Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Значение, задачи и принципы работы по пунктуации в школе. Методы и приемы обучения пунктуации.
Научные основы методики пунктуации были заложены в 19 в. В трудах Ф.И.Буслаева и Я.К.Грота. Их продолжателями были А.М.Пешковский, Л.В.Щерба и др. В современном виде методика пунктуации сформировалась в 40-70-е годы 20 века в трудах Абакумова, Фирсова Г.П., Блинова Г.И. Значение заключается в том, что при изучении этого раздела учащиеся приобретают навык правильного оформления письменной речи. Конечная цель обучения пунктуации – сформировать у детей относительную пунктуационную грамотность. Задачи: 1) раскрыть для учащихся назначение пунктуации знаков препинания; 2) познакомить с пунктуационно-смысловым отрезком и его типами; 3) помочь усвоить пунктуационные правила, включенные в школьную программу; 4) выработать пунктуационные умения и навыки; 5) развить пунктуационную зоркость; 6) научить находить пунктуационные ошибки и исправлять их; 7) научить выразительному чтению текста с учетом использования в нем знаков препинания; Принципы изучения пунктуации: - связь обучения пунктуации с синтаксисом – обусловлен природой русской пунктуации, в основе которой лежит синтаксический принцип, знаки препинания служат для выделения синтаксического строя речи; Соблюдение этого принципа предполагает выработку у учащихся навыка постановки знаков препинания непосредственно в процессе письма; - связь обучения пунктуации с развитием речи и мышления – предполагает усвоение пунктуации с обязательным пониманием смысловых отношений в речи; - связь обучения пунктуации с выразительным чтением – осуществление этого принципа требует, чтобы при обучении пунктуации одновременно проводилась работа и над выразительным чтением; Пунктуация изучается в школе параллельно с синтаксисом. В изучении пунктуации выделяют 3 этапа: Первый этап – начальные классы. Даются элементарные понятия, перечень отдельных знаков препинания, некоторые пунктуационные правила. Второй этап – подготовительный – 5-7 классы. В 5 классе даются вводные сведения по пунктуации как простого, так и сложного предложения. В 7 классе учащимся сообщаются сведения о постановке знаков препинания при причастном и деепричастном оборотах, а также при одиночном причастии. Третий этап – систематический – 8-9 классы. В 8 классе ведется работа над пунктуацией простого предложения, в 9 классе – пунктуация сложного предложения. Методы и приемы обучения пунктуации: В знания по пунктуации входят пунктуационные понятия: 1. Пунктуационно-смысловой отрезок(ПСО)- он является основной единицей пунктуации. Эти отрезки делятся на 3 группы: - словные – равны слову. Например, сегодня, наверное(ПСО), будут давать стипендию. - словосочетательные – равны словосочетанию. Например, по словам старосты(ПСО), сегодня будут давать стипендию. - предложенческие – равны предложению. Например, ты, я думаю(ПСО), уже получил стипендию. Знакомство с ПСО лучше связать с изучением однородных членов предложения. Ознакомление с этим понятием целесообразно провести методом беседы. Изучение каждой пунктуационной нормы нужно начинать с выявления ПСО.
|