Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Преобразование низшей школы
Недостатки низшей школы, о которых высказывалось в печати и которые мне приходилось лично наблюдать, заключаются в следующем: 1) Низшая школа не имеет патриотического характера. За 3 года пребывания в школе дети не знакомятся с главными событиями русской истории, даже касающимися местности, в которой школа существует. Так, в школах, мной посещенных, в Холмском уезде Псковской губернии, не знают о подвигах псковичей при защите Пскова, не знают, что в местности, в которой школа находится, шли в прежнее время битвы русских с финнами, литовцами, ливонцами и шведами. Многочисленные курганы у самой школы ничего не говорят детскому уму и детскому воображению. О том, что озеро, на котором находится школа, связано непрерывным водным путем с Петербургом, детям тоже неизвестно, как и то, что вблизи этого озера в древности проходил великий торговый путь «Из варяг в греки». Необходимо, чтобы в каждой губернии для преподавания в начальных школах кроме самых общих сведений об истории и географии России, были составлены небольшие учебники, заключающие в себе описание русской губернии или уезда, в котором находится школа, и исторический очерк событий, особо близко связанных с губернией или уездом или соседними местностями. Надо, чтобы патриотические чувства детей в начальных школах развивались на почве привязанности к своей деревне, своему погосту, своему уезду, своей губернии; тогда детям и юношам будет легче полюбить и всю Россию. Такие учебники могут заменить книги для классного чтения, употребляемые для изучения русского языка. 2) Учительский персонал в начальных школах был до последнего времени обставлен крайне неудовлетворительно в материальном отношении, и потому приходилось быть мало разборчивыми при назначении на учительские места, особенно в церковно-приходских школах. В местности, где я живу, учителя церковно-приходских школ получали по 15 руб. в месяц. С прошлого года это жалование удвоено. 3) Многие начальные школы настолько переполнены учениками, что на единственного учителя приходится до 60 учеников, разделенных на 3 отделения. Так как в число учеников присылают детей совершенно малолетних, то это еще в большей степени затрудняет работу учителя и делает ее мало производительной. Необходимо, чтобы на одного учителя или учительницу приходилось не свыше 30 учеников. Занятия при 2 или 3 отделениях даже с 30 учениками требуют опытного учителя и напряженного труда. 4) В нашей местности (Холмский уезд Псковской губернии) есть школы, которые посещаются детьми из деревень, удаленных от школы на 4 и даже до 5—6 верст. В большие морозы и метели ежедневное посещение этими детьми школ затруднено и не безопасно. Часть детей часто оставляют ночевать в школе, не имея в ней приспособленного для ночлега помещения и возможности дать таким детям горячей пищи или чаю. 5) При нескольких церковно-приходских школах в одном приходе священники не могут лично преподавать в каждой из них Закон Божий. За преподавание Закона Божьего они получают ничтожное вознаграждение, в нашей местности, кажется, 12 руб. в год за каждую школу. Желательно назначить за преподавание Закона Божьего в каждой из церковноприходских школ, примерно, 30—40 руб. на каждую школу, тогда священники будут заинтересованы в личном преподавании Закона Божьего и к ним можно будет предъявить серьезные требования исправному посещению школ. 6) Сведения, сообщаемые ныне в начальных, земских и церковно-приходских одноклассных с 3 отделениями школах, так незначительны и непрочны, что большое число детей, прошедших через эти школы, не имея в деревнях практики в чтении, скоро забывают все то, чему учились в школе. Назначение вторых учителей в школы, где свыше 30 учеников, и отказ в принятии учеников слишком малолетних или слабых физически позволит в течение 3 лет достигнуть прочных результатов по обучению Закону Божьему, русскому языку и арифметике. 