Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Сцены-виденияСтр 1 из 3Следующая ⇒
Санкт-Петербуржская Академия Театрального Искусства Факультет сценографии и театральной технологии. «Король Лир» Тадаши Судзуки «Пьеса без названия» Льва Додина Подготовила студентка 2 курса Данилова Татьяна. Преподаватель Асалханова М.В.
Г
«Король Лир» Тадаси Судзуки Весь мир — театр! " — сказал Шекспир. «Весь мир — лечебница!» — поправил его японский режиссер Тадаси Судзуки. И попытался доказать это, поставив во МХАТе с русскими артистами спектакль «Король Лир».
Король Лир Сцены-видения
На первый взгляд, «Король Лир» — спектакль крайне статичный. Тем не менее достаточно посмотреть на прямые, словно к доскам привязанные спины, на вроде бы мягко округлые, но закаменевшие руки, на пружинистый полуприсед, — и сразу понимаешь, почему Судзуки искал в своих избранниках прежде всего физическую выносливость. Из именитых мхатовских актеров проверку выдержал только Сергей Колесников — граф Глостер. Далее за ним по возрасту следует сам король Лир — изумительный Анатолий Белый. Сам режиссер родился в 1939 году в городе Симидзу (Япония). В 1966 году основал театр «Васеда Шо-Гекио» — самый известный японский авангардный коллектив, принесший славу японской культуре 60-х годов. «Иногда мою труппу называют воинственной. И это правильно. Потому что мы хотим изменить культурную ситуацию в Японии и в каком-то смысле — политическую. Мы бы хотели изменить и социальную систему и систему образования». В 1984 году труппа меняет название на «Театр Сузуки в Тоге». В отдаленном горном местечке — Тоге — Сузуки воплощает свой идеал театра, создавая студии, где преподает свой метод подготовки актера, и развивает новый стиль сценической игры, ведущий к предельной актерской концентрации. Сузуки не просто всемирно известный режиссер, но и выдающийся теоретик. Его метод призван использовать способность превращать биологическую энергию человека в выразительную силу.
Школа Судзуки поверх школы Станиславского – и вот на сцене МХТ царит неподражаемый сумасшедший дом. Тадаши Судзуки поставил " Короля Лира". Как и в шекспировском театре, в спектакле Судзуки заняты исключительно мужчины, преимущественно молодые, отобранные постановщиком в ходе двухэтапного кастинга, последний из которых проходил в Японии. Результат – полтора часа напряженного действия, способного свести с ума даже самого искушенного московского театрала. Во МХАТе он поставил Шекспира – " Короля Лира", сократив огромную пьесу до 1, 5 часов сценического времени. Причина – прежде всего в том, что актеры испытывают серьезные физические нагрузки, они должны быть максимально напряжены, и им было бы трудно выдержать в таком состоянии большой по длительности спектакль. Табаков пожелал Судзуки " ни пуха, ни пера", но справедливее было бы, если бы того же самого Судзуки пожелал Табакову, который, в общем, рискует больше. Худрук МХТ предложил в этом сезоне новую для нас практику, которая широко используется во всем мире. В главном национальном театре страны постановку осуществляет один из самых ярких и самобытных зарубежных режиссеров. Если в " Комеди Франсез" приглашают Фоменко, то во МХАТ – Судзуки, все логично. В результате – более необычного спектакля во мхатовской афише нет. И вряд ли в ближайшее время будет. Анатолий Белый, исполнитель роли Лира: " Спектакль рассчитан на тех, кто знает пьесу, знает, чем все закончится…" Для Судзуки есть вещи важные и не важные. Среди последних – военная ситуация, бытописание, побочные линии и второстепенные персонажи. А среди важных – агрессия, война, тема смерти, убийства и самоубийства. То, что " кругом враги", это и у Шекспира, и в самой самурайской культуре, в психологии островного государства заложено. Судзуки объясняет, что его " Король Лир" - это история об одиноком человеке, умирающем в психиатрической клинике, а шекспировский сюжет – это воспоминания больного. Актерам от этого не легче, они существуют и по законам метода Судзуки, а это сумасшедшие нагрузки, связанные с графической пластикой, и с особой подачей голоса, и еще играют в подтексте заданное безумие. Анатолию Белому приходится перешагнуть несколько десятков лет в роли Лира, а исполнителям ролей сестер – найти грань, чтобы условность, когда мужчина играет женщину, не превращалась в анекдот. Дмитрий Куличков, исполнитель роли Реганы: " Мы же не женщин играем, мы должны быть мужественны, хотя когда еще будет возможность сыграть Регану – с усами…" Всего полтора часа, а материала – для многочасовых дискуссий.
|