Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Внешняя политика 1985 - 1991 годы и концепция нового политического мышления.Стр 1 из 7Следующая ⇒
Тема: Распад СССР и образование СНГ 1. Внешняя политика 1985 - 1991 годы и концепция нового политического мышления. 2. Распад СССР и образование СНГ. 3. Причины распада СССР.
Внешняя политика 1985 - 1991 годы и концепция нового политического мышления. Основные идеи нового внешнеполитического курса были сформулированы М. Горбачевым в его книге «Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира», вышедшей в 1987 году. По утверждению М. Горбачева, все идеологические и экономические разногласия между мировыми системами социализма и капитализма должны отступать перед необходимостью защиты общечеловеческих ценностей, в том числе мира. В этом процессе страны-лидеры должны жертвовать своими интересами в пользу малых стран и общих целей мира и разрядки. Для выживания в ядерный век нужна взаимная добрая воля. Одностороннее разоружение не является таковым, так как способствует разрядке напряженности и снижению уровня вооружений у противостоящей стороны, не решавшейся ранее на первый шаг. Основные принципы «нового политического мышления» сводились к следующему: а) приоритет общечеловеческих ценностей перед классовыми; б) переход от конфронтации к диалогу, как основной форме международных отношений; в) отказ от фундаментального вывода о расколе современного мира на две противоположные общественно-политические системы (социалистическую и капиталистическую), признание его единым и взаимозависимым; г) уважение права каждого народа на свободный выбор своей судьбы; д) объявление в качестве универсального способа решения международных вопросов не баланса сил двух систем, а баланса их интересов; Высшей ценностью новое политическое мышление определяло обеспечение выживания человечества, которому угрожала нерешенность огромного количества проблем, начиная с ядерной угрозы и кончая ухудшением состояния экологии. Учитывая, что эти проблемы могли быть решены только объединенными усилиями ведущих стран мира, главной целью политики становилось обеспечение их сотрудничества. Взаимодействие на основе доверия требовало отказа от логики и идеологии противостояния. Новое мышление предполагало нахождение баланса интересов на основе взаимных уступок, строгого соблюдения международно-правовых норм. Поиск новых возможностей диалога начался со встреч лидеров СССР и США, М. С. Горбачева и Р. Рейгана, в Женеве в 1985году и в Рейкьявике в 1986 году. Хотя они и не завершились конкретными договоренностями, все же было подтверждено стремление сторон к исключению риска ядерной войны из жизни народов. Выдвижение новой концепции само по себе не могло обеспечить прекращения «холодной войны». Первоначально она была воспринята в странах Запада как тактический ход, призванный предоставить СССР и его союзникам выигрыш времени для решения внутренних проблем. Однако односторонние шаги СССР вскоре показали, что речь идет о реальных переменах в советской политике. В 1987-1990 годы СССР пошел на крупные односторонние сокращения численности советских вооруженных сил: в течение трех лет Советский Союз брал на себя обязательство демонтировать 1752 ракеты, США — 869. Арифметический проигрыш компенсировался общим снижением напряженности, началом реального процесса разоружения. Весной 1989 года Президиум Верховного Совета СССР принял указ о сокращении армии на 500 тыс. человек, а также расходов на оборону на 14, 2 %. Важнейшими событиями стали вывод советских войск из Восточной Европы, прекращение войны и вывод советских войск из Афганистана (1988). II съезд народных депутатов СССР признал афганскую войну грубой политической ошибкой брежневского правительства. За нее заплатили жизнями свыше 15 тыс. солдат и офицеров Советской Армии. Горбачевская дипломатия приложила много усилий к прекращению гражданской войны в Анголе, Камбодже и Никарагуа, образованию там коалиционных правительств из представителей противоборствующих сторон, к преодолению путем серьезных политических реформ режима апартеида в Южно-Африканской Республике, поиску справедливого решения палестинской проблемы, долгое время омрачавшей отношения Израиля и арабских государств. Но центральным стержнем советской внешней политики продолжали оставаться советско-американские отношения. За эти годы состоялось несколько встреч президента М.С.Горбачева с президентами США Р.Рейганом и Дж.