Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Никео-Цареградский Символ и его значение в оформлении догматического учения Вселенской Церкви




Символ и его значение. Никео-Цареградский Символ – собрание важнейших церковных догматов, итог богословских прений на двух первых соборах Никейском (325 года) и Константинопольском (381), завершивший борьбу с арианами внутри Церкви. На втором соборе было добавлено учение о Св. Духе как о самостоятельном лице Троицы во избежание появления новых тринитарных ересей, а также слова о святой Апостолькой Церкви, то есть Церковь воспринималась как принявшая апостольское учение и вселенская. Этот Символ до сих пор признается православными и (с поправкой на филиокве – см. сам Символ) католиками, но при этом Символ стал и одним из поводов к разделению христианского Запада и Востока. На 4 Вселенском соборе было утверждено, что ничего не должно добавляться к Н-Ц Символу или изыматься из него. Позднее это послужило главным аргументом православных против католиков, добавивших «Filioque» в 6 веке. Происхождение филиокве возводят к Афанасьевскому Символу веры (св. Афанасия Александрийского – 4 век) или к западным Отцам Церкви, св. Амвросию Медиоланскому или св. Августину Блаженному. На Западе, в частности, в Испании, в Германии филиокве был принят в 6-9 веках, видимо, в связи с тем, что их окружало значительное количество арианских народов, а исхождение Св. Духа от Сына указывает на его Божественную сущность, т.е. единосущность Отцу.

Символ веры в русском переводе (подчеркнуто добавленное на Втором соборе):

  1. Верую во единого Бога Отца Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого.
  2. И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, единородного, рождённого от Отца прежде всех веков, Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рождённого, не созданного, одного существа со Отцем, через Которого всё сотворено;
  3. для нас людей и для нашего спасения сошедшего с небес, принявшего плоть от Духа Святого и Марии Девы и сделавшегося человеком,
  4. распятого за нас при Понтии Пилате, страдавшего и погребённого,
  5. воскресшего в третий день согласно с Писаниями (пророческими),
  6. восшедшего на небеса и сидящего одесную Отца,
  7. и опять имеющего придти со славою судить живых и мёртвых, Царству Которого не будет конца.
  8. И в Святого Духа, Господа, дающего жизнь, исходящего от Отца (у католиков «и от Сына» - на латыни Филиокве, одна из главных расхождений католиков и православных), поклоняемого и прославляемого равночестно с Отцем и Сыном, говорившего чрез пророков.
  9. И во единую, Святую, Вселенскую и Апостольскую Церковь.
  10. Исповедую единое крещение во оставление грехов.
  11. Ожидаю воскресения мёртвых
  12. и жизнь будущего века. Аминь.

Каппадокийцы. В оформлении Никео-Цареградского Символа решающую роль сыграла так называемая ново-никейская партия, объяснившая его смысл. Впервые эта попытка была сделана на поместном Антиохийском соборе 363 года, когда слово «единосущный» было объяснено как «рожденный из сущности Отца». Однако решающее значение для формирования ново-никейского богословия (и для богословия вообще) имела знаменитая троица из Каппадокии — Василий Великий (кстати, один, помимо Иоанна Златоуста, из составителей ныне используемого текста литургии, его литургия служится, например, в Великий пост), его брат Григорий Богослов и его друг Григорий Нисский («Великие Каппадокийцы»). Именно Григорий Богослов впервые представил никейскую веру (в 362 г.) с полною ясностью и дал ей совершеннейшее выражение, Василий Великий ввел её победоносно в церковную политику, а Григорий Нисский сообщил ей и ее терминам полнейшее научное обоснование. В основе их работ – философия Платона и, частично, Аристотеля. Например, разницу между сущностью Бога и ипостасью Бога Василий Великий трактует как разницу между общим и частным. Каппадокийцы разрабатывали и учение о Св.Духе. Григорий Богослов в речи de ipso говорит о Св.Духе как о Боге. Самым значительным сочинением на эту тему являются Книги Василия Великого о Св. Духо к Амфилогию. Василий Великий четко утверждает положение Духа внутри Троицы, так как Дух, согласно его учению, исходит от Отца (что и было добавлено в Символ в 381 году). Однако он долгое время воздерживался от именования Духа Богом.


Данная страница нарушает авторские права?


mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал