – Уткина Алена и № 7 – Голубева Виктория); в состав 6 группы входят 3 человека - 2 из которых «принятые» (№ 9 – Дегтярева Алена и № 23 – Савилов Ярослав) и «предпочитаемые» (№ 4 –Быкова Анна); в состав 7 группы входят 2 человека – «предпочитыемый» (№ 21 – Никишин Александр) и «принятый» (№ 17 - Кривелев Владислав); самая многочисленная группа 8, в нее входят 8 человек, 7 из них «предпочитаемые» мальчики (№14 – Козулин Сергей, №16 - Кофанов Илья, № 5 – Васильев Никита, № 6 – Вилков Владислав, № 25 – Ужва Денис, №2 – Бойко Антон, №13 – Квеладзе Зураб) и 1 девочка «принятая» (№ 22 – Овчинникова Катя). Ее принадлежность к «мужской» группе объясняется личной симпатией к № 14. В эмоциональной сфере присутствуют 2 «звезды» (№ 25 – Ужва Денис, № 1 – Балдина Алена), но присутствует 1 «Робинзон» №5 – Васильев Никита. В целом, можно отметить, что эмоциональный климат в классе ровный, ребята общаются в основном группами. Хотя, по личным наблюдениям, они не отвергают друг друга и лояльно относятся к другому человеку. 2.2.3. Важно отметить, что эти группы не существуют обособленно друг от друга. Звезды стремятся к общению с предпочитаемыми. Следовательно, между этими малыми группами существуют связи. Робинзоны стремятся к общению со принятыми и предпочитаемыми, дабы повысить свой статус, но с ними не стремятся общаться остальные категории. 2.2.4. Структура личных взаимоотношений – это реально сложившаяся, нигде официально незафиксированная динамическая система. Но наряду с ней в коллективе есть своя организационная структура. В классе существует староста – формальный лидер, который представляет интересы класса, отвечает за журнал и называет отсутствующих. Им является №23 – Савилов Ярослав, который относится к кругу «принятый». Хотя из социограммы видно, что она не является лидером ни в деловой, ни в эмоциональной сферах. Во время моей работы с классом была выбрана творческая группа по желанию. Когда (уже позднее) я посмотрела результаты социометрии оказалось, что в состав данной творческой группы вошли ребята, который составляют малую группу №3, к которой подключались ребята из всех остальных групп.
|