Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Поиск ренты. Политический деловой цикл.
Политическая рента — это экономическая рента (или материальные выгоды), полученные с помощью политического процесса за счет как общества в целом, так и отдельных лиц, добивающихся принятия определенных решений. Теория политической ренты акцентирует внимание на том обстоятельстве, что целью участия экономических субъектов в политической деятельности может являться получение специфических преимуществ, обеспечивающих им рентные (т.е. превышающие конкурентный уровень) доходы на находящиеся в их распоряжении факторы производства. Данные доходы получили название «политическая рента, а деятельность, направленная на их получение - «изыскание политической ренты». Предполагается, что хозяйствующие субъекты часть своих ресурсов инвестируют в хозяйственную деятельность («деятельность по созданию прибыли»), а часть - в деятельность на политическом рынке («деятельность по изысканию политической ренты»)8. При этом критерий эффективности распределения ресурсов требует, чтобы предельная эффективность их использования в обеих сферах была одинакова. Теория политического делового цикла. Теория политического делового цикла, которую составляют работы Уильяма Нордхауса, Эдварда Тафта, Дугласа Хиббса и Поля Мосли, предполагает, что некоторые экономические индикаторы колеблются синхронно с выборами. Хотя нет достаточных эмпирических подтверждений, что такая связь всегда существует, считается что предвыборное стимулирование экономики, составляющее основу политического делового цикла, может быть стратегией, которая принимается или нет, но нет теории, говорящей, почему стратегия иногда принимается, а иногда нет. Теория политического делового цикла исходит из ряда предположений: - правительства стремятся выиграть выборы, для чего они пытаются максимизировать голоса; - избиратели имеют предпочтения относительно экономических результатов, что отражается в их поведении при голосовании; - правительства могут манипулировать экономикой для улучшения своих шансов на переизбрание. Теория политического делового цикла — косвенное признание того, что воздействие государства на экономику может быть самостоятельным фактором, усиливающим ее неустойчивость.
28. Функции федерального, региональных и местных бюджетов. Государственный бюджет объединяет главные доходы и расходы государства. Он представляет собой основной финансовый план государства на текущий год, имеющий силу закона. Утверждается законодательным органом власти – Федеральным Собранием. Федеральный бюджет России – главное звено бюджетной системы. Он выражает экономические денежные отношения, опосредствующие процесс образования и использования централизованного фонда денежных средств государства, и разрабатывается и утверждается Федеральным Собранием РФ в форме федерального закона. Функциями бюджета я вляются: 1. перераспределение национального дохода и ВВП (широко используется для межотраслевого и территориального перераспределения финансовых ресурсов с учетом требований наиболее рационального размещения производительных сил, подъема экономики и культуры на всей территории России); 2. государственное регулирование и стимулирование экономики; 3. финансовое обеспечение социальной политики; 4. контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств. Региональный бюджет - форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего субъекта РФ. Целью региональных органов власти является обеспечение развития регионов, а также производственной и непроизводственной сфер на подведомственных территориях. Функции: 1. создание условий повышения уровня и качества жизни населения региона; 2. содействие справедливому распределению доходов между отдельными группами населения, проживающего на территории региона; 3. развитие деловой активности в регионе путем направления региональных инвестиций, подконтрольных администрации, в " точки роста" регионального хозяйственного комплекса через бюджет развития региона или путем прямых государственных инвестиций; 4. выравнивание условий предпринимательства в территориальных образованиях региона путем развития производственной, социальной и рыночной инфраструктур. Местные бюджеты — один из главных каналов доведения до населения конечных результатов производства. Через них общественные фонды потребления распределяются между отдельными группами населения. Из этих бюджетов в известной мере финансируется и развитие отраслей производственной сферы, в первую очередь местной и пищевой промышленности, коммунального хозяйства, объем продукции и услуги которых также являются важным компонентом обеспечения жизнедеятельности населения. Местный бюджет — это централизованный фонд финансовых ресурсов отдельного муниципального образования, формирование, утверждение и исполнение, а также контроль за исполнением которой осуществляются органом местного самоуправления самостоятельно. Функции: 1. формирование денежных фондов, являющихся финансовым обеспечением2. деятельности местных органов власти; 3. распределение и использование этих фондов между отраслями народного4. хозяйства; 5. контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций6. и учреждений, подведомственных этим органам власти.Доходы местных бюджетов формируются за счет собственных и регулирующих источников доходов. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ обеспечивают муниципальным образованиям минимальные местные бюджеты путем закрепления доходных источников для покрытия минимально необходимых расходов местных бюджетов.
31. Социальное нормирование. Социальное нормирование, т. е. процесс разработки и применения социальных норм, нормативов и социальных стандартов, играет все возрастающую роль в реализации задач активной социальной политики государства. На основе данного метода достигается пропорциональность и сбалансированность воспроизводственного процесса, особенно рабочей силы, устанавливается приоритетность социальных факторов экономического роста в стране. Социа́ льные но́ рмы — общепризнанные правила, образцы поведения, стандарты деятельности, обеспечивающие упорядоченность, устойчивость и стабильность социального взаимодействия индивидов и социальных групп.
32. Общественные расходы. Их формы, состав и структура, источники финансирования. Общественные расходы представляют собой целенаправленное использование ресурсов общественного сектора для удовлетворения потребностей в общественных благах и реализации перераспределительных мероприятий, оправданных с позиций справедливости. Целевое начало и неразрывно связанные с ним идеи рациональности и эффективности призваны определять направления, формы, структуру и масштабы этих расходов. Проблема состоит в том, чтобы общественные средства использовались в соответствии с интересами и предпочтениями основной массы налогоплательщиков-избирателей, а также в том, чтобы достигать намеченных результатов при возможно более низком уровне затрат, избегая расточительности и сводя к минимуму влияние погони за рентой. Задачи, решаемые в сфере расходования общественных средств, можно, в общем и целом, разделить на три группы: 1. это оказание социальной помощи тем членам общества, которые не имеют возможности самостоятельно себя обеспечить. К данной категории общественных расходов относятся, например, пособия, выплачиваемые инвалидам. 2.во-вторых, это обеспечение обязательного страхования на случай болезни, безработицы и т.п. Для этой категории расходов в отличие от предыдущей суть процесса не сводится к перераспределению, а имеет место своеобразное предварительное аккумулирование средств, в том числе иногда и личных средств, застрахованных с целью последующей выплаты при наступлении страхового случая. 3.производство и приобретение материальных благ и услуг, ответственность за удовлетворение потребностей, в которых берет на себя государство. Общественные расходы могут осуществляться в формах финансирования эксплуатационных расходов организаций общественного сектора, закупок товаров или услуг, субсидирования предприятий и организаций, поставляющих продукцию на рынок, а также денежных выплат и натуральных выдач лицам, охваченным программами социальной помощи и страхования. Перечисленные формы зачастую выступают в качестве взаимозаменяемых либо, сочетаясь, дополняют друг друга. состав и структура, источники финансирования.??????????
Общественная организация — неправительственное/негосударственное добровольное объединение граждан на основе совместных интересов и целей. Иногда используется определение «третий сектор» (общественный) в дополнение к публичному и частному секторам. В современном обществе возникают и действуют разнообразные общественные организации и общественные движения. Виды этих организаций и движений весьма разнообразны. Для понимания места и роли общественных организаций и политической жизни общества весьма важное значение имеет подразделение их по способам организации. По способам организации общественные организации бывают формальными и неформальными. Формальными организациями являются такие объединения людей, в которых их члены сознательно следуют определенным целям, зафиксированным в программах, уставах, выполняют строго определенные роли и т. д. Неформальные организации возникают самопроизвольно для реализации каких-то появившихся в конкретной ситуации общих целей. Эти организации, как правило, не обладают четкой организационной структурой, не имеют индивидуального членства, отношения в них не формализованы, роли, выполняемые их членами, не имеют четко обозначенных границ. В зависимости от цели общественные движения подразделяются на экономические, экологические, антивоенные, правозащитные н т. д. Действующие в условиях современности общественные организации и общественные движения различаются также по месту действия, по типу деятельности, по стратегической ориентации и т. д. По месту действия, например, организации и движения бывают парламентскими и внепарламентскими, действующими на предприятиях, в учреждениях и вне их и т. д. По методам действия по отношению к господствующей политической системе общественные организации и общественные движения подразделяются на легальные, полулегальные и нелегальные. Среди общественных организаций в настоящее время особенно заметную роль выполняют профессиональные союзы, женские, молодежные организации. В жизнедеятельности современного общества важную роль играют массовые движения за разоружение, за экологическую безопасность. Как и в предыдущие годы в настоящее время заставляют считаться с собой рабочее, национально-освободительное движения. Среди современных общественных организаций самыми многочисленными и влиятельными являются профессиональные союзы. Структура общественного объединения, руководящие и контрольно-ревизионный органы общественного объединения, территория, в пределах которой данное объединение осуществляет свою деятельность, условия и порядок приобретения и утраты членства в общественном объединении, права и обязанности членов данного объединения (только для объединения, предусматривающего членство), компетенция и порядок формирования руководящих органов общественного объединения, сроки их полномочий, место нахождения постоянно действующего руководящего органа устанавливаются уставом общественного объединения.
|