![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Развитие личности в младшем школьном возрасте. Основные новообразования младшего школьника.
В младшем школьном возрасте активно развивается самосознание, одним из проявлений которого является самооценка. Дети этого возраста уже начинают различать «Я–реальное» и «Я–идеальное». У младших школьников уже встречается самооценка: адекватная, завышенная, заниженная, причем в одном виде деятельности она может отличаться от самооценки в других. Например, в рисовании ребенок может оценивать себя правильно, в овладении грамотой – переоценивать, в пении – недооценивать себя. Самооценка в значительной мере связана с оценками педагога. Эмоции. У младших школьников чаще всего преобладает жизнерадостное, бодрое настроение. Развивается осознанность своих и понимание чужих эмоций. Однако, как выяснилось в исследованиях Н.С. Лейтеса и П.М. Якобсон, семилетний ребенок часто не умеет правильно воспринимать выражение гнева, страха и ужаса. В этом возрасте происходит интенсивное формирование нравственных чувств (чувство товарищества, дома, чести); интеллектуальных чувств (любознательность, удивление, сомнение, удовольствие от удачного решения задачи); эстетических чувств (особые чувства наслаждения, переживания, испытываемые при восприятии прекрасного). Эмоциональная сфера приобретает в этом возрасте все большую произвольность. Младшие школьники уже осознают свои внутренние переживания (чувство стыда, страха, гордости) и пытается сдерживать их проявления. Страхи, тревога, постоянно присутствующие в жизни ребёнка, могут приводить к психическому напряжению, истощению, так называемому «школьному неврозу». Это требует от родителей и учителей внимательного отношения к эмоциональному здоровью ребёнка. В исследованиях показано, что количество тревожных детей среди младших школьников почти в 5 раз повысилось по сравнению с 80-ми годами. Произошло резкое увеличение ответов с явным неприятием школы и учителя; причиной детской тревожности чаще становится неблагополучие в общении со сверстниками, чувство собственной неполноценности. Последнее ранее встречалось только у подростков. Всё это, вероятно, свидетельствует о негативном влиянии на эмоциональное здоровье младших школьников сложившегося в стране социально-экономического положения. Развитие общения. Взаимоотношения младших школьников опосредуются успешностью в обучении. Высокий статус в группе одноклассников обычно имеют хорошо успевающие дети. Однако особую значимость приобретает отношение учителя к ребенку. На третьем году обучения личность учителя становится менее значимой, контакты с товарищами становятся более тесными, дети уже более независимы в установлении межличностных отношений, все большую роль в выборе партнера начинает играть оценка его нравственных качеств, наличие общих интересов. Общение со сверстниками осуществляется в этом возрасте по принципу половой гомогенизации (В.В.Каган, 1991). Мальчики и девочки образуют однородные (гомогенные) по полу группы, отношения между которыми часто описываются как «половая сегрегация». Дети разбиваются на два противоположных лагеря со своими правилами и ритуалами поведения; измена «своему» лагерю презирается и осуждается, а отношение к другому лагерю принимает форму противостояния. Младший школьный возраст – это время полоролевого развития через самоопределение в системе полоролевых стандартов и отношений. Это развитие включает в себя возникновение интереса к противоположному полу, проявляющееся в своеобразном ухаживании.
Контрольные вопросы по теме: 1. Какова социальная ситуация развития ребенка младшего школьного возраста? 2. Какой вид деятельности является основным видом деятельности в младшем школьном возрасте? 3. Какой вид мышления преобладает у младшего школьника? 4. Какую роль играет обучение в формировании произвольности познавательных процессов младших школьников? 5. Каковы особенности внимания у детей в младшем школьном возрасте? 6. Какова роль общения в развитии личности младшего школьника? 7. Как происходит усвоение норм и форм поведения в младшем школьном возрасте? 8. Какова роль родителей в формировании личностных качеств детей младшего школьного возраста? 9. Какова роль учителя в становлении самооценки и уровня притязаний младшего школьника?
Литература: 1. Абрамова Т.Р. Возрастная психология. –Учебник для высшей школы. М., 2001. 2. Блонский П.П. Психология младшего школьника. М.: Академия педагогических и социальных наук, 1997. 3. Божович Л. И. Проблемы формирования личности: Избранные педагогические труды / Под ред. Д.И.Фельдштейна. М.-Воронеж, 1997. 4. Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия для студентов педагогических вузов. М. 2005. 5. Волков Б.С. Психология младшего школьника: Учебное пособие / Б. С. Волков. М.: Пед. общ-во России, 2002. 6. Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. М., 2000. 7. Крутецкий В.А. Психологические особенности младшего школьника // Хрестоматия по возрастной психологии. Учеб.пос. для студ.: сост. Л.М. Семенюк. Под ред. Д.И.Фельдштейна. М.: Институт практической психологии, 1996. 8. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. М., 2003. 9. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М., 2002. 10. Непомнящая Н.И. Становление личности ребенка 6-7 лет. М., 1992. 11. Психология младших школьников/Под ред. В.В.Давыдова. М., 1990.
|