Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Общественные блага (товары и услуги общественного пользования): их свойства и классификация. Общее и частное благо. Их сходство и отличие.Стр 1 из 8Следующая ⇒
Вопрос Общественный сектор. Его структура и признаки формирования. Цель выделения и задачи развития. Общественный сектор – совокупность нормативно-правовых актов, норм и механизмов, методов и организационно управленческих структур, регулирующих функционирование и развитие национальной организации всего общественного труда, путем выявления научно обоснованного спроса и предложения труда, рабочих мест, труда и з/п, разделение и кооперации труда, распределения его результатов, воспроизведение рабочей силы в масштабах всего общества. Цель – повышение уровня жизни населения, обеспечение стабильного и устойчивого социально-экономического развития общества. Причины становления общ сектора: Смена общественных интересов частными изменение роли государства и общественных институтов в обществе рост коррупции высокий уровень общественного сознания бюджет бюррократический аппарат лоббизм задачи: 1) оценка состояния и прогнозирование доходов и расходов федеральных, муниципальных и местных бюджетов 2) распределение инвестиций в развитие социальной сферы 3) формирование систем массового обслуживания населения 4) обеспечение инновационного партнерства между гос-вом, бизнесом, образованием и наукой. 5) осуществление институциональной трансформации, которое должно произойти через модернизацию действующих систем.
6. Государственные, общественные и частные финансы. Функции и принципы их использования и механизмы координации. Сущность государственных финансов состоит в том, что они охватывают ту часть денежных отношений, которая в установленном размере аккумулируется в руках органов государственной власти и местного самоуправления для покрытия расходов, необходимых для выполнения государством и местными органами власти своих функций. В РФ, исходя из федеративного устройства, государственные финансы включают два уровня: финансы федеральных органов власти и финансы органов субъектов РФ (их 89). Муниципальные финансы являются низовым звеном и выделены в самостоятельный структурный уровень. Все три уровня государственных финансов тесно связаны между собой и образуют единую систему. Частные Финансы могут быть категоризированы в: - Общественные Финансы - то, что часть финансов, которые колеблются вокруг центрального вопроса распределения ресурсов, подвергнутых ограничению бюджета правительства или общественных юридических лиц. Именно та ветвь экономики идентифицирует и оценивает средства и эффекты политики правительства. Финансы Общественного сектора пытаются исследовать эффекты и последствия различных типов налогообложения и расходов на экономических агентов (люди, учреждения, организации, и т.д.) общества и в конечном счете на всей экономике. Это также анализирует эффективность политики, нацеленной на определенные цели и следовательно к развитию процедур и методов для того, чтобы увеличить эффективность политики. Некоторые из ветвей Финансов Общественного сектора-: - (1) Общественный Доход Это включает доход, заработанный правительством от обоих налогов (подоходный налог, налог на продажи, таможенная пошлина на ввозимые товары, и т.д.) и неналоговые источники (различные виды штрафов, плат, и т.д.). 7. Доля общественного сектора в социально ориентированной рыночной экономике на разных стадиях ее развития. Общественный сектор экономики- совокупность экономических ресурсов, находящихся в распоряжении государства. Его не следует рассматривать в качестве совокупности хозяйствующих субъектов, находящихся в государственной собственности. Это связано с тем, что экономические ресурсы, которыми распоряжается государство, включает доходы и расходы бюджета. Поэтому в процессе регулирования общественного сектора приоритетное внимание уделяется решению бюджетных проблем. О.с.э. решает две задачи: достижение Парето-улучшений (см.) при условии провалов рынка и перераспределение ресурсов в соответствии с принципами социальной справедливости. Ресурсы, с помощью которых государство участвует в общественной жизни, – это, с одной стороны, все то, владельцем чего оно является, а с другой – доходы и расходы бюджета. В первом случае речь идет о запасе ресурсов, во втором – об их потоке. Такого рода двойная характеристика экономического потенциала присуща любому субъекту хозяйства, причем доля частного лица или фирмы в совокупном запасе ресурсов нации примерно равна доле их дохода в национальном доходе, по крайней мере, в долгосрочном плане. Потому что поток ресурсов (доход) в определенном смысле порождается их запасом (физическим или человеческим капиталом) и в эффективно функционирующей рыночной экономике распределяется в соответствии с факторными вкладами. Особенность государства состоит, в том, что, пользуясь законным правом принуждения, оно систематически осуществляет перераспределение, поэтому доля общественного сектора в национальном доходе, как правило, существенно отличается от его доли в совокупном капитале. В странах с развитой рыночной экономикой обычно существует консенсус в отношении того, что перераспределению подлежат скорее доходы, чем факторы производства, которые должны находиться в основном в распоряжении частного сектора. Соответственно удельный вес общественного сектора в доходах и расходах общества в большинстве случаев превосходит его удельный вес, как в совокупном капитале, так и в производстве реализуемых на рынке товаров и услуг. Необходимо, впрочем, отметить два обстоятельства. С одной стороны, государство часто контролирует огромные ресурсы, которые не получают надлежащей экономической оценки в качестве потенциальных или реальных факторов производства. Это, например, земли, не находящиеся в сельскохозяйственном обороте, охраняемые природные и культурные ценности нации и др. С другой стороны, расходы государства в конечном счете характеризуют услуги, предоставляемые им на нерыночной основе. Таким образом, и запас, и поток ресурсов общественного сектора частично изъяты из рыночного оборота, что сказывается на экономических измерениях и может создавать неадекватное представление о «паразитизме» государства. В качестве непосредственного поставщика товаров и услуг общественный сектор, как правило, занимает прочное положение в таких отраслях, как образование, здравоохранение, культура, транспорт и связь, энергетика, коммунальное хозяйство и некоторых других. Общественный сектор в том виде, как он определен выше, – это составная часть рыночной экономики. В рамках командной системы государство выступало по отношению к хозяйству в роли интегрирующей силы, а не одного из секторов. Это предполагало совершенно особые условия, цели и методы экономической деятельности государства. Командной системе не удалось на деле полностью подчинить экономику единому плану. В порах этой системы находили себе место элементы предпринимательской активности, как нелегальные, так и частично легализованные в ходе реформ 60–80-х годов в связи с развитием хозрасчета. Однако эволюция менее всего касалась способов участия государства в экономической жизни, поскольку именно государство составляло ядро системы. Поэтому формирование общественного сектора в формах, адекватных природе смешанной экономики, имеет мало общего с консервацией структур и подходов, обеспечивавших функционирование планового хозяйства. В переходный период общественный сектор формируется заново, что не исключает опоры на накопленный прежде ресурсный потенциал, начиная от имеющихся в распоряжении фондов и до управленческих знаний и навыков. Ключевой предпосылкой становления общественного сектора выступает приватизация. Имеется в виду не только юридическое закрепление частной собственности, но и начавшаяся несколько раньше переориентация предприятий (во многом независимо от формы собственности) с выполнения плановых заданий на рыночную конъюнктуру и собственные экономические интересы. В итоге государство становится контрагентом самостоятельных предприятий, а также негосударственных некоммерческих структур. Оно более не пытается непосредственно выражать всю совокупность экономических интересов, наличествующих в обществе. А те приоритеты, которые государство стремится отстаивать, находят выражение в политике налогов и государственных расходов, которые превращаются в основные инструменты его воздействия на хозяйственные процессы. Не устраняясь, от решения социально-экономических задач, государство кардинально меняет границы своей ответственности и способы действий. В переходный период удельный вес общественного сектора постепенно уменьшается, но не за счет простого сокращения его масштабов, а за счет опережающего развития частного сектора, повышения его эффективности.
