Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Соглашение по делам Дальнего Востока






Возвышение Японии на Дальнем Востоке, ее усиленная деятельность по увеличению военных сил и средств, и формирование Китаем войск по европейскому и японскому образцам составляют серьезную опасность для европейских держав, имеющих экономические интересы в Азии. В особенности эта опасность велика для России, Англии, Нидерландов, Франции и Германии, имеющих в Азии подчиненные им территории.

Чем многочисленнее туземное население этих владений, тем опасность значительнее.

Временно европейцы утратили в Азии престиж непобедимости.

В близком будущем наибольшая опасность от умаления престижа европейцев в Азии представляется для России и Англии.

В Индии туземное население, достигшее 300 млн душ, сдерживается в повиновении лишь горстью европейцев — англичан. Для России нетолько было бы опасно и невыгодно подчинять себе какую-либо часть английских владений в Азии, но будет невыгодно, если положение англичан в Индии изменится, если они будут вытеснены из Азии и индийские племена получат независимое существование. Такой переворот, прежде всего, отразится ослаблением положения России в Средней Азии. Поэтому России выгодно поддерживать господство англичан в Индии, и она имеет к тому полную возможность: две железнодорожные линии связывают Европейскую Россию с ее среднеазиатскими владениями и могут быстро подвести к границам с Афганистаном силы, необходимые для содействия англичанам в Индии. Надо только, чтобы вредная химера возможного похода русских в Индию исчезла и заменилась сознанием общности интересов России и Англии в Азии. При сознании этой общности интересов возможно соглашение с Англией по азиатским делам, по которому Россия обязывалась бы поддерживать неприкосновенность владений Англии в Индии, а Англия в свой очередь обязывалась бы поддерживать неприкосновенность владений России в Приамурском крае.

При этом союзные отношения Англии с Японией должны утратить свой силу.

Соглашение России с Англией по азиатским делам никоим образом не должно быть распространяемо на европейские дела.

Но будет ли соглашение России и Англии в Азии достаточной гарантией для поддержания в Азии спокойствия?

Позволю себе высказать мнение, что такое соглашение еще недостаточно. Охрану спокойствия европейских государств со стороны Азии необходимо принять на себя союзу всех европейских государств.

«Желтая опасность»

Последняя волна азиатских полчищ (монголо-татар) нахлынула на Европу в XIII столетии, залила большую часть России и докатилась до полей Венгрии, где и остановилась. Эта волна проникла в Европу в широкие ворота между Уральскими горами и Каспийским морем.

В XIV столетии азиатские полчища (турок), двигавшиеся через Малую Азию, переправляются на европейский материк, завоевывают весь Балканский полуостров, Венгрию и только в XVII столетии остановлены у Вены, после чего начинается их обратное движение.

Главным образом усилиями славянских племен движение из Азии на Европу азиатских народностей — монголов, татар и турок — не только остановлено, но с наступлением славян, северная часть Азии переходит в руки русского племени. В то же время в южной Европе турки изгнаны не только из Венгрии, но смогли сохранить и на Балканском полуострове лишь небольшую его часть. Эта борьба, веденная против азиатских племен славянскими в течение нескольких веков, хотя и защитила Европу от порабощения ее Азией, но обессилила славян, в особенности русское племя, и составила причину культурной отсталости славян от других европейских народов. Пользуясь безопасностью со стороны Азии, европейские племена — романские, англо-саксонские и германские — переходят в наступление из Европы на прочие материки всего света и овладевают Америкой, Австралией, Африкой и обширными пространствами Азии в Индии и Индо-Китае.

Огромное развитие обрабатывающей промышленности европейских государств вызывает в XIX столетии потребность для них в рынках всего света для сбыта избытка фабричных изделий и получения недостающих для населения Европы произведений русских стран, по преимуществу сырья. Большая часть населения западно-европейских государств, в особенности Англии и Германии, ныне уже занята фабрично-заводской деятельностью. Не только удержание в своих руках уже завоеванных ими рынков, но расширение их становится ныне для западноевропейских государств вопросом жизненной важности.

