Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Причины обострения межнациональных отношений во второй половине 80 – х годов







2. Суверенизация союзных республик. Провозглашение государственной независимости Российской Федерации

 


Децентрализация СССР. Политика так называемой перестройки, начатая в 1985 г. руководством страны во главе с М.С. Горбачевым, в преломлении к вопросу о форме государственного единства выражалась в поддержке идеи децентрализации СССР. Руководители СССР считали, что гарантией суверенитета союзных республик будет служить закрепленное в Конституции СССР право выхода из его состава. Однако события вышли за рамки представлений центра, который стал лишь фиксировать то, что делалось в республиках. Так, закон СССР «О разграничении полномочий между Союзом ССР и субъектами федерации» от 26 апреля 1990 г. был принят «вдогонку» решениям ряда республик об их суверенных правах. То же самое произошло и с законом о выходе из состава СССР, который приняли уже после того, как Литва заявила о своей независимости.

Переход к рыночным принципам разрушал экономический фундамент существовавших политических отношений. Неслучайно, что на пути к полной независимости все республики проходили один и тот же путь:

1) экономическая самостоятельность (внутренний хозрасчет);

2) провозглашение суверенитета, где главную роль играет приоритет республиканского законодательства над Союзным и перераспределение власти и собственности между Союзом и республикой в пользу республики;

3) провозглашение независимости и обращение к мировому сообществу с просьбой о признании.

Начался «парад суверенитетов». Республики принимают декларации о независимости. К власти в них приходят националистически настроенные силы. Возникает проблема защиты прав русскоязычного населения и вообще нетитульных наций на территории национально-государственных образований.

Нельзя сказать, что руководство СССР ничего не предпринимало для того, чтобы остановить действия республик, разрушавшие Союз. В постановлении Съезда народных депутатов «О положении страны и первоочередных мерах по преодолению сложившейся кризисной социально-экономической и политической ситуации» содержались конкретные нормы, которые, по мнению законодателей, должны были нормализовать взаимоотношения в федерации. В частности, в противовес декларациям республик Президенту СССР совместно с высшими должностными лицами республик предписывалось разработать и подписать до конца текущего года Временное соглашение по экономическим вопросам на 1991 г., позволяющее сформировать бюджеты Союза и республик.

К проблеме Союзного договора Съезд народных депутатов возвратился и в постановлении «Об общей концепции нового Союзного договора и порядке его заключения», принятом 25 декабря 1990 г. В результате напряженной работы ученых и политиков, представителей центра и республик в Ново-Огареве был согласован проект Договора о Союзе суверенных государств, который был направлен на рассмотрение в Верховные Советы республик и Верховный Совет СССР.

Россия являлась самой крупной и экономически сильной среди союзных республик, обладала наибольшим научным и культурным потенциалом. Значительная часть предприятий и учреждений, находившихся на ее территории, имела общесоюзное значение и находилась в ведении Союза ССР. На долю органов власти РСФСР оставались, в основном, дела второстепенные. Фактически государственность России растворилась в органах Союза, которые традиционно решали все российские вопросы напрямую, минуя российские ведомства. При руководящей роли коммунистической партии, в то время, когда существовали компартии союзных республик со своими центральными комитетами, не существовало ни компартии РСФСР, ни соответствующих руководящих партийных органов.

В годы перестройки в России, как и в других республиках СССР, сложилось общественное мнение, что большинство проблем РСФСР связано с отсутствием у республики возможности без санкции СССР использовать материальные и финансовые ресурсы, осуществлять внешнеэкономическую деятельность, самостоятельно решать вопросы, связанные с изменением основ общественного и государственного строя республики.

12 июня 1990 г. Первый съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию «О государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики». В преамбуле документа, в частности, говорилось, что съезд провозглашает суверенитет РСФСР на всей ее территории и заявляет о решимости создать демократическое правовое государство в составе обновленного Союза ССР. Однако в тексте самой Декларации содержались такие положения, которые противоречили не только Конституции СССР, но и ставили под сомнение возможность существования Союза вообще.

Программа реализации положений Декларации, перечень конкретных организационно-правовых мер были сформулированы в Постановлении съезда народных депутатов РСФСР «О разграничении функций управления организациями на территории РСФСР (основы нового Союзного договора)» от 22 июня 1990 г. Этим документом предусматривалось закрепить за СССР Министерство обороны, КГБ, министерства гражданской авиации, путей сообщения, морского флота, связи, энергетики и электрификации, атомной энергетики и промышленности, оборонные отрасли промышленности и космонавтику. Из-под управления органов Союза ССР выводились Совет Министров РСФСР, МВД РСФСР, Российский республиканский банк Госбанка СССР, преобразованный в Государственный банк России. Таким образом, Декларация существенно ослабляла СССР как федеративное государство, вносила черты конфедеративного начала.

Центробежные тенденции не могли не затронуть саму Россию. Вначале о суверенитете заявляют российские автономии. В частности, 27 сентября 1990 г. была провозглашена Декларация о государственном суверенитете республики Саха (Якутия). Суверенитет провозгласили и другие республики. Некоторые члены Российской Федерации заявили об изменении своего государственно-правового статуса. Так, четыре автономные области: Адыгея, Карачаево-Черкессия, Горный Алтай и Хакасия стали автономными республиками.

Процессу «суверенизации» России способствовал не только пример союзных республик, но и политика руководства России, пришедшего к власти в результате выборов 1990 г. Большой резонанс получило высказывание Б.Н. Ельцина, обращенное к регионам: «Берите суверенитета столько, сколько сможете взять».

Если первоначально акты о суверенитете союзных республик, как мы видим на примере России, не затрагивали факт вхождения в Союз ССР и не ставили под сомнение необходимость его существования, то по мере ослабления Союза и укрепления суверенитета республик поднимается волна сепаратизма - движения за выход из состава Союзного государства.

Верховный Совет СССР был вынужден принять Закон «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР». Однако этот закон, как и большинство других, принимаемых парламентом, оказался мертворожденным. Бессилие руководства СССР обеспечить действие законов СССР на территории страны обусловило их полное игнорирование. Первыми борьбу за независимость начали республики Прибалтики, а остальные повторили этот путь.

Выборы в республиканские Верховные Советы весной 1990 г. повсеместно принесли победу национал-демократическим силам. 11 марта 1990 г. ночью, в канун открытия третьего Съезда народных депутатов СССР, Верховный Совет Литвы проголосовал за выход республики из состава СССР. 20 мая 1990 г. Верховный Совет Латвии принял Декларацию «О восстановлении независимости Латвийской республики». Подобные акты до событий августа 1991 г. приняли и другие республики СССР. Однако ни СССР, ни мировое сообщество в это время не признавали независимости республик СССР.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал