![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие эффект и эффективность в управлении . Сущность эффективности в управлении.
Эффективность организации управления – создание благоприятных условий для достижения производственным коллективом поставленных целей в кратчайший срок при наивысших качественных и количественных показателях и наименьших затратах ресурсов. Или: эффективность управления – это эффективное руководство, понимаемое как умение руководителя заставить или побудить, заинтересовать подчиненных ему работников трудиться энергично, производительно, с высокой отдачей. Поскольку задачей управления является целенаправленное воздействие на управляемый объект для обеспечения достижения поставленных целей, эффективность управления может быть оценена по степени достижения этих целей: по конечным результатам производственной деятельности (по уровню прибыли), по качеству планирования (улучшение показателей бюджетирования), по эффективности вложений (отдача на капитал), по увеличению скорости оборачиваемости капитала и т.п. На практике при оценке эффективности управления применяются несколько подходов: Целевой подход – оценка по степени реализации поставленных целей – выполнение той или иной программы в зависимости от решения конкретных задач, достижения намеченных экономических показателей, прогнозных проектировок. Ресурсный подход – оценка эффективности управления в зависимости от степени использования ресурсов, как связанных с самим управлением и примененных при изготовлении продукции, так и всех ресурсов, вовлеченных в производство. Для этого необходимо полученный результат сравнить с теми затратами, с помощью которых он получен, сопоставить одну абсолютную величину – эффект, с другой абсолютной величиной – затратами, что дает относительную же величину – эффективность: Эф=Э/З. Т.о., эффективность – получение необходимого максимального результата с наименьшими затратами. Оценка достигнутого состояния предприятия, его места в бизнесе – оценка динамики основных экономических показателей за сопоставимый период времени, сопоставление их с нормативными величинами, среднеотраслевыми, региональными показателями, аналогичными показателями ведущих в отрасли компаний или основных конкурентов. Комплексный подход – так или иначе сочетающий в себе все предыдущие. Эффективность управления – специфическая категория, отражающая уровень и динамику развития управления, качественную и количественную сторону этого процесса. По содержанию можно выделить экономическую и социальную эффективность управления, по сфере и уровню проявления – общественную и коммерческую, по методу расчета – абсолютную (по конкретной системе управления) и относительную (в сравнении с другими аналогичными системами управления) и т.д. Для выражения эффективности управления применяется ряд частных понятий: эффективность труда работника аппарата управления Эффективность управленческой деятельности аппарата управления или отдельных его его органов и подразделений Эффективность процесса управления (при выработке и реализации конкретного управленческого решения) Эффективность системы управления (с учетом иерархии управления) Эффективность механизма управления (методов, рычагов, стимулов) Эффективность совершенствования управления Укрупнено рассматривают эффективность управления как совокупность 3х составляющих: Эффективность деятельности работников управления Эффективность деятельности подразделений (органов) управления Эффективность системы управления в целом Выделяют следующие виды оценки эффективности управления: По цели оценки: определение состояния и направлений развития системы управления определение результативности и эффективности системы управления и путей их дальнейшего повышения по характеру оценки: методологический, функциональный, экономический, социальный, организационный, технологический, правовой аспекты по взаимосвязи системы управления и управляемого объекта: с позиции всей социально-экономической системы и с позиций системы управления как части целого по объекту оценки: комплексная оценка всей системы управления и составляющих ее компонентов по направленности оценки: динамические (процессные) и статические (структурные) характеристики системы управления по критериям оценки: количественная и качественная по методам оценки: экспертная, балльная, коэффициентная, экстраполяционная, эвристическая, сравнительная, балансовая, системная и др.
|