Между тем в XIX веке уже знаменуется поворот в делах всемирного рынка. Тоже вооруженные плодами европейской культуры, в том числе и по военной части, народы других материков, кроме европейского, начинают давать отпор европейскому товару и европейскому штыку. Провозглашаются девизы: «Америка для американцев», «Азия для азиатов». За ними будут провозглашены девизы: «Африка для африканцев», «Австралия для австралийцев». Америка в этом отношении первая твердо становится на ноги и уже ведет с успехом промышленную борьбу с Европой. В Африке пробуждение местного населения в более острой форме уже сказалось в борьбе абиссинцев с итальянцами, буров с англичанами, в борьбе мусульман в бассейне Нила с англичанами, в борьбе в Алжирии и Марокко против французов и испанцев. Но особенную угрозу Европе представляет движение против европейцев, начавшееся в Азии, император Вильгельм III называет это движение «желтой опасностью» и пророчески указывает на серьезность этой опасности. Нельзя действительно не признавать опасным движения против Европы, в котором может принять участие население численностью около 800 млн душ, с армией в несколько миллионов человек.

Особую важность для Европы в XX столетии имеет азиатский рынок. Еще в конце XVIII века сношения Европы с Азией со стороны тихоокеанского побережья были ничтожны. Но уже в конце XIX века к портам Тихого океана приставало в год несколько десятков тысяч паровых судов.

За последние 50 лет прошлого столетия обороты внешней торговли Китая только из портов, открытых европейцам, увеличились свыше чем в 10 раз и составили в год свыше 0, 5 млрд руб. И это при ничтожной пока покупной силе китайского населения. В XX веке эта покупная сила может возрасти в несколько раз, что даст возможность для европейских государств иметь на Тихом океане торговлю, оцениваемую в год в несколько миллиардов рублей.

Японцы с большой энергией расширяют свой деятельность на тихоокеанском побережье. При достигнутых ими очень пониженных, сравнительно с европейцами и американцами, фрахтах за перевозки грузов, конкурировать с ними становится очень трудно (дешевые матросы, дешевое содержание их, малое вознаграждение старшим служащим).

Прорытие Панамского канала даст и американцам сравнительно с европейцами значительные торговые выгоды на Тихом океане. В очень скором времени японцы, вместе с американцами, могут вытеснить европейцев из Тихого океана, что будет равносильно лишению Европы рынков на тихоокеанском побережье (на обоих берегах) с населением около 700 млн душ.

Со стороны Америки существует и другая угроза: американцы начинают бороться против отпуска в Европу сырья, в том числе и хлопка.

Принимая во внимание все вышеизложенное, можно признать, что наступательное движение европейских народов против материков всего света уже в XIX веке наталкивается на встречную волну просыпающихся народов Азии и Африки.

Можно предвидеть поэтому, что в XX веке европейским народам придется перейти от наступления к обороне занятых ими позиций. Особенно будут угрожаемы позиции, занятые Россией, Англией, Францией, Германией и Нидерландами в Азии. Эти позиции могут быть отторгнуты от европейских государств путем насильственным, путем поражения европейских вооруженных сил, их защищающих.

Потеря владений в Азии и на других материках, потеря всемирных рынков составляет такую угрозу самым жизненным интересам Европы, что для отстранения опасности все европейские государства, забыв свои взаимные счеты, должны объединить свои усилия, чтобы дать отпор силам других рас. Население этих других рас ныне открыто подготовляет силы с целью загнать старушку Европу в ее географический чулок, обречь ее на скромное существование на незначительной территории, среди могучего развития жизни во всех направлениях на огромных материках Азии, Америки и Африки, освобожденных от европейской опеки.

Роль России в готовящихся в XX веке событиях мирового значения огромна. Россия уже приняла на себя в XX столетии первый натиск желтой расы и не имела успеха. Причин тому много, но одна из главных — это поддержка Англией врагов Европы японцев. Поддержка Америкой Японии может представляться естественной, потому что Америка — естественный будущий враг Европы. Но поддержка Англией Японии составляет результат тяжелого недоразумения. Из-за мифической боязни нашествия России на Индию Англия своими руками создала уже не мифическую, а реальную опасность для той же Индии. Европейцы держатся в Азии престижем их непобедимости. Победа в Азии над русскими есть вообще победа азиата над европейцем. Почувствовав свои силы, азиат будет их применять не только к русским владениям, но вообще к азиатским владениям Англии, Франции, Германии.

Борьба только начинается. То, что произошло на полях Маньчжурии в 1904—1905 годах, было лишь авангардным боем. Для блага всей Европы надо, чтобы при новом напоре японцев или китайцев на Россию силы Европы были с ней, а не против нее. Для блага Европы надо, чтобы Индия защищалась не только англичанами, но и русскими. То же справедливо и относительно Индо-Китая и немецких владений и предприятий в Азии.