7) В настоящее время во всех школах преподается церковно-славянская грамота. На развитие религиозности это преподавание не влияет. Успехи достигаются ничтожные, а приобретенные знания быстро забываются. Между тем, на преподавание церковно-славянской грамоты назначается в неделю от 3 до 4 часов. Очень желательно, в целях более сознательного отношения молящихся в храме Божьем к церковной службе, всю эту службу сделать вполне для них понятной на русском языке. Чтение ныне Часослова и Псалтыря даже псаломщиком производится так невнятно, так быстро, что большая часть прочитанного остается неясной для молящихся. Неужели в «России для русских» все еще необходима духовная связь с церковно-славянской грамотой, составляющей мертвый язык, подобно латинскому? Для пользы русских детей желательно эти 3-4 часа, расходуемые еженедельно в течение трехлетнего посещения школы, обратить на отечествоведение. Расписание уроков в начальных школах (одноклассных с 3 отделениями), как церковно-приходских, так и земских, можно будет принять следующее: Закон Божий — 6 часов Русский язык — 8 часов Арифметика — 5 часов Чистописание — 2 часа Отечествоведение — 3 часа 24 часа в неделю Это распределение уроков и ныне принято в начальных школах. Изменение заключается лишь в том, что время, назначенное для обучения церковно-славянской грамоте, будет употребляться более производительно на отечествоведение. Кроме указанных выше предметов, необходимо обучать в школах пению и гимнастике. В программе для начальных народных училищ, утвержденной министерством народного просвещения 7 февраля 1897 года, значится: «Ввиду важного воспитательного значения церковного пения при выборе преподавателя должно давать решительное предпочтение лицу, умеющему обучать пению», а далее, после перечисления еженедельного числа уроков, значится: «кроме того, полагается три часа (в неделю) на церковное пение, и там, где возможно, преподается гимнастика, преимущественно строевые упражнения». Не знаю, как в других местах, но в нашей местности учителя даже церковно-приходских школ не подготовлены к преподаванию пения. Ученики поют довольно нестройно несколько молитв. Гимнастикой тоже не занимаются. Несмотря на открытие нескольких церковно-приходских школ в приходе, где я проживаю, в церкви до последнего времени не было организовано хора, а между тем храм Божий без стройного пения недостаточно располагает к молитвенному настроению. При всех недостатках существующей начальной школы, она имеет для сельского населения одно огромное достоинство: дети, окончившие обучение в этой школе, возвращаются в свои семьи и не отрываются от деревни. Между тем, школы с общеобразовательной программой высшей, чем в начальной школе, например, двухклассные (с пятилетним курсом), в большинстве отрывают окончивших в них курс подростков и юношей от деревни и, значит, не усиливают, а ослабляют деревню. В нашей местности, с неразвитым населением, первобытным трехпольным хозяйством и общинным владением землей, такие ученики, получившие некоторое развитие и более культурные, чем дома, привычки, не находят в деревне применения своим, в сущности скудным, теоретическим знаниям и стремятся из родных углов на какие угодно должности, только бы не пахать землю. Они ищут занятий на железных дорогах и в городах (кондуктора, приказчики, писцы и т. п.) или мечтают продолжать обучение в других учебных заведениях, чтобы попасть в телеграфисты, землемеры, лесные кондуктора, чертежники и проч. В одной из таких школ, с пятилетним курсом преподавания, я опросил каждого из учеников выпускного отделения и из всех них только один собирался возвратиться в деревню, помогать своему отцу, хозяину земельного участка в несколько десятков десятин земли. Юноша, случайно окончивший курс средней школы, если он принадлежит к крестьянской земледельческой семье, вернувшись в деревню не только с общинным владением землей, но и на хуторской участок, применения своим знаниям не найдет. Знаний же и навыков, нужных для деревни, средняя школа ему не даст. На основании всего вышеизложенного позволю себе высказать мнение, что ранее насаждения на Руси всеобщего обучения и огромного развития начальных школ необходимо: 1) упорядочить школы, уже существующие, 2) принять меры, чтобы школа усиливала, а не ослабляла деревню. С этой последней целью, ранее введения всеобщего обучения и расхода на это, по исчислению Фальборка, свыше 200 млн руб. в год, необходимо развить большое число профессиональных школ, сообразованных с главным видом деятельности населения каждой местности и нуждами в тех или других технических знаниях и практических приемах. В особенности важно развитие простейшего типа школ, сообщающих практические сведения по сельскохозяйственной деятельности, и школ, подготовляющих различного вида кустарей. Из опубликованных