![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Государственное управление и регулирование энергетических рынков⇐ ПредыдущаяСтр 21 из 21
Традиционно капиталоемкие отрасли энергетического сектора широко использовали поддержку государства, при этом часть хозяйственной деятельности в энергетике является прерогативой естественных монополий и выступает в качестве необъемлемой составляющей процессов государственного регулирования. К сфере деятельности естественных монополий в энергетике относятся масштабные по своим вложениям, низкорентабельные и сложные в управлении виды деятельности, зачастую охватывающие систему обеспечения жизнедеятельности всего общества, как-то: энергетические коммуникации, транспортные и транзитные сети, магистральные линии электропередач, магистральные нефтепроводы и газопроводы высокого давления. Естественный монополизм в этих отраслях объективно обусловлен уникальным положением таких видов деятельности на территории отдельных государств, требующим бесперебойного функционирования в интересах обеспечения энергетической безопасности государства, сложностью и величиной организации финансирования, жесткого регулирования в целях стабильности и предсказуемости как для поставщиков, так и для потребителей энергетических ресурсов. На многих региональных рынках, особенно в Европе и Северо-Восточной Азии, к концу 20 века деятельность естественных монополий в энергетике являлась полностью или по большей части прерогативой государства, что в условиях растущей конкуренции на энергетических рынках привело к стагнации отраслевого развития, хронически высоким ценам на электроэнергию как на конечный продукт этих отраслей для всех потребителей, к резкому снижению инвестиционной активности и, вследствие этого, устареванию энергетического оборудования, не позволяющего повысить энергоотдачу и снизить себестоимость производимой электроэнергии. Государственные ресурсы, направляемые на развитие таких отраслей, не приносили ожидаемого эффекта и становились опасным бременем для национальных бюджетов отдельных государств. Приватизация отдельных секторов энергетики в различных странах не сняла полностью проблему повышения конкурентоспособности, а в условиях роста зависимости отраслей энергетики от импорта углеводородного сырья потребовала продолжения реформ в направлении снижения государственного контроля за теми секторами деятельности, где существует потенциал развития конкуренции и участия частного капитала при сохранении регулирующей функции государства в части сетевого распределения. Как отмечается в томе «Газовая промышленность России» тематического блока «Энергетическая безопасность» серии «Безопасность России. Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты», для процесса реформ, проводимых в различных странах, характерны следующие особенности: • усиление конкуренции; • изменение степени вертикальной и горизонтальной интеграции; • приватизация предприятий коммунальных услуг и укрепление роли частного сектора; • изменение подходов к регулированию. Наблюдаемые во всем мире тенденции реформирования и либерализации энергетического сектора включают дерегулирование, демонополизацию и усиление конкуренции (рис. 6.1). В различных странах реформы начинались с разных уровней развития экономики и достигли различной степени реализации основных направлений реформирования. В Северной Америке процесс реформирования энергетического сектора был начат в 80-е годы 20 века, при этом в газовой отрасли, находящейся, в основном, в частном владении, одним из первых шагов было предоставление доступа третьей стороны к системам трубопроводов между штатами. Затем было введено регулирование в целях разделения функций транспорта и сбыта газа. Регулирование стоимости услуг трубопроводного транспорта и электроэнергетических компаний определялось на основе «издержки» плюс нормируемая рентабельность. Предоставление доступа к линиям электропередач и трубопроводам заложило основу для конкуренции на оптовых рынках. В дальнейшем небольшие потребители также получили возможность выбирать себе поставщиков.
|