![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Вкус и запах мы определяли опробованием соков с помощью органов чувств.
Заключительным этапом мы установили значения физико-химических показателей качества исследуемых образцов сока. Массовую долю растворимых сухих веществ мы находили рефрактометрическим методом, путем определения показателя преломления предварительно отфильтрованного от частиц мякоти сока [2]. Массовую долю титруемых кислот (в расчете на массовую долю лимонной кислоты) мы находили методом потенциометрического титрования профильтрованного сока раствором гидроокиси натрия до достижения устойчивой розовой окраски раствора. Титруемую кислотность (Х) в расчете на преобладающую кислоту в процентах вычисляют по следующей формуле:
Х = (V * c * M) / V1, (1)
где V – объем титрованного раствора гидроокиси натрия, израсходованный на титрование, см3; с – молярная концентрация титрованного раствора гидроокиси натрия, моль/дм3; М – молярная масса, г/моль, для лимонной кислоты моногидрата (1/3 C6H8O7 * Н2О) равная 70; V1 – объем фильтрата, взятого для титрования, см3 [3]. Расчеты при определении титруемой кислотности исследуемых образцов представлены в приложении Б. Наличие искусственных красителей мы определяли путем добавления к исследуемым образцам сока раствора соды в объеме, превышающем объем напитка, с последующим кипячением. Сущность данного метода заключается в том, что при изменении рН среды натуральные красящие вещества (каротин, каротиноиды) разрушаются, и цвет напитка изменяется: желтый и оранжевый обесцвечиваются. Если в сок добавлены синтетические красители, то их окраска в щелочной среде не изменяется. В целом, определение органолептических и физико-химических показателей качества соков позволяет выявить квалиметрическую фальсификацию данного продукта. Таким образом, проведя все вышеописанные анализы и определив качественные показатели исследуемых образцов апельсинового сока, можно судить о качестве соков, реализуемых в розничной торговой сети, а также сделать выводы о наличии или отсутствии фальсификации анализируемых продуктов. 5.3 Результаты исследования
5.3.1 Оценка упаковки и маркировки образцов Проведение исследований был начат с внешнего осмотра образцов. Первый образец – сок торговой марки «Сады Придонья» стерилизован и асептически расфасован в упаковочный материал вида Тetra Gemina Aseptic (Приложение А) – это упаковка, изготовленная из рулонного комбинированного материала, в форме прямоугольного параллелипидеда с остроконечным верхом, укупорена пластиковой крышкой [16]. Второй образец – сок торговой марки «Тонус» стерилизован и асептически упакован в тару Еlopak Slim (Приложение А) – это элегантное упаковочное решение из комбинированного материала в форме параллелипидеда с вертикальным «гребешком» и верхней панелью; укупорен крупной крышкой диаметром 33 мм [14]. Третий образец – сок под торговой маркой «Я» стерилизован и асептически расфасован в упаковку Tetra Prisma Aseptic (Приложение А), имеющую форму восьмиреберной призмы с квадратным основанием; укупорен крышкой StreamCap [15]. При внешнем осмотре образцов дефектов упаковки выявлено не было, все образцы герметично укупорены. Перечисленные упаковочные материалы разрешены стандартом для упаковки соков. Маркировка у всех образцов нанесена типографским способом непосредственно на упаковку. Маркировка четкая, дефектов не выявлено.Насчет красочности и художественного оформления, можно сказать, что упаковки всех исследуемых соков имеют достаточно привлекательный внешний вид. На переднем плане имеются изображения плодов апельсина, что вызывает у покупателя соответствующие ассоциации. В целом упаковки образцов оформлены гармонично, в меру ярко. Затем мы изучили маркировку, нанесенную на упаковки исследуемых соков. Результаты исследования маркировки представленных образцов на соответствие требованиям ГОСТ Р 51074-2003 «Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования» представлены в таблице 4.
Таблица 4 – Маркировка исследуемых образцов соков
Продолжение таблицы 4
Изучив данные анализа маркировки, представленные в таблице 4, можно сделать следующий вывод: информация на упаковках исследуемых образцов соков достаточно полная и содержит все показатели, предусмотренные стандартом. Таким образом, при проведении анализа маркировки исследуемых образцов информационной фальсификации не выявлено.
2.4.2 Определение полноты налива образцов
Следующим этапом мы определили полноту налива анализируемых образцов соков. Результаты данного анализа представлены в таблице 5.
