![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Морфологический разбор, его специфика, методика проведения.
Морфологический разбор. Его необходимо проводить по единой схеме, учащиеся должны знать ее наизусть; морфологический разбор предполагает конспективное изложение материала по всему разделу. Его эффективно применять на этапах повторения и контроля. Схемы и образцы морфологического разбора даны в школьных учебниках. Желательно, чтобы с изучением каждой новой ЧР предлагался и разбор слов, относящихся к ранее изученным ЧР. Такое повторение будет способствовать прочному закреплению знаний и умений учащихся по морфологии в целом. Морфологический разбор принято проводить по единой, принятой в школе и приводимой в учебнике схеме, охватывающей все основные грамматические признаки каждой ЧР. Например: Имя существительное: 1. ЧР. 2. Н.ф. имени существительного (Им.п. ед.ч.) 3. Постоянные признаки: а) собственное или нарицательное; б) одушевленное или неодушевленное; в) род; г) склонение. 4. Непостоянные признаки: а) падеж; б) число; Необходимо, чтобы ученик знал наизусть схему разбора и без подсказки или наводящих вопросов учителя мог свободно применять его. Знание подобных схем разбора вносит порядок и организованность в работу ученика. Иногда встречается необходимость, помимо грамматических признаков, указывать и некоторые другие стороны тех же явлений. Это может быть сделано в виде дополнительных вопросов или заданий ученику, производящему разбор. Сказанное относится к тем случаям, когда бывает необходимо выяснить: - значение разбираемого слова как ЧР (при глаголе это будет указание на действие, состояние, движение; при наречии – какой признак действия или обстоятельство, при котором протекает действие, обозначается им: место, время, причина; при сущ-м – что обозначает данное сущ-е: вещь, событие, явления и т.п.); - значение различных грамматических форм (основные значения времени), наклонений глагола; употребление одних наклонений в значении других и т.п.); - способ образования ЧР (например, глаголов, наречий, союзов); - случаи перехода одной ЧР в другую (прилагательных в сущ-е, причастий в прил-е и сущ-е и т.п.); - характер зависимости одного слова от другого (предложное и беспредложное управление и т.п.). Важно, чтобы при грамматическом разборе ученик мог ответить, почему он относит данное явление к тому, а не к иному грамматическому разряду. Такая мотивировка ясно обнаруживает и осмысленный подход ученика к разбору, и понимание им того, о чем идет речь. МР может быть полным и частичным. Желательно, чтобы при разборе попутно с изучением каждой новой ЧР предлагался бы и разбор слов, относящихся к ранее изученным ЧР. Такое повторение будет содействовать прочному закреплению знаний учащихся по морфологии в целом.
|