Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Предупреждение!
Когда вы будете читать об основах Западного общества, об основах Советского в частях первой и второй помните – описывается в этих частях именно идеал, к которым стремились или наоборот из которого вырастали данные общества. То как эти идеалы искажались, по каким направлениям они в результате развивались и вынуждены были изменяться, во что вылилось всё это – в третьей части. Часть первая. Оттенки тьмы Глава 1. Кое-что о стереотипах §1. Почему мы так часто «говорим на разных языках»? Когда пытаешься объяснить «непосвящённому» сложные проблемы или понятия, всегда сталкиваешься с проблемой понимания терминов. Разные люди понимают эти термины очень по-разному. Это разное понимание приводит к тому, что иногда обсуждающие какую-то проблему люди буквально говорят на разных языках. Поэтому сразу стоит договориться о терминах. Точнее о том, что под тем или иным термином понимать. (Так я буду поступать и далее – постараюсь избежать главной ошибки многих популяризаторов, которые употребляют как само собой разумеющиеся термины для большинства совершенно не известные, или плохо понятные.) Часто это самое разное понимание для большинства даже и не заметно. Ярким примером последнего является такое понятие как «культура». Уже здесь, при обсуждении понятия «культура» мы сталкиваемся со стереотипом, крайне далеко лежащим от реальности. Кстати и само понятие «стереотип», стоящее в заглавии, многие понимают так же весьма неадекватно, как и «культуру». Так что для понимания первого, надо бы сначала разобраться со вторым. Стереотип это, выражаясь «простым языком», чаще всего некое устоявшееся мнение, о конкретном явлении окружающей действительности – шаблон, для её восприятия и быстрого «понимания». Я последнее слово не зря поставил в кавычки. Будучи очень упрощённым, этот самый шаблон часто бывает очень далёк от действительности. И поэтому стереотип очень часто даёт не само понимание действительности, а очень яркую его имитацию – иллюзию понимания. Даёт заблуждение. То есть, по-другому, стереотип можно назвать: «очень распространённым мнением, далёким от реальности – очень распространённым заблуждением[13]». Именно поэтому, многие недобросовестные люди и организации очень активно стремятся создать у людей как можно больше этих самых «иллюзий понимания действительности» – стереотипов. Для того, чтобы потом, через эти стереотипы, успешно «рулить» тем, кто под влияние стереотипа попал. Но, к сожалению, многие стереотипы формируют люди у себя часто неосознанно, спонтанно. Из-за того, что просто очень плохо сами поняли то, что впоследствии становится стереотипом. Так же дело обстоит и с понятием «культура». Под культурой очень многие, причём вполне образованные люди понимают часто не то, что есть, а то, что из той же культуры только следует. Поясню на примере. Если кто-то говорит о наличии или отсутствии культуры у кого-то, то имеется в виду часто то, что «данный человек ходит или не ходит в театр, разбирается или не разбирается в тонкостях литературы умеет «правильно вести себя» в той или иной ситуации и т.д.». Но это лишь следствие! Это чисто житейское понимание культуры!
|