8. Концепции общественных, коллективных и личных потребностей. Свойства и классификация потребностей. Личные интересы связаны с удовлетворением материальных, духовных и социальных потребностей каждым членом общества, коллективные — интересов коллективов, различных социальных групп, а общественные — с необходимостью удовлетворения потребностей общества. Между этими видами интересов существуют как взаимосвязь, так и противоречия. Личные интересы не всегда согласуются с коллективными, а коллективные — с общественными. В основе их различий лежат разные мотивы поведения, человека. Классики экономической теории А.Смит и Д.Рикардо полагали, что модель экономического поведения человека, или “экономического человека”, в эпоху рыночной экономики включает в себя обогащение, личный материальный интерес и эгоизм. Лишь в той мере, в какой преследуется собственная выгода, экономический человек действует на пользу обществу. К.Маркс рассматривает человека как выразителя интересов своего класса. Потребности можно классифицировать по объектам и субъектам: По субъектам: а) индивидуальные, коллективные, общественные (потребности в еде, одежде, жилье; потребности трудового коллектива в квалифицированном руководстве, благоприятном психологическом климате, нормальных условиях труда; общественные – снижение уровня инфляции и безработицы, экономический рост...)б) потребности домохозяйств, предприятий, государства как субъектов экономики(домохозяйств - в лучших товарах по низким ценам; предприятий - в повышении конкурентоспособности продукции, снижении затрат, увеличении прибыли; государства – в увеличении поступлений в бюджет...) По объектам: а) физиологические (в пище, одежде, жилье) – порождены существованием человека как биологического существа; социальные (в общении, информации, образовании) – возникают у человека как социального существа.б) материальные – потребности в материальных благах и услугах; духовные – в творчестве, самовыражении, самосовершенствовании.в) первоочередные – удовлетворяются предметами первой необходимости; непервоочередные (второстепенные) – удовлетворяются предметами роскоши.
9. Закон возвышения и ускоренного роста общественных, коллективных и личных потребностей. Закон возвышения потребностей гласит: динамика разнообразных потребностей постоянно растет в количественном соотношении, но в еще большей степени меняется в качественном отношении. Круг потребностей современного человека крайне разнообразен, тем более что человеческие потребности включают не только индивидуальные нужды, но и потребности семьи, со- циальной группы, трудового коллектива, населения, государстваКоличество видов благ, товаров, услуг, в которых испытывают потребности люди, исчисляется миллионами, тем не ме- нее круг их непрерывно расширяется.Как правило, блага, необходимые для удовлетворения по- требностей человека, в готовом виде в природе не существуют. Их необходимо создавать, производить, используя при этом те ресурсы, которыми люди обладают.
10. Измерение масштабов и структуры потребностей. Категории потребностей и спроса. Их сходство и отличие. Ни одна поисковая система не смогла адекватно среагировать на разные вариации моих запросов, нету этого в интернете
Общественные блага (товары и услуги общественного пользования): их свойства и классификация. Общее и частное благо. Их сходство и отличие. Впервые идею общ благ выдвинул Самуэльсон. 2 основных признака общ блага: неконкурентность(потребление блага одним человеком не уменьшает возможностей потребления его другим) и неделимость(благо нельзя разложить на отдельные единицы) Классификация: 1)чистое общественное благо, бывает 2 видов: национального и регионального масштаба. Например: национальная оборона, безопасность, правосудие. Характеристика: неконкурентность (например уличный фонарь светит одинаково ярко как для 1 так и 2 двух прохожих – причина: неделимость), неальтернативность. чистое частное благо, является теоретической конструкцией, экстремальным случаем (как, например, совершенная конкуренция и чистая монополия). 2) смешанное благо. 2.1.) перегружаемое благо совместного потребления (мосты, туннели, шлюзы) Характеристика: неубываемость этого блага до определенного уровня и снижение объема этого блага после достижения этого уровня. 2.2.) благо ограниченного доступа(исключаемое благо) потребление благ неизбирательно, но затраты на устранение дополнительных потребителей достаточно малы. На эти блага легко назначить цену. Примером исключаемого блага может быть телевещание. Использование платежей и сборов за установку телеоборудования позволяет воспрепятствовать получению полезности теми, кто отказывается платить. Исключаемые блага могут производиться в частном порядке фирмами, предлагающими блага для продажи на рынке. А также могут производиться правительством. Частное предложение этих благ подразумевает, что затраты на них финансируются за счет доходов от продажи продукции. Предложение правительства таких благ может финансироваться за счет налогов, при бесплатном распределении соответствующих услуг (как в случае со школами). Кроме того, правительство само может взимать плату за свои услуги. Так например, государственные больницы и ВУЗы взимают плату за свои услуги, которая благодаря субсидиям ниже, чем была бы в противном случае. 2.3.) блага, которые предоставляют услуги отраслей естественной монополии, например: ж/д, телеком.связь, коммунал.службы. Характеристика: совместный характер потребления услуг сетевого вида производства; убываемость услуг несетевого производства. 3) социально значимое благо – предоставляется социальными сферами (образование, здравоохранение, культура, просвещение) Характеристика: высокий уровень исключаемости, совместный характер потребления, имеет долгосрочный внешний эффект, предоставлеятся общественными и государственными субъектами
Чистое общественное благо - благо, которое потребляется коллективно всеми людьми независимо от того, платят они за него или нет. Получение полезности от обеспечения чистым общественным благом единственным потребителем невозможно. Чистое частное благо - благо, которое можно разделить среди людей так, что другим от этого не будет никакой выгоды или затрат. Если эффективное обеспечение общественных благ часто требует государственных действий, то частные блага может эффективно распределить рынок. Следовательно, чистое частное благо приносит полезность только покупателю. Целый ряд благ не являются ни чисто общественными, ни чисто частными. Например, услуги полиции, с одной стороны, представляют собой общественное благо, а с другой - раскрывая кражи со взломом, они оказывает частную услугу конкретному лицу.
12. Особенности, факторы и субъекты формирования спроса на общественные блага. Факторы и особенности предложения и хозяйствующие субъекты, производящие общественные блага. (тут пиздец, который невозможно объяснить доступным языком) Спрос на общественные блага не во всем идентичен спросу на частные блага. Прежде всего, каждый потребитель не может произвольно изменять количество используемого им общественного блага, а вынужден потреблять данное количество целиком. Например, все жители данной страны пользуются одним и тем же количеством военных самолетов, защищающих их от внешнего нападения. Очевидно, что у всех потребителей эти индивидуальные количества равны: Q1 = q1 = q2 = … = qn, где Q - общий объем предложения данного общественного блага, равный социальному количеству общественного блага; qi- количество данного общественного блага, потребляемое i-м потребителем (i = 1, 2,..., n). Далее, все потребители получают определенную выгоду от потребления общественного блага одновременно. Следовательно, предельная общественная выгода от потребления дополнительной единицы общественного блага складывается из суммы всех предельных выгод его потребления: MSB = MB1 + MB2 + … + MBn = ∑ MBi, где MSB - предельная социальная выгода от потребления дополнительной единицы общественного блага, MBi - предельная выгода от потребления дополнительной единицы общественного блага, полученная i-м потребителем (i = 1, 2,..., п). Таким образом, общая кривая спроса на общественное благо может быть получена путем не горизонтального, а вертикального суммирования индивидуальных кривых спроса, выражающих индивидуальную готовность каждого из потребителей оплатить данное количество общественного блага в соответствии со своей индивидуальной выгодой от потребления этого блага. На рис. 20.2 общая кривая спроса D на объем Qs данного общественного блага получается (в простейшем случае) в результате вертикального сложения двух кривых индивидуального спроса d1 и d2 причем цена Рs, которую данное общество готово заплатить за данный объем Q, складывается из индивидуальных цен Р1 и Р2 потребителей: Ps = P1 + P2. Для достижения эффективного использования ресурсов общественное благо должно производиться в таком объеме, при котором, по обычному правилу принятия оптимальных экономических решений, предельная выгода от потребления блага равна предельным издержкам выпуска данного блага. Таким образом, существует некоторый однозначно определяемый оптимальный объем общественного блага, который обеспечивает наибольшую эффективность использования ресурсов. Он может быть определен по формуле MSB(QS) = MC(QS), где MSB(QS) - предельная общественная выгода от потребления данного общественного блага в количестве QS; MC(QS) - предельные издержки производства и обеспечения потребителей данным общественным благом в количестве QS (рис. 20.3). Итак, для эффективного размещения благ в экономике данное общественное благо должно производиться в таком объеме, чтобы предельная общественная выгода от потребления данного объема стала равной предельным издержкам выпуска дополнительного количества данного блага до общего объема выпуска QS. Другими словами, данное общественное благо должно выпускаться до такого количества QS, пока общественная (напомним, суммарная) готовность оплатить это количество (в размере PS) не станет равной предельным издержкам выпуска этого количества данного блага (в размере MC(QS))1. Для определения этого объема нужно точно знать общественные предпочтения в отношении общественного блага.
|