Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Психологическая готовность к школьному обучению
Готовность к систематическому обучению в школе – важнейшее новообразование дошкольного возраста. Являясь итогом развития ребенка на протяжении первых семи лет жизни, она обеспечивает переход ребенка к новой для него позиции школьника. Психологическая готовность к школе (синоним: школьная зрелость) — комплекс психических качеств, необходимых ребенку для успешного начала обучения в школе. Включает следующие составляющие: 1) мотивационную готовность — положительное отношение к школе и желание учиться; 2) умственную или познавательную готовность — достаточный уровень развития мышления, памяти и др. познавательных процессов, наличие определенного запаса знаний и умений; 3) волевую готовность — достаточно высокий уровень развития произвольного поведения; 4) коммуникативную готовность — способность устанавливать отношения со сверстниками, готовность к совместной деятельности и отношение ко взрослому как к учителю. Кризис 7 лет непосредственно связан с готовностью ребенка к школе. Социальная ситуация развития До семи лет взрослый остается центром мира детей. Появляется потребность в сотрудничестве с другими детьми. После пяти лет общение становится внеситуативно – личностным. Ведущая деятельность Игра как освоение норм поведения и деятельности людей. Основные новообразования Иерархия мотивов, произвольность поведения, но непроизвольность всех психических процессов, понимание норм и правил социальных взаимоотношений, «интеллектуализация аффекта» (Выготский Л.С.), внутренняя позиция (Божович Л.И.). Центральное новообразование – соподчинение мотивов, самосознание, произвольность. Кризис 7 лет Основные симптомы: переоценка ценностей, обобщение переживаний, возникновение внутренней жизни ребенка, смысловая ориентировочная основа поступка, утрата детской непосредственности. Внешне он проявляется в демонстративности, манерничаньи, кривляньи. Этот кризис называют рождением социального «Я» в ребенке. Контрольные вопросы по теме: 1. Какой вид деятельности является ведущим видом деятельности ребенка в дошкольном возрасте? 2. Каковы особенности социальной ситуации развития в дошкольном возрасте? 3. Какие виды продуктивной деятельности характерны для дошкольников? 4. Каковы этапы развития познавательных процессов в дошкольном возрасте? 5. Какова роль обучения в формировании произвольности психических процессов? 6. Каковы особенности развития воображения в дошкольном возрасте? 7. Каковы этапы развития речи в дошкольном возрасте? 8. Каковы особенности личностного развития в дошкольном возрасте? 9. Какова сущность психологической готовности к школе? 10. Что включает в себя понятия «школьная зрелость»? 11. В чем сущность кризиса семи лет? Литература: 1. Башаева Т.В. Развитие восприятия: дети3-7 лет. Ярославль. 2000. 2. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб.пос. для студ. / Сост. И.В.Дубровина, А.М.Прихожан, В.В.Зацепин. М., 1999. (кризис 7 лет). 3. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. С.-Пб. – 1999. 4. Выготский Л.С. Кризис семи лет // Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб.пос. для студ. / Сост. И.В.Дубровина, А.М.Прихожан, В.В.Зацепин. М., 1999. 5. Годфруа Ж. Что такое психология. Т.2. М., 1996. 6. Клюева Н.В., Филиппова Ю.В. Общение: дети 5-7 лет. Ярославль. 2000. 7. Козырева Л.М. Развитие речи: дети до 5 лет. Ярославль. 2000. 8. Крайг Грейс. Психология развития. СПб, 2000.
|