С единодушным признанием, что поддержание мира в Азии составляет вопрос общеевропейский, и все державы Европы готовятся объединить свои силы для защиты и развития положения, занятого ими ныне в Азии, «желтая опасность» может быть на продолжительное время устранена.

Предложение Америки взять под коллективную охрану Америки и Европы железные дороги в Маньчжурии составляет первый шаг к постановке на очередь вопроса о желтой опасности с приданием ему мирового значения.

Интересы американского населения так велики на тихоокеанском побережье и так противны интересам японцев и европейцев, что между Америкой, Японией и европейскими державами неминуема борьба огромной важности за рынки.

Представляется желательным, чтобы в XX веке народы европейского союза пришли к соглашению с союзом американских государств для удержания в европейских и американских руках господствующего положения на тихоокеанском побережье и для сохранения за европейскими державами пользования богатствами Америки, сырыми и обработанными.

В общем, это будет союз народов белой расы против народов желтой расы и чернокожих. Деление на эти две группы будет близко отвечать и делению на две группы по религиозным верованиям. В одном лагере будут христиане, в другом язычники. По исчислению немецкого ученого г. Целлера, население всего земного шара составляет, в круглых цифрах, 1500 млн человек, в том числе христиан 500 млн, язычников 800 млн, магометан 200 млн В числе язычников 300 млн последователей учения Конфуция, 200 млн браминистов, 120 млн буддистов. Евреев 10 млн человек. При будущем вероятном столкновении белой расы с желтой, роль магометан загадочна. По причинам религиозным и политическим, особенно если столкновение белой и желтой рас ознаменуется первоначально успехами желтолицых, магометане могут соединиться с язычниками, чтобы общими усилиями свергнуть иго белолицых христиан. Тогда на каждого христианина будет приходиться два врага не христианина.

В частности, для России важно, чтобы в случае нового нападения на нее на Дальнем Востоке она могла располагать для борьбы с желтой расой всеми своими вооруженными силами.

Отсюда и вытекает настоятельная необходимость прочного соглашения России с Австрией и Пруссией по делам Ближнего Востока. Только при таком соглашении Россия будет готова дать грозный отпор новому натиску на нее желтолицых.

Рассматривая вопрос будущих судеб Европы с указанной выше широкой точки зрения, видно, как опасно и несвоевременно ныне для европейских государств расходовать свои силы и средства на взаимные распри. Можно себе представить, какое ликование началось бы в Японии, Китае, многих африканских землях и даже в Америке, если бы, например, из-за формы, в которой была объявлена Австрией аннексия Боснии и Герцеговины, возгорелась европейская война между несколькими первоклассными европейскими державами. Такое же ликование начнется, если Англия и Германия вступят между собой в вооруженную борьбу.

Каждое ослабление сил той или другой из европейских держав только увеличивает для Европы опасность потерять в XX веке то мировое положение, которое она ныне занимает, увеличивает, в особенности, значение «желтой опасности».

Ежегодный прирост населения только четырех главнейших государств Европы, кроме России, составляет около 2, 5 млн душ. Этот прирост находит занятие только при все увеличивающемся росте фабрично-заводской промышленности. Этим видом деятельности в главных европейских государствах занято более половины всего населения. Если Европа будет вытеснена с рынков других материков, то ее ожидает колоссальный кризис. Непрерывно растущая социал-революционная партия придаст этому кризису на почве закрытия фабрик, увольнения миллионов рабочих, на почве голодания страшную, всеразрушающую силу.

Европа может успешно бороться против разрушительных социальных учений нового времени, только возможно полно обеспечивая результаты труда своего населения. Это возможно только при господстве на рынках Азии и Африки. Только соединив свои силы, европейские государства могут в XX столетии удержать эти рынки за собой.

Соглашение всех европейских государств, в целях отстоять в XX веке господствующее положение на азиатском и африканском материках, прекратит возможность вооруженной борьбы между различными государствами, входящими в будущий европейский союз.

Вторым благотворным результатом создания европейского союза будет приостановка в вооружениях, а затем и сокращение расходов на военные надобности.

В настоящее время европеец, в целях не только культурных, но и военных, подчинил себе землю, воду, а теперь подчиняет и воздух. Для использования в целях войны всех сил природы расходуются все увеличивающиеся огромные средства. Европейский союз, достигнув ограничения вооружений в Азии со стороны Японии и Китая, получит возможность уменьшить и содержимые военные силы в Европе.

Ныне каждое европейское государство содержит армию мирного состава примерно в 1 % населения. На каждых 100 жителей обоего пола содержится в мирное время 1 солдат. Возможно будет, путем общего соглашения, первоначально перейти к содержанию 1 солдата на 150 жителей, а затем и к содержанию 1 солдата лишь на 200 человек. При соответственном ограничении, тоже путем соглашения, морских сил можно будет достигнуть значительного сокращения в расходах всех государств Европы.

Эта экономия поможет извлечь из европейского союза еще один важный результат.

Употребив денежные средства, полученные от сокращения расходов на военные надобности, для поднятия благосостояния рабочих масс, придя к ним на помощь против всесильного ныне капитала, государства Европы облегчат мирное разрешение острого социального вопроса, вызванного необеспеченным положением трудящихся классов, и дадут отпор разрушительным учениям, толкающим массы на насилие с целью полного ниспровержения существующего порядка.

Меры по усилению внутреннего положения России

Меры по развитию духовных сил русского народа ♦ Меры по уменьшению пьянства ♦ Отзывы о русской интеллигенции конца XIX века ♦ Необходимость переустройства русской школы ♦ Преобразование низшей школы ♦ Меры к увеличению материальных сил русского народа ♦ Охрана труда русского населения ♦ Меры к ограничению деятельности в России еврейского племени ♦ Меры к поднятию физического развития русского населения

Самодержавная власть существует на Руси скоро 5 столетий. Благодаря этой власти Русь вышла победоносно из всех испытаний, объединилась, раздвинула свои пределы до естественных рубежей и победила более культурных, но не имевших сильной, объединяющей власти соседей.

Но уже с XVIII столетия, с сохранением всех внешних признаков власти, в действительности власть начинает ускользать из слабых рук императриц, пока снова не попадает в твердые руки Екатерины II. Но и при ней образуется ближайший к трону слой высшего общества, который отгораживает государыню от остального русского населения и вынуждает ее смотреть на русский народ и его нужды глазами, затемненными западными влияниями. Насажденная на Руси еще в XVII столетии бюрократическая система, в течение XVIII столетия, крепнет и, наконец, в XIX столетии окончательно овладевает всеми делами государства, обезличивая власти на местах и прочной стеной отгораживая наших государей от населения России и его нужд.

Когда в первые годы царствования Александра I был составлен проект об учреждении министерств, гр. Воронцов, бывший послом в Лондоне, в письме к министру внутренних дел гр. Кочубей указывал, что широкая власть, предоставляемая этим проектом министрам, неминуемо приведет к злоупотреблениям. Свое письмо гр. Воронцов закончил следующими строками: «Мне всегда были противны злоупотребления власти и министерский деспотизм, от которого блекнет все в самой цветущей стране, который оподляет людей и бывает виновником бедствий как для подданных, так и для самого государя. В подданных ослабевает любовь их к государю, ибо угнетенный человек сначала проклинает министра-угнетателя, а потом перестает любить государя, попускающего своим визирям угнетать несчастных подданных».

Слова эти были написаны 107 лет тому назад. В результате столетнего угнетения министрами-бюрократами всех начальствующих лиц, вне Петербурга находившихся, и угнетения предприимчивости и инициативы всех частных людей на Руси и исчезли во всех сферах деятельности сильные, стойкие характеры.

25 лет тому назад Вл. Соловьев в своей статье «Государственная философия в программе министерства народного просвещения» высказал относительно роли бюрократии той эпохи следующие мнения:

«Россия страдает от действительных бедствий, угрожающих ей великими опасностями: от экономического расстройства, от владычества кабака, от извращения и застоя религиозной жизни. Эти бедствия и опасности частью беспрепятственно возросли под сенью всевластной бюрократии, частью прямо ей созданы. Вот наша бедственная действительность и вот ее действительный корень…

Единовластие правительственной бюрократии, превратившей церковь в одно из своих ведомств, а народ — в безразличный материал для своих законодательных экспериментов, это есть действительность.

Альфа и омега новой государственной философии есть именно единовластие петербургской бюрократии под предлогом самодержавия». (Курсив Вл. Соловьева.)

В первых годах настоящего столетия в России произведены важные перемены в порядке высшего управления государством.

Великой милостью царствующего государя императора население России призвано через своих представителей к высшей законодательной работе. Пресса получила возможность обсуждать такие вопросы, которые ранее решались только в тайниках разных канцелярий. Русскому монарху ныне стало легче знать правду о России и ее нуждах.

