Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Монофизитство и V Вселенский собор
Судьба монофизитства после Халхидона. После Халхидона монофизитство было осуждено, но не было уничтожено, особенно касалось тех территорий, где сильны были национальные настроения, например, в Сирии и Египте, так как победа Халхидоского учения была победой вселенской Церкви и победой христианской Империи. Особенно это касается монахов. Отторжение значительной частью монашества эллинизма значительно чувствовалось. Например, еще в 4 веке монахи с радостью скрыли Афанасия Великого, когда он скрывался от полиции (за его антиарианскую политику в период пребывания у власти ариан). Тогда это были прото действии против правительства Римской империи, теперь у сирийского и коптского монашества появилось религиозное обоснование. Епископов, вернувшихся с Халидона встретила разъяренная толпа, в Александрии народ сжег живьем солдат, сопровождавших нового патриарха Протерия, назначенного вместо Диоскора, и выбрал монофизитского патриарха Тимофея. Период компромиссов. Схизма с Западом. Правительство сначала пыталось навязать халхидонские решения, но после 457 года, когда умер Маркиан, начался этап компромиссов между монофизитами и правительством. И в том же 475 году узурпатор Василиск, на короткий срок изгнавший императора Зенона, издал «Энциклику», фактически осуждавшую Халкидон и потребовал от епископов подписи под ней: и ее подписали от 500 до 700 епископов. Зенон, возвративший себе власть в 476 г., сначала поддерживал халкидонское православие. Но под влиянием константинопольского патриарха Акакия и видя непрекращающийся рост монофизитства в Египте, Сирии и Палестине, он в 482 г. издал «Энотикон» - догматический декрет, в котором, не называя их, отвергал и «томос» папы Льва и Халкидонское определение, он был подписан патриархами-монофизитами. При этом в той же Александрии сохранялись и православные, так, 30000 александрийских монахов потребовала у патриарха отречения от Энотикона. Римский папа Феликс 3 потребовал от Акакия Константинопольского, главного вдохновителя политики компромиссов, принятия Халхидонского догмата, тот отказался. Так, монофизитский раскол привел к первой схизме Востока с Римом, которая продолжалась с 484 до 518. Следующий император Анастасий 1 уже открыто поддерживал монофизитов, обвиненные в несторианстве патриархи Евфимий и Македоний были низложены, более того в Тире в 518 году созван собор под председательством Севира Антиохийского, осудивший Халхидон. Политика Юстиниана в условиях внутренней раздробленности и Церкви, и Империи. Последней попыткой сохранения единства Церкви и Империи стало царствование Юстиниана (527 - 565). К этому времени Рим уже во власти варваров, и Константинополь, обратив политику и миссию на Восток, абсолютно спокойно воспринимает разрыв с западной столицей. Однако мечтой Юстиниана было восстановление Империи, внешнее (в 559 он захватывает Рим) и внутреннее (Кодекс Юстиниана – попытка переосмысления римского права), он завершает ту идею синтеза вселенской Империи и вселенской Церкви, которую предложил Константин Великий, и воспринимает себя как христианского императора. При нем окончательно оформляется союз Церкви и государства, где Церковь как бы душа, а государство – тело. Прохристианская политика Юстиниана: - против язычества: закрытие в 529 году Афинского Университета и основание Константинопольского христианского Университета. - объединение Церкви: примирение с Римом ценой признания в 518 году ценой осуждения Евфимия и Македония, - политика относительно монофизитов: сначала насаждение силой халхидонской веры и смена епископов (кроме Египта, так там просто бушевали пожары), потом с 531 под влиянием Феодоры политика компромиссов, разрешение монахам-монофизитам вернуться из ссылки. В 533 трехдневный богословский диспут 12 богословов, но все безрезультатно. Вскоре Феодора даже ставит константинопольского патриарха-монофизита, но в Константинополь приежает папа римский Агапит и ставит православного Мину. Юстиниан снова меняет курс в 536: в столицу запрещен въезд еретикам, Севир антиохийским – главный на тот момент вдохновитель монофизитов, осужден, в Египет даже послан православный епископ в неограниченными полномочиями. В ответ возникают паралленльные монофизитские церкви и епископаты (епископ Иоанн в Константинополе, Яков Барадай в Сирии рукопологают священников – монофизитов, копты и сирийцы получают свою Церковь – это первое разделение Церквей.). Зато отступление императора от православия на этом заканчивается. На пятом соборе будут осуждены три епископа, имевшие отношение к Несторию, в результате некоторая часть монофизитов вернется в Церковь. - за свою политику относительно подготовки и проведения 5 Вселенского собора Юстиниан был признан основателем цезаропапизма на Востоке (см. след. билет). - Юстиниан – создатель «симфонии». Идея симфонии. Союз между Церковью и государством получил название «симфонии». Но в этой, так называемой идее «симфонии» лучше всего выраженной Юстинианом в его знаменитой шестой новелле. «Есть два величайших блага, - пишет он, - дары милости Всевышнего людям - священство и царство (Sacerdotium et imperium). Каждое из этих благ, дарованных людям, установлено Богом, имеет свое собственное назначение. Священство ведает делами божественными, небесными. Царство - человеческими, земными. Но в то же время царство всемерно печется о хранении церковных догматов и чести священства. А священство вместе с царством направляет всю общественную жизнь по путям, угодным Богу. общества, другой реальности; иной по отношению к государству, хотя и не враждебной ему. Однако, как считает, например А.Шмеман, есть определенная внутренняя ложь, так как, с одной стороны «симфония» подразумевает, что император – слуга Божий и служитель Церкви, но с другой –в теории Юстиниана вообще нет места Церкви в том смысле, в каком ее понимали христиане первых веков. Церковь в принципе не принадлежит этому миру, поэтому, принимая крещение, человек становился как бы «гражданином» другого мира. 1) Первый этап изменения понимания роли Церкви: С полной христианизацией империи граница между христианской Империей и варварами и становится в сознании христианина границей между этим миром и Царствием Божьим, так, христианская Империя заменяет собой Царство Божие, священство заменяют собой Церковь, а государь заменяет собой государство. 2) Второй этап: Государь же в Риме – представитель Бога на земле (или просто Бог), даже несмотря на то, что императоры не имели священнического сана (имели только низший церковный сан, чтобы иметь право на вхождение в алтарь). Император становится во главе священства, во главе соборов (еще при Константине видны зачатки такого развития). Больше нет проблемы Церкви и государства, а есть проблема духовной и светской власти внутри государства. Вывод: «Симфония» - на первый взгляд идеальная форма христианского государства, но это слияние Церкви и государства, при котором государство становится целью земной жизни, а не средством, а государство только тогда христианское по сути, когда не претендует на человека полностью и не определяет всю его жизнь. Именно поэтому христианская политика Юстиниана приводит к подчинению Церкви государству. Отсюда расцвет монашества как попытка уйти от Империи. Юстиниан, кстати, основывает тысячи монастырей, чтобы монахи молились за Империю, так он простирает власть и над монашеством.
|