в отчетах по последнему съезду кустарей сведений в России до 12 млн душ занимаются кустарным промыслом. Надо самым широким образом помочь им. Работа этих кустарей оценивалась на съезде в 2 млрд руб. в год. Если припомнить, что все фабрично-заводское производство в России в конце XIX века давало до 2700 млн руб., занимая только 2 млн рабочих, то значение кустарных производств в России станет вполне ясно. После энергичной помощи, в течение последних 15 лет прошлого столетия, заводско-фабричной промышленности, настала очередь оказать такую же энергичную помощь в начале XX века сельскохозяйственной и кустарной деятельности населения России. Заслуживает глубокого внимания следующее заявление на кустарном съезде: «Кустарь Казанской губернии настаивал на том, чтобы первое место было отведено специальному техническому образованию, так как оно более жизненно важно для кустарей, чем общее образование». Действительно, как ни велика нужда населения в грамотности и в знаниях общего характера, нужда народа в увеличении его материальных средств еще большая. В главе XXIX указано, что особенно земледельческое население центральной России оскудело и нуждается даже в хлебе насущном, которого не производит в достаточном количестве. Возможно ли при этих условиях расходовать сотни миллионов народных денег на сообщение населению таких знаний, которые не связаны непосредственно с его деятельностью и которые не могут помочь ему более производительно применить свой труд, прежде всего к земледельчеству? Ранее перехода к средней школе выскажу следующее пожелание относительно духовных школ всех степеней — городских (епархиальных) училищ, семинарий и духовных академий. Во всех этих школах, не исключая и духовных академий, необходимо уничтожить преподавание мертвых языков и выиграть этим путем время для сообщения полезных сведений, которые могли бы облегчить будущую пастырскую деятельность воспитанникам духовных школ. Преобразование средней школы. Относительно постановки средней школы в последние 20 лет происходит большое движение во всех государствах, особенно в Англии и отчасти Франции. Недостатки среднего типа школ, хотя и не с такой яркостью, как в России, сказались всюду. Относительно «новой школы» уже создалась, хотя и небольшая, литература. В России обратили внимание на труды по новой школе Эдмонда Демолэна: «L'Education nouvelle. L'ecole des Roches» и «A quoi se tient la superiorite des Anglo-Saxons». К. П. Победоносцев популяризировал эти труды в 1898 и 1899 годах, сделав обширные выдержки, особенно из второго из них, в брошюре «Новая школа». В предисловии К. П. Победоносцев выражает следующую глубоко правильную мысль: «Критические взгляды автора на французскую систему школьного обучения и на приемы новой школьной педагогии заслуживают полного внимания, в особенности со стороны официальных педагогов и ревнителей народного просвещения в России. Трудно не соглашаться с автором, когда он обличает школьную политику нашу в том, что она менее всего имеет в виду потребности детской души и природы, организуя школу преимущественно с отвлеченной точки зрения учителей, профессоров и начальства, когда он указывает на нравственное бессилие учителя и наставника, относящегося механически лишь к массе учеников, в механическом спрашивании уроков. Из опыта страны, лучше нашего поставившей дело воспитания, автор извлекает старые истины, которые мы забыли или о коих перестали думать, именно, что всякое учение бесплодно и мертво, если оно не есть вместе с тем воспитание ума, с возбуждением живого интереса к предмету труда, и воспитание воли к труду добросовестному; наконец, что знание нераздельно с умением и что знание тогда только прочно и действенно, когда оно на умении зиждется и возбуждается умением». Демолэн относительно классической системы обучения во Франции делает следующие выводы: 1. «Основание нынешней классической системы обучения составляют латинский и греческий языки, к ущербу всех остальных предметов. 