![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Отличие житейских идеалов от принципов Каббалы. Житейские идеалы основаны на человеческих отношениях, и потому не могут подняться выше них
Житейские идеалы основаны на человеческих отношениях, и потому не могут подняться выше них. Тогда как принцип Каббалы, источник которого находится в Творце, позволяет возвыситься над человеческими свойствами. Основа человеческого идеала — достоинство, и плата за славу в глазах людей — дела его, направленные на то, чтобы прославиться среди людей. И хотя иногда презираем он современниками, тем не менее, надеется получить признание в будущих поколениях, и это дорого ему как драгоценный камень, дающий человеку большое удовлетворение, даже если никто не знает о нем и не может оценить. Тогда как принцип Каббалы основан на обретении славы в глазах Творца, и потому изучающий Каббалу может подняться над человеческими качествами. Так и среди народов в нашем изгнании: до тех пор, пока мы придерживались принципов Каббалы, мы были защищены. Однако из-за недисциплинированных учеников и их стремления реализовать свои эгоистические замыслы, утратили мы цель жизни, то есть работу над достижением Творца. А поскольку цель возвышенна, то каждый, кто променял ее на эгоистические цели красивой жизни, разбогатев, конечно же, выставлял свою цель как достойную и прекрасную. И если человек, изучающий Каббалу, тратил оставшиеся у него деньги на распространение знаний о Каббале и общественные нужды, то преуспевающие эгоисты тратили свои лишние деньги на прелести жизни: еду, питье, одежду и украшения, — и сравнялись с видными деятелями того народа, среди которого жили. Этим я хочу показать, что наука Каббала и закон естественного развития, и даже слепая судьба идут вместе, рука об руку в чудесном единении. Поэтому причиной всех наших злоключений в изгнании (а о днях нашего изгнания мы можем многое рассказать), является наше недобросовестное отношение к науке Каббала. И если бы мы выполняли ее требования, с нами не случилось бы ничего плохого. И вследствие этого, я предлагаю народу Израиля сказать нашим бедам: «Довольно!» и произвести расчет (пусть это всего лишь человеческий расчет), основываясь на всех тех злоключениях, которые вновь и вновь возвращались к нам, и здесь, на нашей земле, тоже; и захотеть снова начать жить по своим законам, поскольку нет у нас, как у народа, никакой надежды удержаться на этой земле, пока всерьез не займемся изучением науки Каббала, без каких бы то ни было послаблений, при соблюдении категорического условия работать ради Творца, а не эгоистически, ради себя. Если же мы не последуем этому, то существующие в нас убеждения без сомнения вынудят нас отклоняться то вправо, то влево, как это происходит с другими народами, и даже намного больше. Ведь природа развитых такова, что их невозможно обуздать, и мнение каждого из них важно: оно не преклоняет голову ни перед чем и не знает компромиссов. И потому сказано мудрецами: «Народ Израиля — упрямейший из народов», — поскольку, чем обширнее познания человека, тем упорнее он стоит на своем. И это закон психологии. И если не поймете меня, идите и изучите его на примере нашего народа. Ведь лишь только начали мы строить, как уже успели проявиться в нас упорство и решительность: то, что один строит, другой разрушает. ...И это очевидно для всех. Я же вношу лишь одно новшество: они полагают, что, в конце концов, противоположная сторона поймет опасность и тогда преклонит голову и примет их мнение, но я знаю, что даже если мы запряжем их в одну упряжку, не уступят они друг другу ни на йоту. И никакая опасность не заставит никого отказаться от реализации своих намерений. Одним словом, пока не возвысим мы свою цель над материальной жизнью, мы не достигнем материального возрождения, поскольку духовное и материальное в нас не могут сочетаться вместе, ибо мы — сторонники идеи. И хотя погружены мы в материальное, и духовное находится за сорока девятью воротами от нас, тем не менее, мы не откажемся от идеи. И потому наша возвышенная цель — достижение Творца. Предисловие к книге «Древо жизни» Й. Ашлаг 1. Сказано в трактате «Укцин»: «Не нашел Творец средства лучшего, чем Мир, способного удержать благословение для Израиля». Сказано: «Силу даст Творец своему народу, благословляя его Миром». Чтобы разъяснить истинный смыл этой статьи, нам потребуется много времени, так как глубину сердца знатоков Агады невозможно постигнуть. Это означает, что все, связанное с Торой и заповедями имеют явный и скрытый смысл, как сказано: «Золотые яблоки в серебряной оправе — говори о сути их». Однако Алахот подобны превосходному вину. Когда даешь своему другу серебряный кубок с вином в подарок, то важны и внутреннее, и наружное, ведь кубок сам по себе также имеет какую-то ценность, как и вино, что внутри него. Но не так с Агадой. Она подобна яблокам в приведенном примере — внутренность съедается, а кожура выбрасывается, так как наружная часть не имеет никакого значения, а вся ценность и важность находятся только внутри, во внутренней части. Так и в сказаниях Агады: в видимой глазам простоте нет никакого смысла, а внутреннее скрыто и непонятно никому, кроме постигших истинную мудрость, которая передается избранным единицам. И кто сможет извлечь это из сердца масс и определить их путь, когда постижение их неполно даже в двух частях Торы, называемых Пшат и Друш? А порядок четырех частей Торы — «ПАРДЭС» по уровню их знаний таков: сначала постигают Пшат (простое понимание текста), потом Друш (толкование), потом Рэмез (намек) и только в конце постигают Сод (тайну). Однако в молитвеннике Гаона из Вильно сказано, что постижение начинается с Сод, а после того, как постигли тайную часть Торы, можно постичь Друш и затем — Рэмез. А после того, как удостоился человек раскрытия этих трех частей Торы, удостаивается постижения части Пшат. Как сказано мудрецами в трактате «Таанит»: «Удостоится — станет это для него элексиром жизни, не удостоится — станет это для него ядом смерти». Потому как огромной милости должны мы удостоиться, чтобы понять простоту написанного в святых книгах, поскольку обязаны сначала постичь три части внутренней Торы, на которые «одевается» Пшат, а простое не упроститься. И если еще не удостоился этого, то в большом милосердии нуждается, чтобы не стало это для него наркотиком смерти. А для противников, пренебрегающих постижением внутренней части, говорящих в сердцах своих: «Достаточно нам постигнуть Пшат, дай Бог постигнуть его — будем рады и этому», — речи их похожи на речи тех, кто хочет подняться на четвертую ступень, минуя первые три. 2. Однако, в соответствии с этим, необходимо понять, что во внутренней Торе существует большое сокрытие, как сказано в трактате «Хагига»: «Не обучают Маасэ Бэрешит больше двух, а Маасэ Меркава — больше одного». И все книги, относящиеся к этой области, запечатаны и недоступны пониманию масс, кроме тех избранных, которых призвал Творец, и которые понимают уже корни своей мудрости, полученной «из уст в уста». Удивительно, как препятствуют в народе распространению мудрости и познаний, которые являются жизнью его. И ведь видно, что это является тяжким преступлением, о чем сказано мудрецами в Талмуде «Раба Берешит» об Ахазе, который подвергал нападкам синагоги и школы, и в том возросла вина его. Да и закон природы таков, что человеку представляется несчастьем, когда он должен делиться с другими своим имуществом и богатством, но для него совершенно не является несчастьем, когда он должен поделиться с другими своим разумом и мудростью, и даже наоборот, — «больше, чем теленок хочет сосать, корова желает накормить». Однако мы находим тайны мудрости даже у иноземных ученых прошлых поколений. Рабби Моше Бутриль в предисловии к комментариям на «Сэфер Ецира», приводит высказывание Платона: «Не передавайте мудрость тому, кто не знает ее величия». Так предостерегал и Аристотель: «Не передавайте мудрость тому, кто недостоин ее, чтобы не извратили». И он объяснил, что когда мудрец обучает знанию того, кто не достоин его, он грабит мудрость и разрушает ее. Но не так поступают мудрецы нашего времени. Они, наоборот, стараются расширить врата мудрости для всего народа, без всяких ограничений и условий. И на первый взгляд, имеются большие претензии к первым мудрецам, которые закрыли двери мудрости их за небольшой, избранной группой людей, которых сочли готовыми к ней, а большинство народа оставили ощупывать стену. 