Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Школа под голубым небом.Стр 1 из 2Следующая ⇒
Выполнила работу Решмедилова Анастасия Алексеевна гр. 9-41. 1. Почему статья называется «Школа под голубым небом»? Наша школа будет под голубым небом, на зеленой травке, под ветвистой грушей, на винограднике, на зеленом лугу. Снимем вот здесь ботиночки и пойдем босиком, как вы привыкли ходить раньше. Вот здесь и начинается наша школа. Будем смотреть отсюда на голубое небо, сад, село, солнце. 2. Какие цели ставил перед собой В.А. Сухомлинский, работая с детьми в «школе под голубым небом»? Сухомлинский ставил главную цель пробудить в детях стремление самостоятельно познавать окружающий мир, с ранних лет развивать у них прекрасный дух творчества, формировать высокие интеллектуальные и нравственные качества. В детстве начинается длительный процесс познания тех нравственных ценностей, которые лежат в основе морали, такой как безграничная любовь к родине. Нравственность – это совокупность навыков и привычек человека, связанных с соблюдением норм, правил и требований морали. Нравственное воспитание – это формирование у человека нравственного сознания, поведения, нравственных чувств. 3. На каких принципах обучения строил свою работу В.А. Сухомлинский? Приведите примеры. Основным принципом процесса обучения на всех его этапах В. А. Сухомлинский считал путь ребенка от успеха к успеху. Советский педагог призывал учителей не закрывать этот путь ученику, особенно младшего школьного возраста, неудовлетворительными отметками, поскольку считал, что если ребенок достигает успехов в учебе, то у него непременно будет желание учиться дальше. В педагогическом опыте В. А. Сухомлинского неудовлетворительные отметки в начальной школе полностью отсутствовали. Принципы, на которых строил свою работу В. А. Сухомлинский: · доверие к детям, · учение без принуждения, · воспитание без наказаний, · сотрудничество детей и взрослых, · творческий труд и нравственная свобода, · возможность выбора поступка, линии поведения, образа жизни, · принятие ответственности за свой выбор. 4. Для чего учитель рассказывал детям сказку о солнце? Учитель рассказывал сказки о солнце, живущем в высоком небе, кузнецах-великанах, из-под молотков которых рассыпаются по всему миру серебряные искры. Дети не только слушали сказки, но и помогали их сочинять. В этой школе дети вместе с учителем сложили несколько тысяч сказок, которые и сейчас читают дети. Это сказки о том, что они видели и слышали в школе под голубым небом. Каждый раз малыши уходили из школы с двумя фруктами - Василий Александрович угощал и говорил: " Один - съешь сам, а второй - отнеси маме, пусть она попробует фрукты из нашего школьного сада". Школу под голубым небом дети называли " школой радости". 5. Какую цель преследовал учитель, угощая детей виноградом? “Выражение жизнь воспитывает – только метафора. Каждого отдельно взятого человека воспитывают конкретные люди. Еще больше оговорок требует выражение труд воспитывает. Воспитательная сила труда проявляется там, где он очеловечен высокими целями и благородными человеческими отношениями”. 6. Какие особенности детского мышления учитывал Василий Александрович, организуя работу детей на природе? Клетки детского мозга настолько нежные, настолько чутко реагируют на объекты восприятия, что нормально работать они могут только при условии, что объектом восприятия, осмысливания является образ, который можно видеть, слышать, к которому можно прикоснуться. Переключение мысли, которое является сущностью мышления, возможно лишь тогда, когда перед ребенком или наглядный, реальный образ, или же настолько ярко созданный словесный образ, что ребенок как будто видит, слышит, осязает то, о чем рассказывают 7. Почему «путешествия детей в природу» Сухомлинский назвал уроками мышления, уроками развития ума? Природа мозга ребенка требует, чтобы его ум воспитывался у источника мысли — среди наглядных образов, и прежде всего среди природы, чтобы мысль переключалась с наглядного образа на «обработку» информации об этом образе. Если же изолировать детей от природы, если с первых дней обучения ребенок воспринимает только слово, то клетки мозга быстро утомляются и не справляются с работой, которую предлагает учитель. А ведь этим клеткам надо развиваться, крепнуть, набираться сил. Вот где причина того явления, с которым многие учителя часто встречаются в начальных классах: ребенок тихо сидит, смотрит тебе в глаза, будто внимательно слушает, но не понимает ни слова, потому что педагог все рассказывает и рассказывает, потому что надо думать над правилами, решать задачи, примеры — все это абстракции, обобщения, нет живых образов, мозг устает... Здесь и рождается отставание, почему надо развивать мышление детей, укреплять умственные силы ребенка среди природы — это требование естественных закономерностей развития детского организма. Вот почему каждое путешествие в природу есть урок мышления, урок развития ума. 8. Какие требования к организации наблюдения природы выдвигает В.А. Сухомлинский? Приведите примеры. Василий Александрович предъявлял очень высокие требования к личности педагога как руководителя и организатора учебно-воспитательного процесса: «Мы должны быть для подростков примером богатства духовной жизни; лишь при этом условии мы имеем моральное право воспитывать». Высокие личностные качества воспитателя, его знания и жизненный опыт должны стать для детей непререкаемым авторитетом. Под авторитетом Василий Александрович понимал не возвышение, отгораживание от детей эрудицией, требованиями беспрекословного послушания, формальное и авторитарное управление ребенком, а доказывал, что без постоянного духовного общения учителя и ребенка, без взаимного проникновения в мир мыслей, чувств, переживаний друг друга немыслима эмоциональная культура как плоть и кровь культуры педагогической. 9. Какую роль в развитии ребенка Василий Александрович отводил сказке? Приведите его суждения по этому поводу. Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству, - это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества Родины приходит к человеку постепенно и имеет своими истоками красоту. Улыбка, восхищение, изумление перед красотой представлялись мне как бы тропинкой, которая должна привести к детским сердцам. Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству, - это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества Родины приходит к человеку постепенно и имеет своими истоками красоту. Улыбка, восхищение, изумление перед красотой представлялись мне как бы тропинкой, которая должна привести к детским сердцам. воздействуйте на чувства, воображение, фантазию детей, открывайте окошко в безграничный мир постепенно, не распахивайте его сразу во всю ширь, не превращайте в широкую дверь, через которую помимо вашего желания, увлеченные мыслями о предмете рассказа, устремятся малыши- выкатятся, как шарики...
10. Как Сухомлинский использовал средств природы для развития воображения детей? Приведите примеры. Я делился с учителями своими мыслями о " путешествиях" к истокам живого слова - так я назвал яркие, краткие, эмоционально насыщенные рассказы малышей о предметах и явлениях окружающего мира, которые они видят своими глазами. Учителя начальных классов по моему примеру стали совершать такие же " путешествия". Распахнулись двери классных комнат, дети стали выходить на зеленую травку, под свежий ветерок. Уроки чтения и арифметики, особенно в 1 и 2 классах, стали все чаще проводиться под голубым небом. Это де был отказ от урока или уход от книги, науки в мир природы.
|