Бушем. В 1987 году был подписан договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. В декабре 1989 года на Мальте состоялась встреча нового президента США Д. Буша и М.С. Горбачева. Во время переговоров было намечено приступить в ближайшем будущем к 50 % сокращению стратегических наступательных вооружений. Также предусматривалось снижение численности советских войск в Европе, радикальное сокращение запасов химического оружия. На встрече с канцлером ФРГ X. Колем в Москве (февраль 1990 года) Горбачев согласился с возможным воссоединением Германии, при этом не был оговорен выход ФРГ из структур НАТО. 3 октября 1990 года ГДР прекратила свое существование. Вывод советских войск из Афганистана, наряду с возвращением вьетнамских войск из Кампучии, сделал возможным диалог с Китаем. Началось урегулирование спорных территориальных вопросов. В мае - июне 1989 года М.С. Горбачев совершил поездку в Китай, в результате которой СССР пошел на изменение границ по фарватеру пограничных рек. Это позволило нормализовать советско-китайские отношения. В 1990 году М.С. Горбачев получил Нобелевскую премию мира. Реакция на это в Советском Союзе была двойственной: с одной стороны, в 1989 году закончилась афганская война, опасность нового конфликта также снизилась, с другой - СССР терял свои позиции в мире. Международный авторитет М.С. Горбачева возрастал обратно пропорционально падению престижа Советского Союза. В начале 1991 года во время войны в Персидском заливе СССР вместе со странами мирового сообщества осудил действия Ирака ( 2 августа 1990 - 28 февраля 1991 Место Север Аравийского полуострова Причина Присваивание Ираком земли Кувейта Итог Победа международной коалиции; освобождение Кувейта). За многие десятилетия это был первый случай, когда СССР выступил на стороне ведущих стран мира против своих бывших союзников, хотя и не принял участия в военных действиях. Летом 1991 года впервые на ежегодную традиционную встречу лидеров семи ведущих стран был приглашен и советский Президент. На встрече обсуждались меры по оказанию помощи СССР по преодолению экономического кризиса и переходу к рыночной экономике. Успешное развитие отношений с капиталистическими странами затронуло и Японию, чему в немалой степени способствовал визит М.С. Горбачева в апреле 1991 г. в Токио. Советская делегация проявила готовность оживить двусторонние связи и официально признала существование территориального вопроса - о государственной принадлежности четырех островов Южно-Курильской гряды. С лета 1989 г. и до весны 1990 г. в европейских социалистических странах происходит серия народных революций, в результате которых власть переходит от компартий к национально демократическим силам. В Польше к власти приходит бывший лидер профсоюза «Солидарность» Лех Валенса (9 декабря 1990 года), в Чехословакии - бывший диссидент Вацлав Гавел (29 декабря 1989 года). В Румынии, в отличие от других стран Восточной Европы, коммунисты были смещены силой, а президент-диктатор Чаушеску вместе с женой расстрелян по приговору трибунала. В Югославии падение коммунистического режима привело к развалу страны. Распад сопровождался затяжными военными действиями между сербской, хорватской и мусульманской общинами на почве национально-территориального размежевания. Практически все новые правительства стран Центральной и Восточной Европы взяли курс на отход от СССР и сближение с Западом. Они выразили полную готовность вступить в НАТО и «Общий рынок». ГДР, войдя в состав ФРГ, вообще исчезла как самостоятельное государство. В марте 1991 года прекратила существование военная организация Варшавского Договора, завершил свою деятельность Совет Экономической Взаимопомощи. Оставшись без старых союзников и не приобретя новых, СССР быстро терял инициативу в международных делах и вошел в фарватер внешней политики стран НАТО, а ухудшение внутриэкономического положения заставило советское руководство идти на большие, часто односторонние, уступки Западу в надежде добиться экономической помощи и политической поддержки. Таким образом, происходит фактический коллапс советской сферы влияния. Вывод – в этот период произошли важнейшие политические изменения, которые привели к потеплению отношений между СССР и Западом, а также с КНР. СССР пересмотрел свои внешне политические отношения, что привело к самому главному - это прекращение «холодной войны» и разоружению ядерного потенциала двух сверх держав. Крушение Советского Союза вывело США в разряд единственной сверхдержавы мира. В декабре 1991 г. американский президент поздравил свой народ с победой в «холодной войне».
|