2. Воспитанники, проведя 7 лет почти в исключительном изучении латинского и греческого языков, не знают ни того, ни другого. Педагоги, отстаивающие эту школьную систему потому, что считают ее удовлетворительной, едва ли разумные педагоги. А те, кои отстаивают ее потому, что для них удобнее ничего не менять в привычной старой системе, прямо недобросовестны». Взяв за образец уже существующие в Англии коллегии (нового типа), Демолэн открывает «новую школу» во Франции. Общие основания этой школы следующие: Воспитанию отводится более важное место, чем обучению. В особенности обращается внимание на выработку характера, самостоятельности, правдивости. Дети и юноши живут с директором, воспитателями и их семьями как бы в одной общей семье. Школы строятся вне городов. При них имеются участки земли. На физическое развитие детей и юношей обращается большое внимание: занятия в саду, в поле, занятия мастерствами, игры, плавание, гребной спорт и проч., — все приспособлено к прочному и систематическому физическому развитию учеников «новой школы». Увлечения английской школы атлетикой избегнуты. Твердый внутренний порядок, заведенный в школе, не мешает вполне доверчивым, приязненным отношениям между учебным персоналом и учениками. Воспитатели, живущие с учениками, вместе с тем и преподаватели разных предметов. Каждый день начинается и оканчивается общей молитвой. «В школе чередуются обучение классное, обучение ручное, обучение художественное. Время между разными категориями занятий распределяется в сутки следующим образом: Умственный труд — 5 часов Упражнения физические и ручной труд — 4 1/2 часа Занятия художественные и общественные развлечения — 2 1/2 часа Сон — 9 часов За столом и на свободе — 3 часа Итого — 24 часа По воскресеньям классов нет; воспитанники свободно располагают своим временем. В итоге день распадается на три весьма отдельные части: утро главным образом посвящено умственному труду, учению школьному, вторая половина дня — ручным работам в саду или мастерской; вечер — искусству, музыке, общественным развлечениям». Большим, трудно одолимым недостатком этой школы служит ее дороговизна. Только относительно зажиточные родители могут помещать своих детей в эти интернаты. Плата в год, кажется, доходит до 1000—1200 руб. за ученика. В окрестностях Петербурга уже существует школа, схожая по типу с тем, который выше описан. Крайне желательно быстрое увеличение числа таких школ. Применить многие из принципов «новой школы», например, к нашим гимназиям, где все ученики приходящие, невозможно. В особенности невозможно придать серьезное воспитательное значение учебному заведению, где сотни учеников проводят в стенах школы только по несколько часов в день. Тем не менее, многое можно улучшить даже в нашей средней школе без интерната. Там, где есть интернаты, улучшения будут более существенны. Прежде всего, надо очистить учебные курсы от излишнего и вредного балласта, выкинув из преподавания полностью латинский и греческий языки. Надо затем сократить курсы древней и средней истории и развить за счет этого сокращения курс истории России. За счет курса географии всех стран надо развить курс географии России. Особое внимание надо обратить на здоровье детей при поступлении в школу и их физическое развитие во время пребывания в ней. Детей, не обещающих стать здоровыми, жизнерадостными юношами, нежелательно принимать в школу. Из окончивших среднюю школу только те должны получать льготу по отбыванию воинской повинности, у которых в аттестате будет значиться о здоровом телосложении и успехе в физических упражнениях. При сокращенных сроках службы только такие юноши могут с успехом пройти сокращенную школу для подготовки нижнего чина. Физически неразвитые и незнакомые с гимнастикой потребуют полных 3 года службы, чтобы их физически развить уже на службе. Каждый ученик средней и высшей школ должен помнить, что в случае войны он составит часть «вооруженного народа» и должен физически и духовно готовить себя к защите своей родины с оружием в руках. В последние годы в общество проникает сознание необходимости физического развития детей и юношей. Несколько гимнастических обществ быстро развивают свой деятельность. Особым успехом пользуется общество «Соколов». Надо пожелать ему самого широкого развития. Ниже перечислены несколько главных положений, которые, по моему мнению, следовало бы взять в основание при настоятельно необходимом преобразовании, главным образом, средней школы в России. 