3. …Известно, что сила полезная и сила вредящая действуют параллельно. Это значит, что насколько может принести добро, настолько может и навредить. В соответствии с этим, поскольку сила каждого отдельного человека преобладает над силой всего животного всех поколений и времен, то и сила зла в нем преобладает над всеми. И пока не готов возвыситься так, чтобы использовать свою силу только для добра, нуждается он в усиленной защите, чтобы не приобрел слишком много мудрости и знаний. Поэтому скрыли первые мудрецы Знание от масс, из-за страха, что попадутся непорядочные ученики, которые используют силу знания во зло и во вред, чтобы вследствие дикой животной страсти, обладая большой силой человека, не разрушили бы все мироздание. Но после того как измельчали поколения, и сами мудрецы начали желать и то и другое — и духовную жизнь, и материальное — приблизилось к массам и их знание. И началась торговля, и продавалась мудрость в уплату распутнице, и по цене собаки, и тогда рухнула крепкая стена, которую возвели первые, и ограбили их толпы, и дикари наполнились силой людей, и овладели мудростью и разорвали ее. Половину ее унаследовали насильники, половину — убийцы. И предали ее позору, низвергнув в низость, где и находится она по сей день. 4. …И так было установлено до сегодняшнего дня всеми силами удерживать за стеной истинную мудрость, чтобы никто из инородцев и чужаков не проник бы внутрь, не положили бы ее в сумы их и не вынесли бы на рынок торговать ею, как в случае с иноземными учеными. А потому каждого входящего семь раз проверяют, пока не освободятся от каких бы то ни было сомнений. И после этих слов и такой правды мы находим, на первый взгляд, огромное противоречие в речах мудрецов, ведь сказано в книге «Зоар», что в дни прихода Машиаха, мудрость раскроется даже молодым. Тогда, в соответствии с вышесказанным, следует, что перед приходом Машиаха все поколение уже достигнет высокой цели, так, что уже не потребуется никакая охрана, и откроются источники мудрости, чтобы напоить все народы. Однако в трактатах «Сота» и «Санэдрин» сказано мудрецами: «Перед приходом Машиаха наглость возобладает, писатели будут злоупотреблять мудростью, и боязнь греха будет презираема». И разъясняется, что нет еще такого злого поколения. Но как же соединить эти два высказывания? Ведь несомненно, что одно и другое — живые слова Творца. Дело в том, что вся надежная охрана, запирающая двери храма мудрости, — из-за страха перед людьми, в которых дух зависти к писателям перемешан с силой вожделения и желанием почета, а не ограничивается завистью к мудрости и знаниям. Так что правы обе эти статьи, так как следуют одна за другой. Ведь поскольку «лицо у этого поколения как морда собаки, и смех людей как лай собаки, и боязнь греха презираема, и мудрость мудрецов смердит в них», то можно открыть врата мудрости и снять надежную охрану, будучи уверенным, что прекратятся грабеж и разбой. И не будет более страха перед непорядочными учениками, которые бросятся продавать мудрость толпе на рынке, так как не найдется покупателей на их товар, потому как будет он презираемым в их глазах. И поскольку не будет больше надежды приобрести с помощью этой мудрости богатства и почестей, будет защищена она от того, что чужак приблизится к ней, но лишь стремящиеся к мудрости и постигшие ее приблизятся. И поэтому сняты все испытания с входящих, так, что даже молодые смогут удостоиться ее. И пойми в этом сказанное мудрецами: «Не придет сын Давида иначе, чем в поколение, в котором будут одни праведники, или одни грешники». И очень странно это, ведь если найдется несколько праведников в поколении, то задержится спасение, но если исчезнут они с лица земли, то будет возможен приход Машиаха. Однако очень важно понять, что освобождение и приход Машиаха, ожидаемый нами сейчас, означает достижение высоты совершенства постижения и знания. Как сказано: «И не будет больше учить человек ближнего своего постижению Творца, потому что все будут знать Меня — от мала до велика». Но с совершенством разума обретет совершенство и тело, как сказано: «Юноша столетним умрет». А когда обретут сыны Израиля совершенство разума, переполнятся источники разума и знаний, выплеснутся они через границы Израиля и передадутся всем народам мира, как сказано: «И наполнится земля знанием Творца», «и притекут к Творцу и благам Его». И увеличение этого знания означает распространение царства Машиаха на все народы. А грубые люди, воображение которых признает совершенством силу кулака, представляют себе распространение царствования Израиля над народами только в виде власти тел над телами и получают свое вознаграждение в большой гордости, гордясь перед всем человечеством. И что я могу сделать с ними, если даже мудрецы оттолкнули их и таких, как они, от стремящихся к Творцу, сказав: «Каждому гордецу говорит Творец: «Не можем Я и он существовать вместе». А также оттолкнули противников — тех заблуждающихся и считающих, что существование тела первично по отношению к существованию души и совершенному знанию, что совершенство тела и обеспечение его нужд должно предшествовать постижению души и совершенству знания, так как слабое тело препятствует постижению совершенного знания. Ведь это горькая и грубейшая, хуже смерти ошибка. Ведь не может быть совершенным тело прежде достижения совершенного знания, будучи само по себе дырявым мешком и заброшенной ямой, не имеющим никакой пользы ни для себя, ни для других, кроме как использования его для постижения совершенного знания, когда и тело одновременно с этим становится совершенным. И это закон, действующий как в отношении частного, так и в отношении общего. 5. И отсюда пойми сказанное в «Зоар»: «Благодаря этой книге выйдут сыны Израиля из изгнания». И это встречается также еще во многих источниках, в которых говорится, что только распространением науки Каббала в массах, удостоимся мы полного освобождения. И сказано мудрецами: «Свет ее возвращает к источнику». И разъяснили это с четким намерением показать нам, что только свет, содержащийся в ней, как золотые яблоки в серебряной оправе, является средством, способным возвратить человека к его Источнику. Так что каждый в отдельности и все вместе не смогут выполнить своего предназначения, ради которого были созданы, кроме как постижением внутренней части Торы и ее тайн. И совершенство знания дает нам надежду на приход Машиаха — избавителя, однако сказано: «Дает мудрость мудрецам». И сказано: «И в сердце каждого мудреца поселил Я мудрость». И поэтому сначала нам необходимо распространение науки Каббала среди масс народа, так, чтобы стали мы достойны получения вознаграждения — прихода Машиаха, избавителя. И в соответствии с этим, распространение науки Каббала и приход Машиаха зависят друг от друга. И коль скоро это так, обязаны мы открывать школы и писать книги, чтобы ускорить распространение науки среди народа. И не было этого ранее из-за опасения участия недостойных учеников, как мы уже объяснили выше. И потому было это основной причиной продления нашего изгнания в многочисленных прегрешениях наших до сегодняшнего дня. Как сказано мудрецами: «Не придет Машиах сын Давида иначе, чем в поколение, в котором будут одни праведники», — то есть, когда все перестанут гнаться за властью и почестями, и тогда станет возможно открыть множество школ, чтобы подготовить поколение к приходу Машиаха сына Давида. «Или в поколение, в котором будут одни грешники», — то есть в такое поколение, «лицо которого как морда собаки, и боящиеся греха презираемы, и наука мудрецов смердит в них». А с другой стороны, тогда можно будет снять усиленную охрану, и каждому, оставшемуся в доме Якова, чье сердце бьется лишь ради постижения мудрости и цели, Творец скажет, и придет, и научит, потому что нет больше опасения и страха, что не устоит и пойдет торговать ею на рынке, так как не найдется больше покупателя во всем народе, потому что презираема будет эта наука в их глазах, ведь с ее помощью нельзя достичь ни богатства, ни почестей. А потому, всякий, кто захочет войти, пусть придет и войдет. И будут блуждать многие, и тогда умножится знание в тех, кто достоин этого. Тем самым удостоимся мы вскоре прихода Машиаха, и скорейшего спасения душ наших в наши дни. Амен! И в соответствии со сказанным, отвел я от себя серьезное обвинение в том, что осмелился по сравнению со всеми моими предшественниками раскрыть в своей книге основы мудрости, обычно скрываемой, которую еще не познал ни один человек, то есть сущность 10-и сфирот со всеми их законами, в прямом и обратном, внутреннем и окружающем, тайну удара и тайну истончения, которые писавшие до меня преднамеренно разбросали здесь и там тонкими намеками так, чтобы человек недостойный не смог собрать их, тогда как я с помощью света Творца, озарившего меня, и с помощью учителей моих собрал их и раскрыл достаточно ясно, в духовных образах вне пространства и времени. И могли бы отнестись с большим подозрением: нет ли здесь дополнений к сказанному моими учителями, ведь сами Ари и Хаим Виталь, а также истинные составители и комментаторы их трудов, могли бы раскрыть и ясно разъяснить сказанное ими, как это сделал я. И ты можешь сказать, что у них было раскрытие, а кто такой этот составитель (для которого, конечно же, было бы огромной наградой быть прахом под их ногами), чтобы сказать, что его удел был лучше их удела? Однако тут я ничего не добавил к моим учителям и не открыл ничего нового. Как ты увидишь в ссылках при составлении, все, сказанное мной, уже записано и описано в «Шмона Шарим», в «Эц Хаим» и в «Маво Шаарим» Ари. И я не добавил к этому ни единого слова, но намеревались они скрыть сказанное, и поэтому рассеяли это повсюду – кое-что здесь и кое-что там. И это потому, что все поколение еще не состояло из одних грешников, и необходима была усиленная охрана. Тогда как в нас осуществилось все, предсказанное мудрецами о приходе Машиаха, что в таком поколении снова не будет страха перед раскрытием мудрости, как мы уже говорили выше, и поэтому слова мои открыты и упорядочены. 6. А теперь слушайте меня, сыны: действительно наука эта выплеснута наружу, и вот сейчас с площадей взывает к вам: «Кто за Творца — ко мне, не пустая вещь я для вас. Ибо я — жизнь ваша и долголетие ваше. Ведь созданы вы были не для того, чтобы вернуться после завершения полевых работ, вы и ослы ваши, к одним яслям. И как не будет предназначением осла служить всем ослам его поколения в мире, так не будет предназначением человека служить телам всех созданий, современников его животного тела. Но предназначение осла – служить человеку, который выше его, чтобы приносить ему пользу. А предназначение человека — служить Творцу и восполнить Его намерение». Предисловие к книге «Зоар»Й. Ашлаг …57. Из вышесказанного можно понять причину духовной тьмы и незнания, обнаруживаемые в нашем поколении, чего не было во всех предыдущих поколениях. И это потому, что даже работающие на Творца перестали заниматься изучением науки Каббала. И говорит об этом Рамбам, приводя жизненный пример: «Если колонна из тысячи слепых людей идет по дороге, и есть во главе колонны хотя бы один зрячий, то все они уверены в том, что идут по прямой дороге и не упадут, ведомые тем, кто видит путь, но если не будет в голове колонны зрячего поводыря, несомненно, собьются с пути и затеряются». Так и в нашем случае. Если бы нашлись работающие на Творца, занимающиеся внутренней частью Торы, и притянули бы полный свет Бесконечности, то все поколение пошло бы за ними, и все были бы уверены, что не ошибутся на этом пути. Но если и работающие на Творца отдалились от науки Каббала, ничего удивительного, что все поколение ошибается по их вине. 58. Но знаю я, что причина этого в том, что упала вера, особенно вера в великих мудрецов поколений, а книги Каббалы и книга «Зоар» полны примеров, взятых из нашего мира. Поэтому страх возникает у каждого, что вреда будет больше, чем пользы, поскольку легко можно начать представлять себе овеществленные образы. И это то, что обязало меня сделать подробные комментарии на сочинения великого Ари, а теперь и на «Зоар», и этим я полностью ликвидировал страх, потому как прояснил все духовные понятия, отделив их от какого бы то ни было материального представления, выведя их за понятия времени и пространства, как убедятся изучающие, дабы позволить любому из масс изучать книгу «Зоар» и умножать разум в ее свете. И назвал я этот комментарий «Сулам» [Лестница], дабы показать, что предназначение его такое же, как у лестницы, поскольку если перед тобой прекрасная вершина, то не хватает только лестницы подняться к ней, и тогда в твоих руках все сокровища мира. Но лестница не является целью сама по себе, потому что если остановишься на ее ступенях и не будешь подниматься, то не выполнишь требуемое и задуманное. Так и с моим комментарием к книге «Зоар»: целью моей не было разъяснить всю глубину «Зоара» так, что невозможно было бы выразить большего, а указать путь и сделать из этого комментария руководство к действию для каждого человека, чтобы смог он с его помощью подняться, вникнуть в глубину и увидеть суть книги «Зоар». Только в этом заключается цель моего комментария. …66. Знай, что во всем есть внутреннее и внешнее. Израиль (потомки Авраама, Ицхака и Якова) относится к внутренней части всего мира, а остальные народы считаются его наружной частью. И сам Израиль делится на внутреннюю часть — это совершенные, работающие на Творца, и наружную часть — те, которые этим не занимаются. Также и в народах мира, есть внутренняя часть — это праведники народов мира, и есть наружная часть — грубые и приносящие вред люди. А также в среде работающих на Творца в народе Израиля: есть в них внутренняя часть — те, кто удостоился понять внутреннюю душу Торы и ее тайны, и наружная часть — те, кто занимается только механическим выполнением Торы. И в каждом человеке из народа Израиля есть внутренняя часть — часть Израиля, представляющая собой точку в сердце, и наружная часть — часть народов мира, то есть само его тело. Но даже народы мира в нем считаются герами, поскольку «прилепленные» к его внутренней части они подобны праведникам, перешедшим от народов мира в Израиль. 67. И когда человек из народа Израиля возвышает и уважает свою внутреннюю часть — Исраэль, над наружной — находящиеся в нем народы мира, то есть прикладывает основные свои усилия для возвышения и усиления своей внутренней части на пользу своей души, а малые усилия и только в необходимой мере он направляет на поддержание существования части народов мира, что в нем, то есть для обеспечения потребностей тела, то, как сказано, «делает Тору своим постоянным занятием, а свою специальность — второстепенным», и тогда действия его, как во внутренней, так и в наружной части всего мира, приводят к тому, что народ Израиля возвышается в своем совершенстве, а народы мира, представляющие собой наружную часть общего мира, осознают и ценят величие сынов Израиля. Но если наоборот человек из сынов Израиля возвышает и ценит свою внешнюю часть, которая является частью народов мира, то его наружная часть возвышается, а сам он, то есть внутренняя часть — народ Израиля в нем, опускается. И тогда своими действиями он приводит к тому, что наружная часть во всем мире, народы мира, возвышаются над народом Израиля, повергая его в прах, и сыны Израиля, внутренняя часть мира, опускаются все ниже и ниже. 68. И не удивляйся, что один человек может вызвать возвышение или падение всего мира. Это нерушимый закон, согласно которому часть и целое равны как две капли воды, и все совершающееся в целом совершается также и в его части. И наоборот, совершаемое частями происходит в целом, так как не проявится целое, пока не проявятся его части, соответственно своему количеству и качеству. Так что, несомненно, действие соответствующей части опускает или возвышает все целое. Таким образом, разъясняется сказанное в «Зоар», что изучением книги «Зоар» и истинной мудрости удостоятся выйти из изгнания к полному избавлению, что на первый взгляд непонятно: какое отношение имеет изучение «Зоар» к спасению народа Израиля от народов мира? 69. И из сказанного становится ясно, что в Торе, как и во всем мире, также есть внутренняя и наружная части. В соответствии с этим, в занятиях Торой есть две ступени. И если человек увеличивает свои усилия в изучении внутренней части Торы и ее тайн, то в этой степени приводит к возвышению внутренней части мира, которой является народ Израиля, над наружной частью мира, которой являются народы мира, и все народы признают превосходство Израиля над ними, пока не исполнится сказанное: «И возьмут народы Израиль и приведут в место его; и дом Израиля примет их в наследие на земле Творца». И сказано также: «Так сказал Творец: «Вот Я протяну к народам руку мою, и перед племенами подниму знамя мое, и они принесут сыновей твоих в поле, и дочери твои несомы будут на их плечах». Но если, не дай Бог, наоборот: человек из народа Израиля принижает важность внутренней части Торы и ее тайн, говорящих о путях развития исправления наших душ и ступенях их духовного возвышения, а также смысл и вкусы заповедей относительно наружной части Торы, говорящей только об их механическом исполнении; или если занимается внутренней частью Торы, но уделяет этому минимум времени, как чему-то незначительному, то этим приводит к понижению до самого низшего уровня внутренней части мира, сынов Израиля, и усилению внешней части мира, народов мира, которые унизят и будут презирать сынов Израиля, считая их чем-то ненужным и лишним, в чем мир совершенно не нуждается. И более того, приводят этим к тому, что даже внешняя часть народов мира усиливается над их же внутренней частью так, что наихудшие из них, наибольшие вредители и разрушители мира, усиливаются и возвышаются все выше над их внутренней частью - праведниками народов мира. Вот тогда и происходят все ужасные разрушения и убийства, чему было свидетелем наше поколение. Да пощадит нас Создатель! Таким образом, мы видим, что избавление Израиля и все его величие зависит только от изучения книги «Зоар» и внутренней части Торы. И, наоборот, все разрушения и все падения сынов Израиля — только вследствие того, что оставили они внутреннюю часть Торы, принизили ее значение до самого низшего уровня и сделали ее вещью, в которой вообще нет никакой потребности. 70. Сказано в книге «Зоар»: «Встаньте и пробудитесь ради души Израиля, ведь пусто сердце ваше без мудрости знания и постижения Творца, хотя Он и находится внутри вас». И как написано (Йешайя, 40): «Голос Его стучится в сердце каждого из народа Израиля, призывая молиться, чтобы поднять из праха святую Шхину — общую душу всего народа Израиля. Но Шхина отвечает: «Нет во мне силы самой подняться из праха — все как животные, жующие траву». То есть исполняют заповеди без всякого разума, как животные, и все, что делают они — делают лишь для себя самих. Другими словами, в исполнении заповеди нет у них намерения доставить радость Творцу — лишь ради самих себя исполняют они заповеди. И даже наилучшие из них, проводящие время за занятиями Торой, делают это только для выгоды их тела, без желательного намерения доставить наслаждение Творцу. В таком случае сказано о подобном поколении, что дух уходит и не возвратится никогда. То есть дух Машиаха, необходимый для избавления народа Израиля от всех его страданий, для полного освобождения, когда воплотится сказанное: «И наполнится земля Израиля знанием Творца», — дух этот исчезает и не светит больше в мире. Горе тем, кто является причиной того, что дух Машиаха исчезнет и, может быть, никогда не сможет вернуться в мир, потому что они делают Тору сухой, без какой-либо примеси ума и знания, потому как ограничиваются только исполнительной частью Торы и не желают постараться понять науку Каббала, познать и изучить тайны Торы и смысл заповедей. Горе им, вызывающим своими поступками голод, бедность, жестокость, унижение, убийства и грабеж в мире. 71. И смысл сказанного, как было разъяснено, в том, что занимающиеся внешней Торой, пренебрегают своей внутренней частью и внутренней частью Торы, относясь к ней так, как будто нет в ней никакой необходимости, уделяя ее изучению ничтожно малое время. Они подобны слепым, тыкающимся в стену, так как усиливают свою внешнюю часть, то есть идущее лишь на пользу тела. А так же, придавая важность внешней Торе более чем внутренней Торе, они приводят к тому, что все, что относится к внешней части мира, усиливается по отношению к его внутренней части. И как внешняя часть народа Израиля, то есть народы мира в нем, усиливается и принижает внутреннюю часть народа Израиля — мудрецов Торы, так и внешняя часть народов мира, разрушители, усиливаются и аннулируют их внутреннюю часть — праведников народов мира. Так же и внешняя часть всего мира (народы мира) усиливается и аннулирует сынов Израиля, которые являются внутренней частью мира. И в таком поколении все разрушители народов мира поднимают голову и, в основном, желают уничтожения сынов Израиля, как сказано в Талмуде: «Все страдания приходят в мир только для Израиля». Как сказано в «Тикуней Зоар»: «Они вызывают своими поступками голод, бедность, жестокость, унижение, убийства и грабеж во всем мире». И после наших больших прегрешений, мы стали свидетелями всего предсказанного в книге «Зоар», тем более что наказание касается, в первую очередь, лучших из нас, как сказано в Талмуде: «Всегда начинают именно с праведников». И от всего цвета Торы, что был у Израиля в Польше и Литве, не осталось нам ничего, кроме жалких остатков в нашей стране. И теперь только на нас, на эти остатки, возложено исправить это страшное искажение. И если каждый из нас, остатков прошлого, примет на себя всей душой и разумом, обязанность возвеличить отныне и далее внутреннюю часть Торы и предоставить ей достойное место, в соответствии с ее истинной значимостью по отношению к внешней части Торы, тогда каждый из нас удостоится усилить свою внутреннюю часть, то есть часть Израиля в себе — потребности его души, над внешней своей частью — народами мира, что в нем, потребностями тела. И проявится эта сила также во всем народе Израиля, так, что народы мира, что в нас, осознают и узнают важность и величие великих из Израиля над ними, услышат их и будут повиноваться им. И тогда внутренняя часть народов мира, праведники народов мира, усилятся и покорят их внешнюю часть — разрушителей мира. А внутренняя часть мира, Израиль, превзойдет во всем величии и в важности внешнюю часть мира — народы мира. И тогда все народы мира осознают и примут важность Израиля над ними и исполнится сказанное: «И возьмут народы Израиль и приведут в место его; и дом Израиля примет их в наследие на земле Творца», как сказано: «И принесут сыновей твоих в поле, и дочери твои несомы будут на их плечах». И исполнится это, как предсказывает книга «Зоар»: «Силой этой книги выйдут из неволи милостью Творца». Да будет к этому желание. Амен!
|