Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Борьба за инвеституру и Вормсский конкордат
Борьба за инвеституру. Проблема клюнийской реформы Римской Церкви и освобождения ее от власти светской власти ставила вопрос о юрисдикции над епископами: кто назначает, определяет их круг обязанностей – Папа или король? Короли и император считали, что епископы подотчетны мирским владыкам, потому юрисдикцией над ними владеет светская власть. Папа настаивал, что епископская служба носит духовный характер, поэтому и власть над ними имеет глава Церкви. Этот вопрос положил начало конфликту между папой Григорием VII и императором Священной Римской империи Генрихом IV (1050-1106), когда последний низложил Аттона, архиепископа Миланского, рукоположенного предшественником папы Григория, поставив вместо него антиреформистски настроенного Тедальда. Папа Григорий провел в 1075 году Лентенский собор, где было принято постановление о запреет светской инвеституры и отстранены некоторые германские епископы. Император Генрих IV в ответ на это созвал в Вормсе синод германских епископов, и те, встревоженные реформаторским рвением нового папы, объявили его узурпатором и потребовали, чтобы он отрекся от папского престола. В свою очередь Григорий ответил на это беспрецедентным шагом, объявив Генриха низложенным и освободив его подданных от каких-либо обязательств по отношению к императору. Германские вассалы Генриха воспользовались этим в качестве оправдания, чтобы свергнуть императора с престола. Генрих поспешил заключить с папой Григорием мир, для этого он приехал в Каноссу и три дня стоял босой и голодный перед папским дворцом. Мир был заключен. Однако последовал новый конфликт. Немецкие князья выдвинули нового императора – Рудольфа. Папа долго сохранял нейтралитет, но в 1080 поддержал князей и предал анафеме Генриха, на что Генрих, усиливший свою власть, убил Рудольфа и, дойдя с войском до Рима, поставил антипапу Климента 3. Григорий призвал южно-итальянских норманнов на помощь, но население возмутилось их грабительским набегам и изгнало Папу. С переменным успехом стороны вели борьбу до 1122. Вормсский конкордат. При преемниках Григория и Генриха — папе Каликсте II и императоре Генрихе V — вопрос о светских инвеститурах был, наконец, урегулирован Вормсским конкордатом 1122 г. Это компромиссное соглашение признавало двойственность положения епископов и оставляло за светским государем право облекать кандидата на епископскую кафедру знаками мирской власти (так как епископы выполняли и государственные функции по сбору армии, собиранию налогов и владели землей, они приносили королю присягу), а за церковным владыкой — наделять его знаками власти духовной (епископ получал перстень и посох от Папы). Это значило, что кандидаты в епископы должны быть приемлемы и для Папы, и для короля. Генрих 5 гарантировал свободные выборы, за что Папа Каллист позволил императору тоже принимать в них участие и урегулировать споры. Проблема инвеституры в других странах: В Англии еще ранее был заключен Лондонский конкордат (1107; он послужил прообразом Вормсского конкордата), за которым последовала длительная борьба архиепископа и королей. Во Франции проблема инвеститур никогда не выступала на первый план вследствие имевших здесь место сильных реформаторских тенденций и слабости светских правителей, что приводило к снижению роли епископов как мирских вассалов. Средневековые ереси (вальденсы, катары, павликиане, манихеи) и альбигойские войны (я писала учение у каждой ереси, но реально они почти везде одинаковые и заимствованные друг удруга) Появление средневековых ересей связано, во-первых, с упадком нравственности в Церкви, во-вторых, с растущим феодальным гнетом, в частности, Церкви. Все они были дуалистичны и выступали против десятины, богатства Церкви. Многие призвали к апостольскому нищенствующему виду жизни и стали предтечами нищенствующих орденов францисканцев и доминиканцев.
|