1. Необходимо создать, по примеру школ екатерининской эпохи, связь между низшей, средней и высшей школами. Низшая и средняя школы должны давать, каждая в отдельности, законченный объем знаний, приспособленный, прежде всего, к практической жизни. Тип средней школы — гимназический — должен утратить свой характер подготовительного учебного заведения для поступления в университет. В 1797 году цель и значение средней школы определялись так: «Целью воспитания и обучения в гимназии полагается то, чтобы со временем можно было получить людей, способных более к гражданской жизни и к гражданской и военной службе, нежели к состоянию, отличающему ученого человека». Так решала вопрос о средней школе великая Екатерина в последние годы своего царствования, но 113 лет ее голос не был услышан. Главные заботы были направлены именно к созданию часто беспомощных людей, не ставших ни учеными, ни «способными к гражданской жизни». Быть может, настало время вышеприведенное мнение Екатерины II положить в основание перестраиваемой средней школы. 2. Классическая система преподавания должна быть совершенно уничтожена. Латынь и греческий язык для желающих могуг быть перенесены или в университет на филологический факультет, или в особые филологические подготовительные заведения. Поступление в университет должно быть открыто для особо способных учеников всех учебных заведений со среднеобразовательным курсом. 3. Особое развитие в России должны получить, кроме низших, еще средние и высшие профессиональные школы, в особенности сельскохозяйственные и по кустарному производству. 4. Все школы, кроме сообщения необходимых знаний, должны иметь воспитательное значение. Особое внимание должно быть обращено на выработку характера, самостоятельности, правдивости, уважения к религии, уважения к чужой личности, чужой собственности. Детям и юношам с задатками самостоятельного характера надо давать предпочтение перед безличными «долбяжками». Средствами воспитательного характера надо поставить свободное, чуждое страха и заискивания, но вежливое отношение детей и юношей к своим воспитателям, преподавателям, профессорам и вообще училищному начальству. Поддержание полного порядка во время лекций, твердый внутренний порядок всего строя жизни школы всех типов, исправное посещение уроков и лекций, опрятность, вежливость по отношению к товарищам. Каждый день во всех школах должен начинаться общей молитвой. Понемногу надо добиться, чтобы молитва пелась всеми присутствующими. Никаких беспорядков в школах всех типов, не исключая и университетов, не должно быть допускаемо. Если бы они возникли, надо немедленно прекращать их, прибегая, если то потребуется, без стеснения к силе. Ученики и студенты должны держать себя вполне прилично всюду: на улице, в обществе, в театрах и проч. 5. Надлежит придать особо важное значение физическому развитию детей и юношей. Надо выработать правила, подобно существующим в кадетских корпусах, по которым вовсе не принимать даже приходящими ни в одну среднюю школу или в университеты детей и юношей болезненных, со слабым сердцем, с физическими недостатками, вызывающими на расстройство нервной системы, с выраженными при-; знаками рахитизма, сильно золотушных, с наследственными болезнями. Надо принять все меры, чтобы не тратить время и деньги на обучение будущих неврастеников. В зависимости от рода болезни доступ больных детей и юношей должен быть открыт в профессиональные или особо для сего устроенные школы. 6. Уничтожение преподавания мертвых языков должно дать время к обязательному преподаванию гимнастики в средней школе. Необходимо создать особые курсы, где бы могли получать подготовку учителя гимнастики и вообще физических упражнений. Каждый день гимнастические упражнения должны занимать от 1 до 2 часов. Где можно, упражнения производятся на воздухе и соединяются с играми, движением на лыжах, борьбой, бегом, преодолением препятствий; где можно, прибавляется фехтование. В средней школе обучаются также пению, танцам, музыке. При приеме в школы решительное предпочтение дается здоровым детям, даже если бы они были и слабее подготовлены в научном отношении. 7. Где только можно, средние школы и университеты переносятся из столиц в небольшие города или в деревни. 8. Все школы в России, от сельской до университетов, должны носить вполне проявленный русский национальный характер. Преподавание русского языка, русской истории и географии должно занимать наиболее почетное и важное место. 