Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Характеристика основных методов психологии
Основными методами психологии называют наблюдение и эксперимент. В чем специфика данных методов? Наблюдение – это планомерное и целенаправленное фиксирование психологических фактов в естественных условиях повседневной жизни. Виды наблюдений: срез (кратковременное наблюдение), лонгитюдное (длительное), выборочное и сплошное, включенное (наблюдатель становится членом исследуемой группы). Компоненты процедуры наблюдения: · определение задачи, цели; · выбор объекта, предмета, ситуации; · выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающего сбор информации; · выбор способов регистрации наблюдаемого явления; · обработка и интерпретация полученной информации. Достоинства метода: наблюдение не ограничено возрастом: ведется за всеми видами деятельности и поведением человека любого возраста. Недостатки метода: наблюдаемые факты слиты с множеством попутных явлений; исследователь занимает выжидательную позицию, не имея возможности вмешиваться в деятельность людей, психическое явление может и не проявиться, если не случайность; возможно нарушение объективности; невозможность быстрого сбора материала и проверки первоначальных фактов; трудность фиксации и интерпретации из-за описательной формы фиксации. Эксперимент предполагает специальную организацию ситуации исследования, активное вмешательство в ситуацию исследователя, планомерно манипулирующего одной или несколькими переменными. Виды эксперимента: лабораторный, естественный (Лазурский А.Ф. первый разработал методику «естественного эксперимента), полевой (при минимуме оборудования, в ситуации, близкой к естественной). Эксперимент констатирующий (констатация связей независимо от обучения и воспитания) и формирующий (прослеживающий изменения психики в ходе активного воздействия исследователя на испытуемого). Синонимы формирующего эксперимента: преобразующий, созидательный, воспитывающий, обучающий, генетико – моделирующий. Эксперимент асссоциативный разработан К. Юнгом. Он базируется на изучении содержания, формы, скорости реакции клиента, предъявляющего в ответ на слова аналитика первое, пришедшее в голову слово. Контрольные вопросы по теме: 1. Раскройте сущность подхода Ананьева Б.Г. к изучению человека. 2. Перечислите индивидные свойства человека. 3. Дайте характеристику субъекта деятельности. 4. Что такое индивидуальность человека? 5. Дайте определение личности. 6. Что такое метод? В чем специфика методов психологии? 7. Охарактеризуйте основные методы психологии.
Литература: 1. Ананьев Б.Г. О методах современной психологии. В кн.: Психологические методы. Л., 1976. 2. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М.: Пед. общество России, 2001. 3. Дубровина И.В. и др. Психология: Учебник. – 2-е изд., стереотип. М.: «Академия», 2002. 4. Игры –обучение, тренинг, досуг…/ Под ред. В. В. Петрусинского / / В четырех книгах. М.: Новая школа, 1994. 5. Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в эспериментальную психологию личности: Учеб. пособие для слушателей ИПК, препод. пед. дисциплин. М.: Просвещение, 1985.
|