Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Деяния божественного Августа







«Деяния божественного Августа» - один из интереснейших документов эпохи раннего принципата. Он дошел до нас в виде надписи, найденной в 1555 г. на месте древнего города; Анкиры (отсюда название «Monumentum Ancyranum»). Надпись эта была сделана на латинском и греческом языках. Две других копии найдены были в городах Аполлонии и Аитиохии. Сопоставление трех документов дало возможность почти полностью восстановить текст этого важного памятника. Характер этого документа во многом необъективен, в силу аспектов, которые обычно свойственны автобиографическому документу. При работе с ним требуется критическое мышление.

Подлинный текст был озаглавлен таким образом - Res gestae divi Augusti quibus orbem terrarum imperio populi Romani subiecit et impensarum in rem publicam populumque Romanum fecit («[Перечень] деяний божественного Августа, при помощи которых он подчинил весь мир власти римского народа, и тех затрат, какие произвел он в пользу государства и народа римского»).

Источник разделен на 35 глав, к которым добавлен список раздач. Для лучшего понимания того, что представляет из себя этот памятник, обозначим краткое содержание каждой главы.

Итак, в первых двух главах говорится о начале политической карьеры Августа. Последний рассказывает, как девятнадцати лет от роду, набрав по личному решению и на собственные средства войско, он освободил государство. Сенат принял его в свою среду, предоставив ему право подавать голос вместе с консулярами, и определил ему imperium для защиты государства; после смерти консулов он был избран на эту должность. В том же году народ назначил его триумвиром по переустройству государства. Убийц отца он изгнал из государства, а когда они пошли на государство войной, победил их.

В 3 главе идет речь о войнах, которые вел Август, при этом подчеркивается его великодушие. В 4 главе сказано о триумфах, которые он получил. В следующих двух главах Август указывает, что он не воспользовался многими полномочиями, поскольку они противоречили обычаям предков. В 7 главе перечислены различные почетные титулы Августа. В 8 главе говорится об увеличении числа патрициев, относительно обновления сената, а также о проведении ценза. Следующие две главы посвящены религиозным почестям и об избрании Августа великим понтификом. В 11 и 12 главах описываются торжественные встречи, организованные по случаю возвращения Августа. В конце главы 12 упоминается об открытии Алтаря Мира (Ara Pacis). В 13 главе Август с гордостью повествует о том, что в его правление три раза были закрыты двери храма Януса. В следующей главе речь идет о почестях, которые были распространены на его семью. В 15 главе перечислены раздачи римскому народу. Глава 16 глава рассказывает о наделении землей и деньгами ветеранов. В 17 главе упомянуто о том, что Август неоднократно вносил свои деньги в государственную казну, а в 18 главе речь идет о том, как Август оказывал из своих средств помощь, когда во время голодного года перестала поступать поземельная подать. В 20 и 21 главах называются храмы и общественные здания, сооруженные и отремонтированные Августом. 22 и 23 главы описывают зрелища, организованные Августом для народа. В 24 главе Август рассказывает о возвращении украшений в азиатские храмы и о вкладах в римский храм Аполлона. 25-я глава говорит о том, что Август очистил море от пиратов и вернул беглых рабов их господам для наказания. Глава 26 повествует о расширении границ римского государства и о походах Августа. В 27 главе идет речь об успехах римской дипломатии. В 28 главе перечислены страны, куда выведены военные колонии. В 29 главе сказано о возвращении военных знаков, которые потеряли римляне в войне с парфянами. В 30 главе говорится об успешных военных действиях на дунайской границе. В 31-33 главах рассказывается о почестях, оказанных Августу его соседями. В 34 главе Август говорит о возвращении власти сенату и римскому народу. В конце главы Август дает характеристику своей власти. В последней же, 35 главе сказано о даровании Августу титула отца отечества.

Машкин Н.А. предлагает следующую схему дробления источника на части:

I. Деяния и почести:

1) Выступление на политическую арену и гражданские войны;

2) Гражданские полномочия и гражданская деятельность;

3) Религиозные и особо торжественные почести;

II. Щедрость Августа (impensae);

III. Внешнеполитическая деятельность;

IV. Признание заслуг Августа в области внешней и внутренней политики[1].

По языку «Res gestae diui Augusti» можно без особых колебаний отнести к числу наиболее простых и доступных текстов классической латыни, но вместе с тем это памятник, относительно которого спорят и долго будут спорить знатоки римской истории и латинского языка. И, действительно, в литературе, посвященной этому источнику, мы находим самые разнообразные мнения, касающиеся происхождения документа, его характера, составных его частей, стиля и его общеисторического значения.

Наиболее вероятной версией относительно происхождения «Res gestae divi Augusti» нам представляется следующая: в 23 г. до н.э., когда тяжелая болезнь заставляла Августа опасаться за свою жизнь, им был написан перечень деяний, содержащий значительную часть дошедшего до нас варианта «Res gestae divi Augusti». Впоследствии текст документа несколько раз менялся; окончательная редакция самого Августа относится к 6—7 гг. н.э., а заключительная и последняя принадлежит уже Тиберию[2].

Вместе с тем по своему замыслу «Деяния божественного Августа» являются по форме римским источником в силу своего сухого и сдержанного стиля повествования. Некоторые ученые, отказывающиеся по некоторым причинам причислять «Деяния» к числу эллинистических памятников, и выделяют для них отдельный литературный жанр.

В буржуазной литературе был поставлен вопрос о том, под каким философским влиянием возникли «Деяния Августа». Указывалось на роль стоической философии и на то, что в авторе «Res gestae divi Augusti» воплощается в известном отношении тот идеал правителя, о котором писал Цицерон в трактате «De re publica». Однако само произведение в философском отношении настолько примитивно, что трудно говорить о том, что оно возникло под воздействием какой-то философской системы. Автор имел в виду староримские добродетели, им он хотел подражать, их вводить в жизнь. Что же касается влияний Цицерона, то многие его положения, мысли, отдельные выражения были в ходу в эпоху принципата, и это, естественно, нашло отражение в «Деяниях»[3]. Таким образом, нет никаких оснований говорить о каких-то философских основах памятника или считать его произведением, имеющим какое-то религиозное значение.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал