Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Значение, задачи и принципы работы по орфографии в школе.
Методика орфографии занимается описанием процесса формирования у учащихся орфографических умений и навыков. В ее становлении принимали участие учителя, ученые-методисты и лингвисты. Среди ученых-методистов: Серг.Ив.Абакумов, Над.Ник. Алгазина, Баранов; среди лингвистов: Вас.Алексеев.Богородицкий, Яков Карлович Грот, Дм.Ник.Ушаков. Работа по орфографии имеет большое практическое значение – формирует орфографическую грамотность. В школе ставится цель – сформировать относительную орфографическую грамотность. Задачи изучения орфографии: 1) познакомить учащихся с орфографическими понятиями и правилами, обусловленные программой; 2) сформировать орфографические умения и навыки; 3) научить писать слова с непроверяемыми орфограммами; 4) выработать потребность и умение пользоваться орфографическим словарем и справочниками; Принципы преподавания орфографии. В методике орфографии действуют общедидактические принципы и специальные. Специальные методические принципы делятся на общие и частные. Специальные общие принципы: - опора на связь изучения орфографии с изучением фонетики, словообразования, морфологии; - опора на познавательные признаки орфографии; Специальные частные принципы: - принцип сопоставления звуков слабой позиции со звуками в сильной позиции в определенной морфеме. Например, безударная гласная в корне слова. Раздел «Передача буквами фонемного состава слова в орфографии». - сопоставление звука и его фонетического окружения. Например, приставки на з и с. - сопоставление семантики слова и структуры слова, составление ЧР и члена предложения. Например, слитное, раздельное, дефисное написание. Раздел «Слитные, раздельные и дефисные написания». - сопоставление собственного и нарицательного имен. Раздел «Правописание прописных и строчных букв». - наблюдение над слоговым составом слова. Раздел «Правила о переносе слов». В школьных программах и учебниках нет отдельного раздела «Орфография», орфография представлена как материал, который вкраплен в другие разделы школьного курса (фонетику, словообразование, морфологию). В школьном курсе можно выделить 3 этапа в изучении: 1) подготовительный (начальные классы); 2) систематический (5-7 классы); 3) повторительный, обобщающий, систематизирующий (8-11 классы); Содержание работы по орфографии в школе. В содержание работы по орфографии на систематическом этапе входят: орфографические знания, орфографическое правило, орфографические умения и навыки. Орфографические знания складываются из орфографических фактов и понятий. Орфографический факт – отдельное языковое явление, правописание которого запоминается учеником непостредственно(например, корни к а с-к о с). Орфографическое понятие - это множество однородных фактов правописания. В совокупности понятия описывают систему правописания (например, орфограмма, орфографическая ошибка, орфографическое правило, познавательные признаки орфографии). Орфографическое правило – особая краткая инструкция, в которой перечислены условия выбора той или иной орфограммы. Выделяется 3 группы правил: - одновариантные – они предлагают для одной и той же фонетической и грамматической ситуации один определенный вариант написания; -двухвариантные – предлагается 2 варианта написания, выбор варианта определяется дополнительными признаками орфографии; -правила-рекомендации – предлагается способ проверки данной орфограммы; Например, правописание безударной гласной в корне слова. Основными компонентами процесса работы над орфографическими правилами являются: 1) раскрытие сущности правила – это означает выяснение следующих фактов: - написанием какой части слова, ЧР или грамматической формы управляет правило; - каковы условия выбора орфограммы; - каков опознавательный признак орфограммы; 2) работа над формулировкой правила; 3) усвоение нового правила – выполнение упражнения; Орфографические умения и навыки начали включаться в школьную программу с 1978г. В школе формируются следующие виды орфографических умений и навыков: - нахождение в словах орфограммы; - написание слов с изученными видами орфограммы; - обоснование орфограмм; - нахождение и исправление орфографических ошибок; Этапы формирования орфографических навыков: а) учебная ситуация порождает потребность проверить орфограмму, ученик ставит перед собой цель; б) поиск способа выполнения действия; в) обращение к алгоритму выполнения действия по правилу; г) выполнение действия по алгоритму; д) многократное действие выполнения по алгоритму; е) появление автоматизма безошибочного письма;
|