9. В случае каких-либо празднеств, торжеств, парадов в провинциальных городах, к войскам пристраиваются и ученики школ. 10. Где только представится возможным, ученики школ и студенты университетов производят поездки с научными или спортивными целями. В особенности важны поездки в целях ознакомления с Россией. Желательно учреждение в городских училищах, среднеучебных заведениях и университетах, где таковых еще нет, хоров музыки и прогулок учащихся со своими хорами музыки и корпоративными флагами, с пением патриотических песен. 11. Родители содействуют всеми мерами успеху воспитательного режима школы. 12. В выдаваемых аттестатах отмечается физическое развитие учеников и студентов. Права, определяемые для окончивших курсы средних и высших заведений, получают только те, которые удовлетворяют как научным, так и физическим требованиям. Преобразование высшей школы. Для правильной постановки высшего образования в России необходимо подвергнуть обсуждению в печати и на собраниях профессоров и родителей вопрос о недостатках нашей высшей школы, проявленных в течение последних 20 лет. Представляется возможным уже и ныне высказать мнение, что на высшей школе в России сильно отражаются влияния Запада, ослабляющие в русской интеллигенции национальный ее характер. Особенно прочно привились в среде профессоров, а за ними и в среде студентов различные учения отрицательного характера, в том числе и беспочвенный атеизм. Юноши, едва вышедшие из отроческого возраста, чуть не гордятся признанием, что они не верят в Бога и не чувствуют потребности посещать храм Божий. Вместе с ослаблением религиозных начал в нашей высшей школе ослабляются и патриотические чувства учащихся. Любовь к родине приобретает у них теоретический характер в смысле пожеланий поскорее пересадить на русскую землю новейшие формы европейского политического и общественного строя жизни, без соображения с бытовыми особенностями русского народа, не считаясь с необходимостью последовательного развития общественных и государственных организаций. Минувшая Русско-японская война доказала теоретичность любви к родине нашей учащейся молодежи не только в высшей, но и в средней школах. Охотников поступить в армию в строй и на деле доказать готовность постоять за родину оказалось среди этой молодежи ничтожное число. В Германии в 1870 году в университетах студенты чуть не поголовно записывались в армию нижними чинами. В Японии в 1904 году не только студенты, но даже подростки всех сословий, не исключая княжеских родов, стремились в армию, а наша учащаяся молодежь в армию не шла, но и не училась во время войны. Получая казенные стипендии, многие тысячи студентов и часть профессоров во время войны занимались политикой. Очевидно, в «России для русских» высшая школа должна быть, прежде всего, не космополитической, а русской и православной. Пишу это последнее слово с убеждением в необходимости того, чтобы наша высшая школа, приобретя национальный характер, в то же время перестала быть атеистической. Если в Оксфордском университете английские юноши каждый день начинают общей молитвой, то почему в России, где православная вера так много содействовала к созданию страны мы чуть не стыдимся поставить требование, чтобы наши дети и юноши начинали свой трудовой день так же, как начинают его 100 млн простых русских людей — молитвой и крестным знамением? Нельзя затем допустить, чтобы правительство, начав великой важности работу возвращения России русскому племени, отказалось от влияния на высшую школу и продолжало охранять автономные права высших учебных заведений даже в том случае, если этими правами пользуются лица, проникнутые учениями антирусского характера. В «России для русских» высшая школа должна иметь, прежде всего, ясно выраженный национальный характер с предоставлением в ней главного места русской и православной молодежи. По числу имеющихся в России высших учебных заведений должно быть рассчитано и число студентов. Только этим путем можно будет, прежде всего, добиться, чтобы студенты посещали лекции, учились, а их успехи проверялись. Университет, рассчитанный на 4 тыс. слушателей, но имеющий их 10 тыс., очевидно, дать высшее образование такому числу не может и отнимает только возможность для действительно желающих заниматься успешно. Ныне допустимо числиться 10—15 лет студентом, вместо науки заниматься политикой и оказывать вредное влияние на более юных товарищей. Очевидно, необходимо покончить с этими «вечными студентами» и предельным сроком пребывания в университете положить 6 или самое большее 7 лет, причем на каждом курсе не должно быть допускаемо пребывания свыше 2 лет. При забастовках, если они снова повторятся, необходимо оказывать самую энергичную поддержку студентам, желающим продолжать занятия. Каждое насилие со стороны бастующих должно прекращаться. Надо помнить, что толпа наиболее склонна к беспорядкам, если чувствует, что ее боятся, или надеется на безнаказанность своих действий. Все прекратившие занятия студенты должны лишаться казенных стипендий. Весь учебный персонал высшего заведения, прекратившего занятия, должен тоже нести самый чувствительный материальный ущерб от такого ненормального явления. Посещение студентами лекций должно быть по возможности обязательное. Наконец, надо прибавить мнение, что, пока существующие высшие учебные заведения не будут обеспечены надежным в научном отношении профессорским персоналом, дальнейшее открытие в России высших учебных заведений должно быть приостановлено. Россия наиболее нуждается в настоящее время в открытии новых высших учебных заведений специального характера, особенно высших сельскохозяйственных институтов. Выше было указано заявление студентами Московского университета о малом влиянии, которое имела на них семья. Ни одна школа, где ученики — приходящие, не может восполнить отсутствие полезного влияния семьи. Между тем та жизнь, которую в настоящее время ведут так называемые «образованные классы» в России в городах, в большинстве хорошим примером для детей и юношей служить не может. Не касаясь пустоты интересов массы матерей, укажу, что отцы, часто очень ученые или занимающие большие служебные посты, заняты или службой, или отдыхом за картами. Карточная эпидемия составляет болезненное явление в нашем обществе. Пойти в гости или принять гостей в огромном большинстве означает играть весь вечер в карты, потом съесть и выпить лишнее за ужином и вернуться домой в дурном настроении от внутреннего сознания глупо проведенного времени и для здоровья, и для духовной стороны жизни. Молодежь часто присаживается за карты к старшим «за неимением четвертого партнера» и втягивается в игру. Еще можно понять игроков, ведущих крупную игру. Тут есть риск, возбуждаются страсти. Но как понять образованных и развитых людей, способных чуть не ежедневно проводить от 3 до 5 часов за карточным столом, играя «по маленькой» в винт или иные игры? Хозяева, созвав гостей, обыкновенно тревожатся, пока их не рассадят за карточные столы. Остается только несколько неприятных субъектов, не играющих в карты, которых надо «занимать». Чему научатся дети и юноши в такой обстановке? Прибавлю, что при среднем достатке обывателей лучшие комнаты в квартире отводятся для приема гостей; под спальни же и детские отдаются комнаты, выходящие, обыкновенно, на дворы. В числе причин, затрудняющих для образованного общества в городах поддержание физической бодрости в своих организмах, необходимо упомянуть о неправильном распределении дня на занятия, развлечения и сон. И занятия и развлечения у многих переносятся на ночное время. Лучшая часть дня — утро — проводится в постели. Собираются провести вечер, танцевать в 11 часов вечера, когда при правильной, здоровой жизни надо ложиться спать. Таким образом, главными мерами для подъема духовных сил русского народа надо признать: 1) Русскому племени «в России для русских» должно быть предоставлено господствующее положение на государственной службе, особенно службе в высших правительственных учреждениях. 2) Надо добиваться, чтобы в России русскому племени было легче жить, служить и работать, чем инородцам и иноземцам. 3) Для подъема духовных сил русского народа надо сделать его более трезвым. 4) Для подъема духовных сил русского народа надо школу во всех степенях сделать русской и патриотической. В «новой школе» надо стараться не только обучать, но и воспитывать. В «новой школе» надо обратить серьезное внимание на физическое развитие детей и юношей. 5) Классическая система обучения при «новой школе» должна быть совершенно оставлена. 6) Большая часть сумм, которые в XX веке будут расходоваться правительством на образование в России, должна быть уделена на развитие профессионального образования, в том числе и сельскохозяйственного. 7) Для улучшения духовного развития образованных классов и более успешного влияния их на воспитание детей надо увеличить полезное влияние на детей и юношей семьи и, в частности, бороться против эпидемии карточной игры и против перенесения занятий и развлечений на ночное время.
|