Раньше русский самодержец мог знать правду только из одного источника — из докладов представителей высшей бюрократии. Ныне по каждому серьезному вопросу до государя императора, вместе с мнением соответствующего министра, дойдет мнение по этому же вопросу выборных представителей Государственного Совета и Государственной Думы и, наконец, как выражение общественного мнения — отзывы печати.

Все содержание предыдущих глав указывает важность самодержавной власти на Руси и властно диктует вывод из прошлого России: в XX столетии Россия может победно выйти из всех предстоящих ей испытаний только при сохранении на Руси сильной царской власти.

Обсуждать ныне вопрос, своевременно или не своевременно призваны в России к законодательной работе представители земли русской, совершенно невозможно.

Волей государя эти представители призваны и возврата к прошлому не может быть, ибо всякая попытка к этому возврату грозит потрясти основы государства. Но можно смело утверждать, что призыв по западному образцу к законодательной деятельности представителей из таких местностей России, которые еще не слились с ней, был вполне преждевременным.

Представителям России в Государственном Совете и Государственной Думе предстоит ныне задача оправдать доверие к ним государя и самоотверженно поработать на пользу и усиление России нераздельной, в понятии народа, с ее государем.

Нельзя отвергать, что события последних лет, под влиянием противоправительственной деятельности представителей разных разрушительных учений, несколько умалили в понятиях русского народа значение царской власти. Надо приложить все силы, чтобы остановить это опасное для блага России явление. Все любящие Россию и желающие ей выйти победительницей из временных затруднений должны в XX столетии дружно соединиться в защите принципа царской власти, в охране исторически сложившегося в народе понятия о царе-батюшке.

Позволю себе указать ниже на один из многих способов к поддержанию духовной связи между царем и управляемым им, Божьей милостью, народом.

В прошлом году я прочел в газете «Новое время» статью «О сокращении праздников». В ней сообщалось, что на рассмотрение Государственного Совета внесено важное представление об изменении узаконений о праздничных, неприсутственных днях.

В числе предположений о сокращении праздничных дней существует и перенесение девяти царских дней на ближайшие воскресные дни. Мера эта является необходимой. Проживая последние четыре года большей частью в деревне, свидетельствую, что народ очень редко посещает церковь в царские праздничные дни. В нашем приходе «Фрола и Лавра» празднуют и пьянствуют в самое рабочее летнее время трое суток, а 6 декабря, в день тезоименитства государя императора, в свободное зимнее время церковь пуста.

Между тем, перенеся все царские дни на воскресные, возможно и необходимо день шестого декабря праздновать всей Россией и в этот день сливаться не только молитвой, но делом и помышлением с великим тружеником на русской земле — ее державным вождем, государем императором.

С целью сделать этот день великим на Руси праздником, надо приурочить к нему все милости царские: пожалование чинами за отличие, орденами, званиями; милости народу в облегчении податного бремени, милости преступникам облегчением их участи; милости войскам назначением шефских частей и т. д.

Начальствующие лица всех степеней обязываются в этот день особой представительностью: церковная служба, парады, обеды, вечера. Во всех театрах всей России должны ставиться патриотические пьесы; где можно, в войсках и учебных заведениях, устраиваться домашние спектакли, концерты, туманные картины, кинематографы, чтение, пение национальных песен тоже с патриотическими программами. К празднику этому надо старательно готовиться. В церквах службу совершать при сборе всех учеников, при общем пении. После церковной службы народу читаются правительственные сообщения о милостях царских и говорится соответствующее слово о царской власти. После окончания церковной службы народу раздаются патриотические брошюры и портреты государя. В этот же день в войсках каждому новобранцу дается портрет государя. Весь день, где только можно, организуются игры, катанья с гор, беганье на лыжах, устройство из снега укреплений и штурм их с раздачей призов отличившимся. Организуются шествия с музыкой, песнями, национальными флагами. Весь вечер рядятся по-старинному, гадают, ездят в гости ряженые, танцуют, поют старые русские песни. Во всех клубах, военных собраниях устраиваются праздники национального характера. День 6 декабря должен оставлять, в особенности в детях, неизменно радостное, светлое воспоминание, которое должно сливаться с образом русского царя, с чувством готовности, по примеру предков, положить голову «за веру, царя и отечество». Надо затем, чтобы празднование тезоименитства государя начало получать русский характер: старые русские песни, русские музыкальные инструменты, русские костюмы, русские былины, русские блюда и русское питье; вместо водки — пиво, мед, настойки, наливки, шипучки, квасы; на русской земле надо чествовать своего русского царя-батюшку по-русски. Войска этот день, после церковной службы, должны проводить радостно и весело и, где только можно, участвовать в общем с населением праздновании этого дня.

В чествовании русского царя надо воскрешать русскую старину, закреплять в памяти участвующих русские обычаи и верования.

Опираясь на русские Государственный Совет, Государственную Думу и русских не по фамилиям только, но и по духу, министров, государю будет легче нести тяжкое бремя царского служения.

Главными причинами неудачи бюрократического управления Россией признается слишком большая централизация дел в Петербурге, независимость на местах представителей отдельных ведомств от губернских властей, обезличение губернаторов, отсутствие твердой власти в уездах, недоверие к представителям земства, недоверие к частному почину. Идеал многих бюрократов остался с николаевской эпохи: всю Россию нарядить в мундир, а управление ей передать в руки столоначальников. Поэтому и исправление бюрократической системы прежде всего требует обратных действий, а именно: рассредоточения власти; усиления власти на местах; поставления в губерниях начальников губерний, которым были бы подчинены в разных степенях агенты всех министерств; образование самостоятельной власти в уездах в лице начальников уездов, с подчинением им тоже в разных степенях агентов всех министерств, проживающих в уезде; предоставление земским собраниям выбирать кандидатов в начальники уездов и земские начальники; поощрение личного почина и предприимчивости во всех сферах деятельности на пользу государства.

О необходимости сильной, самостоятельной, не боящейся петербургских канцелярий власти в губерниях так много и основательно было писано, что на этом вопросе не буду и останавливаться. Это краеугольный камень перестраиваемого здания. Скажу несколько слов об организации власти в уездах. Из ныне действующих в уездах лиц наиболее подготовлены к занятию должностей начальников уездов (отнюдь не начальников уездных управлений) уездные предводители дворянства.

Там, где это будет признано соответственным, такое совмещение и должно произойти. Главными обязанностями начальника уезда желательно поставить: а) Административные: поддержание в уезде полного порядка; охрана личности и имущества частных лиц; все чины полиции должны находиться в полном подчинении начальнику уезда, б) Попечительные: наблюдение и руководство всеми мерами, принимаемыми правительством, земством и частными лицами к поднятию духовных и материальных сил населения уезда. Помощниками начальника уезда служат земские начальники, ему подчиненные.

Значение земских начальников и желательный характер их деятельности изложены в главе XXIX. При организации власти земских начальников или иных лиц, их замещающих, необходимо принять к руководству высочайший указ Правительствующему Сенату от 12 июня 1889 года об учреждении должностей земских начальников. Несоблюдение этого указа и умаление затем прав земских начальников, первоначально им предоставленных, повело к ухудшению состава земских начальников и к недовольству деятельностью некоторых из них. Надо не повторить той же ошибки в настоящее время. Указ 1889 года совершенно определенно выяснил круг обязанностей земских начальников: земские начальники должны представлять «близкую к народу твердую власть, которая соединила бы в себе попечительство над сельскими обывателями с заботами по завершению крестьянского дела и с обязанностями по охранению благочиния, общественного порядка, безопасности и прав частных лиц в сельских местностях».

Трудно сильнее выразить в нескольких словах все наболевшие нужды деревни. Грех будет большой, если эти мудрые слова манифеста государя Александра III будут забыты и начнут измышляться новые. Для исполнения таких широких полномочий земские начальники должны иметь сильную власть. Им необходимо возвратить отнятое у них право наложения взысканий в административном порядке на все сельское население.

Для привлечения на службу на местах вне Петербурга и в земскую службу надежных сил русского населения необходимо эту службу обставить таким образом, чтобы наиболее даровитые, знающие и энергичные люди могли доходить до занятия должностей губернаторов и выше.

Великую несправедливость для местных деятелей, часто в высокой степени достойных, и притом ко вреду для России представляли до последнего времени назначения губернаторами и вице-губернаторами чиновников из Петербурга, не знающих России и деревни, или бравых полковых командиров, совершенно незнакомых с гражданской частью. В последнее время на это уже обращено внимание, и в губернаторы стали попадать земские люди. Такая служба, как предводителей губернского или уездного дворянства, председателей губернских и уездных управ, земских начальников даже при той общей приниженности местной службы, которой достигли во второй половине прошлого столетия, все же давала несравненно более подготовленные кадры для назначения на должности вице-губернаторов и губернаторов, чем начальники отделений и чиновники особых поручений в петербургских канцеляриях.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал