![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
вопросСоциально- психологическая компетентность и ее структура. Основные компетентности педагога в профессиональном общении. ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7
Современные требования к личностно-профессиональным качествам педагога. В современных условиях развития и модернизации российской системы образования значительно повышаются требования к профессиональным и личностным качествам учителя. Согласно концепции модернизации российского образования, учителю предъявляются повышенные требования. Требования к личности учителя: наличие педагогических способностей, организаторские данные, дидактические способности, перцептивные, коммуникативные, исследовательские, научно-познавательные способности, трудолюбие, дисциплинированность, человеческие качества. Существует 4 вида компетентности: с пециальная, социальная, личностная, индивидуальная. Существуют различные классификации видов профессиональной компетентности. Помимо приведенной выше классификации, согласно которой выделяются специально – педагогическая, методическая, социально- психологическая, аутопсихологическая и дифференциально-психологическая компетентность педагога, существует также разделение четырех видов профессиональной компетентности: а) специальная компетентность; б) социальная компетентность; в) личностная компетентность; г) индивидуальная компетентность. Под специальной компетентностью педагога понимается владение собственно профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне, способность проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие. Сформированность педагогической деятельности определяется совокупностью профессиональных знаний, умений и навыков, которыми должен владеть учитель. Социальная компетентность представляет собой владение совместной (групповой, кооперативной) профессиональной деятельностью, сотрудничеством, а также принятыми в данной профессии приемами профессионального общения. Социальные навыки позволяют человеку адекватно выполнять нормы и правила жизни в обществе. Социальная компетентность педагога предполагает принятие им социальной ответственности за результаты своего профессионального труда. Личностная компетентность педагога – это владение приемами личностного самовыражения и саморазвития, а также средствами противостояния профессиональной деформации личности. Индивидуальная компетентность педагога определяется как владение приемами самореализации развития индивидуальности в рамках профессии, готовность к профессиональному росту. Также индивидуальная компетентность специалиста предполагает способность к индивидуальному самосохранению, умение организовывать свой труд рационально, без перегрузок времени и сил и без излишней утомляемости. В таблице представлены характеристики различных видов профессиональной компетентности и некомпетентности в профессиональной деятельности. Обобщая приведенные классификации, можно говорить о том, что разными исследователями выделяются следующие блоки профессиональной компетентности: - Компетентность, относящаяся к специальным знаниям (специальная, или специально – педагогическая и методическая); - Компетентность, связанная с социальным взаимодействием (социальная, в состав которой входит социально-психологическая компетентность); - Компетентность в области самопознания и понимания индивидуальных особенностей других людей, которая предполагает их учет при выборе методов работы и форм профессионального поведения (индивидуальная или дифференциально-психологическая компетентность); - Способность к самосовершенствованию и личностному росту (личностная или аутопсихологическая компетентность). Компетентность социально-психологическая — совокупность специальных знаний и умений личности, обеспечивающая эффективность ее взаимодействия с окружающими людьми в системе межличностных отношений. Основными компонентами являются: знаниевый, ценностный, операциональный. Содержание компетентности педагога-психолога в профессиональном общении.
24 вопрос Понятие о профессионально-личностных деформациях, синдром «эмоционального выгорания» как показатель профессионального-личностной деформации. Существуют различные способы восприятия и отношения к условиям и требованиям своей профессии, являющиеся результатом личностного преломления воздействия всего комплекса факторов на субъекта профессиональной деятельности. Если в результате этого избираются стратегии поведения, не приводящие к разрешению трудностей, не способствующие дальнейшему развитию человека как профессионала, то происходит накопление психоэмоционального и физического напряжения и развитие негативных изменений в состоянии здоровья и личности. Одним из характерных следствиий хронического переутомления является «синдром эмоционального выгорания». Этот термин был введен американским психологом Х. Дж. Фрейденбергом в начале 70-х годов 20 века. Эмоциональное выгорание представляет собой приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального, поведения, позволяющий человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы, но, в то же время отрицательно сказывающийся на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами [Энциклопедический словарь: психология труда, рекламы, управления, инженерная психология и эргономика. / Под ред. Б. А. Душкова. Екатеринбург: Деловая книга, 2000. 462 с.]. Эмоциональное выгорание – механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций из сферы профессиональной деятельности и общения (В.В. Бойко) Сидром сгорания – сложный психофизиологический феномен, который проявляется как эмоциональное, умственное и физическое истощение из-за продолжительных эмоциональных нагрузок (Р. Кочюнас). Синдром выражается в депрессивном состоянии, чувстве усталости и опустошенности, недостатке энергии и энтузиазма, утрате способности видеть положительные результаты своего труда, в отрицательной установке в отношении работы и жизни вообще (Кочюнас). Выгорание является специфическим феноменом, возникающим на фоне интенсивного эмоционального взаимодействия педагога-психолога с другими субъектами образовательного процесса и проявляющимся в ограничении эмоционального реагирования на необходимые в работе контакты. В формировании эмоционального выгорания участвует комплекс факторов, складывающийся из социальных, профессиональных, организационных условий труда и личностных особенностей человека (Малярчук 2005). Вот некоторые из них: - монотонность, бессмысленность работы; - вкладывание в работу больших личностных ресурсов при недостаточном признании и положительной оценке своего труда; - строгая регламентация времени работы (особенно при нереальных сроках ее выполнения); - работа с немотивированным, «трудным» контингентом; - напряженная обстановка и конфликты в профессиональной среде; - нехватка условий для самовыражения личности на работе; - работа без возможности дальнейшего обучения и профессионального совершенствования; - нерешенные личностные проблемы; - внешний локус контроля и профессиональный цинизм (Р. Кочюнас). По поводу субъективных факторов формирования СЭВ в психологии нет единой точки зрения, зачастую разные авторы называют противоположные качества, которые, по их мнению, увеличивают вероятность СЭВ. В числе наиболее вероятных: чувствительность, эмпатийность, склонность к интроверсии, ориентация на гуманистические жизненные ценности, склонность к идентификации, высокий уровень персональной ответственности (интернальный локус контроля) и др. Таким образом, в формировании СЭВ «принимают участие объективные и субъективные факторы. 1. Объективные факторы: связанные (неудовлетворительная организация условий труда, большие нагрузки, «трудный контингент» и пр.) и не связные с условиями профессиональной деятельности (плохие материальные, жилищные условия жизни). 2. Субъективно-объективные (недостаток опыта). 3. Субъективные (случайность выбора профессии, неразвитые личностные качества). 25 вопрос Направления, способы и средства коррекции и профилактики синдрома «эмоционального выгорания». Так как в формировании эмоционального выгорания «участвуют» и объективные, и субъективные факторы, то профилактика и коррекция должны осуществляться, как минимум в двух направлениях: 1. Оптимизация организационных факторов (создание оптимальных условий труда) («зона ответственности» администрации ОУ). Администрация ОУ должна заниматься оптимизацией организационных факторов: следить за соблюдением санитарно-гигиенических норм организации труда, рационально распределять обязанности и ответственность, обеспечивать работников необходимым оборудованием и информацией, создавать условия для профессионального роста, поддерживать благоприятный психологический климат, своевременно поощрять работников и т.д. В случае невозможности снижения вредного воздействия организационных факторов, администрация должна обеспечить психологическую поддержку работникам по вопросам повышения стрессоустойчивости личности. 2. Повышение стрессоустойчивости личности («зона ответственности» педагога-психолога): - общее укрепление организма и поддержание индивидуального здоровья – регулярное прохождение медосмотров, закаливание, поддержание иммунитета, своевременное лечение острых заболеваний, режим дня, нормальное питание, сон и отдых и т.д.; - использование методов релаксации и аутогенной тренировки (приемы – дыхательные техники, мышечное расслабление, визуализация); - переключение в состоянии актуального стресса на физическую активность (Н.Н. Малярчук 2005); а также - наличие интересов, не связанных с работой (хобби, увлечения); - сочетание практической деятельности с учебной и научной; - внесение разнообразия в свою работу, создание новых проектов; - удовлетворяющая социальная жизнь (наличие семьи, друзей) (Р. Кочюнас). «Сапожник без сапог»: Относительно профилактики и коррекции СЭВ педагогов принято говорить об актуальности организации непрерывного, систематического психолого-педагогического сопровождения профессионального развития педагога (что и должен делать педагог-психолог при условии серьезной поддержки администрации ОУ). Сопровождение – это комплексный процесс, направленный на обеспечение условий для оптимальной самореализации в профессиональной деятельности, профилактику и коррекцию профессиональных деструкций, адаптацию в быстро меняющихся условиях профессиональной деятельности. Сопровождение должно быть направлено на создание индивидуального профессионального «маршрута» для каждого педагога, внутри которого разрешаются функции – полноценная адаптация, содействие в становлении индивидуального стиля педагогической деятельности, профилактика профессиональных деструкций, деформаций и синдрома «эмоционального сгорания», помощь в развитии профессиональной компетентности и в достижении профессионального мастерства (Белоногова 2005).
|