Таблица 5 – Результаты определения полноты налива соков
Из таблицы 5 видно, что объем апельсинового сока в упаковочной единице под торговой маркой «Сады Придонья» составляет 1, 03 литра, в то время как на маркировке указано значение 1 литр; отклонение составляет 0, 03 л или 30 мл, т.е. 3%. Однако в данном случае имеет место отклонение в большую сторону, и можно утверждать, что данное несоответствие не влечет за собой нарушение интересов потребителей. Следовательно, говорить о количественной фальсификации в отношении данного образца не приходится. Что касается образцов «Тонус» и «Я», то их фактический объем соответствует объему, указанному на их упаковках. Таким образом, при определении полноты налива соков апельсиновых трех торговых марок количественной фальсификации выявлено не было. 2.4.3 Исследование органолептических показателей
Следующим этапом мы определили органолептические показатели качества. Результаты органолептической оценки исследуемых образцов сока представлены в таблице 6.
Таблица 6 – Результаты органолептической оценки качества
Из таблицы 6 видно, что исследуемые образцы соков по всем органолептическим показателям соответствуют стандарту. По внешнему виду все образцы представляют собой непрозрачную жидкость, с наличием мякоти апельсина. Цвет всех представленных образцов светло-оранжевый, что также характерно для апельсинового сока и соответствует стандарту. Вкус и запах у всех образцов свойственные апельсиновому соку, однако у образца под торговой маркой «Сады Придонья» вкус более кислый, чем у образцов «Тонус» и «Я». Это можно объяснить незначительными колебаниями химического состава используемого сырья в зависимости от климатических условий произрастания и сортовых особенностей. В целом проведенный органолептический анализ не выявил наличия квалиметрической фальсификации в представленных образцах сока. Однако, более точно обнаружить квалиметрическую фальсификацию соков можно с помощью физико-химических исследований.
2.4.4 Определение физико-химических показателей
Данные о значениях физико-химических показателей качества исследуемых образцов апельсинового сока представлены в таблице 7.
Таблица 7 – Результаты оценки физико-химических показателей качества
Из таблицы 7 видно, что по показателю массовой доли сухих растворимых веществ все представленные образцы соответствуют нормам, установленным ГОСТ 18193-72. По показателю массовой доли титруемых кислот исследуемые образцы также соответствуют стандарту, причем у образца под торговой маркой «Сады Придонья» значение титруемой кислотности выше, чем у образцов «Тонус» и «Я», вследствие этого вкус данного сока более кислый, чем у остальных образцов, что было нами выявлено при органолептической оценке. Искусственных красителей в анализируемых образцах сока не выявлено. Таким образом, анализ физико-химических показателей трех образцов апельсиновых соков не выявил наличия квалиметрической и ассортиментной фальсификации.
Выводы и предложения По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы: 1. Оценка упаковки и маркировки образцов не установила наличия информационной фальсификации; 2. Исследование полноты налива анализируемых образцов показало отсутствие в них количественной фальсификации; 3. Определение органолептических и физико-химических показателей качества не выявило наличия квалиметрической и ассортиментной фальсификации в представленных образцах сока. 4. Экспертиза качества не выявила наличия в исследуемых образцах искусственных красителей.
Несмотря на то, что выбранные для экспертизы соки полностью соответствуют всем показателям, установленным в нормативном документе, надо отметить, что в свеже выжатых соках содержание витаминов больше. Поэтому можно предложить гипермаркету АШАН реализацию свеже выжатых соков. Это не только расширит ассортиментный ряд, но и принесет дополнительную прибыль.
Список использованных источников
1. ГОСТ 18193-72. Соки из цитрусовых плодов. Технические условия [Текст]. – Введ. 1974-01-01. – М.: ИПК Издательство стандартов, 2002. – 12 с. 2. ГОСТ Р 51433-99. Соки фруктовые и овощные. Метод определения содержания растворимых сухих веществ рефрактометром [Текст]. – Введ. 2001-01-01. – М.: ИПК Издательство стандартов, 2000. – 10 с. 3. ГОСТ 25555.0-82. Продукты переработки плодов и овощей. Методы определения титруемой кислотности [Текст]. – Введ. 1983-01-01. – М.: ИПК Издательство стандартов, 2002. – 10 с. 4. ГОСТ Р 51074-2003. Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования [Текст]. – Введ. 2005-07-01. – М.: ИПК Издательство стандартов, 2004. – 25 с. 5. ГОСТ 13799-81. Продукция плодовая, ягодная, овощная и грибная консервированная. Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение [Текст]. – Введ. 1983-01-01. – М.: ИПК Издательство стандартов, 2000. – 12 с. 6. Горгиладзе, М. Р. Современное состояние проблемы фальсификации цитрусовых соков [Текст] / М. Р. Горгиладзе, Э. Ш. Нижарадзе, Н. Р. Сейдишвили // Пиво и напитки. – 2012. – N 5. – С. 48-49. 7. Технология производства яблочного сока прямого отжима [Текст] / Пресс-служба компании GRUNDFOS // Пиво и напитки. – 2012. – N 4. – С. 20-21. 8. Домарецкий, В. А. Технология экстрактов, концентратов и напитков из растительного сырья [Текст] / В. А. Домарецкий. – М.: Форум, 2007. – 444 с. 9. Колобов, С. В. Товароведение и экспертиза плодов и овощей [Текст] / С. В. Колобов, О. Памбухчиянц. – М.: Дашков и Ко, 2009. – 400 с. 10. Николаева, М. А. Идентификация и обнаружение фальсификации продовольственных товаров [Текст] / М. А. Николаева, М. Положишникова. – М.: Форум, 2010. – 464 с. 11. Технология безалкогольных напитков [Текст] / Л. А. Оганесянц [и др.]. – СПб.: Гиорд, 2012. – 344 с. 12. Технология переработки продукции растениеводства [Текст] / Н. М. Личко [и др.]. – М.: КолосС, 2008. – 616 с. 13. Чепурной, И. П. Идентификация и фальсификация продовольственных товаров [Текст] / И. П. Чепурной. – М.: Дашков и Ко, 2004. – 460 с. 14. Еlopak Slim. Современный, элегантный, оригинальный [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.elopak.ru/language=ru/taps=11052/11496 (дата и время обращения: 23.03.13; 15: 00) 15. Tetra Prisma Aseptic. Обращение к чувствам [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.tetrapak.com/su/packages/tetra_prisma_ aseptic/pages/default.aspx (дата и время обращения: 23.03.13; 15: 15) 16. Tetra Gemina Aseptic. Артистизм в квадрате [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.tetrapak.com/su/packages/tetra_gemina_ aseptic/Pages/default.aspx (дата и время обращения: 23.03.13; 15: 30) 17. Товароведная характеристика и оценка качества сока апельсинового [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.bibliofond. ru/view.aspx? id=555545 (дата и время обращения: 14.04.13; 22: 30) 18. Соки неосветленные и осветленные [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.znaytovar.ru/s/Soki-neosvetlennye-i-osvetlenn.html (дата и время обращения: 15.04.13; 15: 20) 19. Идентификация и фальсификация [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://referat.yabotanik.ru/tovarovedenie/identifikaciya-i-falsifikaciya-kofe-naturalno go-zharenogo/41699/41509/page4.html (дата и время обращения: 17.04.13; 21: 15) 20. Защита прав потребителей [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.managment.aaanet.ru/management/pravapotreb.php (дата и время обращения: 20.04.13; 10: 45)
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Некоторые виды упаковочных материалов для соков
Тetra Gemina Aseptic Еlopak Slim
Tetra Prisma Aseptic ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Расчеты при определении кислотности образцов апельсинового сока Образец под торговой маркой «Сады Придонья»: V = 5, 7 см3; с = 0, 1 моль/дм3; М = 70; V1 = 20 см3. Х = (5, 7 * 0, 1 * 70) / 20 = 2.
Образец под торговой маркой «Тонус»: V = 2 см3; с = 0, 1 моль/дм3; М = 70; V1 = 20 см3. Х = (2 * 0, 1 * 70) / 20 = 0, 7.
Образец под торговой маркой «Я»: V = 2 см3; с = 0, 1 моль/дм3; М = 70; V1 = 20 см3. Х = (2 * 0, 1 * 70) / 20 = 0, 7.
Оценочный лист рецензента на курсовую работу
на тему: ________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
по дисциплине: «Идентификация и фальсификация продовольственных товаров» ФИО студента___________________________________________________ ____________________________________________________________________
Рецензент _______________________________ ______________________ ФИО должность
_________________________ ______________________ подпись дата
|