Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Может ли помочь психология?
В последние годы с целью повышения эффективности душепопечения многие руководители церкви обращаются к помощи психологов и других специалистов из области охраны психического здоровья. Психология является весьма сложной наукой, исследующей поведение животных и человека. Университетский студент, проходящий вводный курс по общей психологии, часто сталкивается с массой статистических данных, специальных терминов и «научных данных» о множестве несущественных, по всей видимости, предметов. Семинарские курсы по пастырскому душепопечению являются более «человекоцентрированными» и насущными, однако и здесь студент (а временами и его преподаватель) может запутаться в лабиринте бесплодных теорий и методов, столкнувшись один на один со страждущим, сокрушенным человеком. Вот что побуждает некоторых авторов отрицать психологию, а заодно и душепопечение, и делать вывод, что христианин, служащий людям, не нуждается ни в чем, кроме Библии. «Подлинное христианство никак не сочетается с психологией», — заявляет один из новых авторов[35]. «Бог и Слово Божье — вот достаточное основание для душевного здоровья, — пишет другой. — Библия — это сосуд бесценного бальзама, способного исцелить все душевные болезни неорганического происхождения»[36]. Джей Адамс заявляет, что психиатры (и, по–видимому, психологи) посягнули на права проповедников и взялись за страшное дело, пытаясь нечестивым образом влиять на поведение и духовные ценности народа. Обращаясь к пасторам, Адамс заявляет, что, «внимательно исследуя Слово Божье и изучая библейские принципы описания людей, которым ты помогаешь… можно узнать и испытать все необходимое, чтобы стать высококлассным и убежденным христианским душепопечителем без психологического образования»[37]. Совершенно очевидно, что новые авторы не питают никаких надежд на то, что психология и родственные ей области науки когда–нибудь пригодятся христианскому душепопечителю. В дальнейшем на страницах этой книги вы будете часто встречаться со ссылками на Библию. Слово Божье является целебным бальзамом при душевных расстройствах. Слово Божье обращается к людям и сегодня. Слово Божье исполнено глубокого смысла и непреходящего значения в деле душепопечения; оно удовлетворяет насущные потребности подопечных в ситуации душепопечения. Однако нигде не говорится, что Библия является руководством по душепопечению. Слово Божье затрагивает темы одиночества, уныния, семейно–брачных отношений, горя, гнева, страха и множества других ситуаций душепопечения, но это вовсе не означает, что оно является единственным откровением Божьим в плане душепопечения. В сфере медицины, образования и других «человекоцентрированных» сферах Бог даровал нам возможность с помощью науки и академических исследований познать многое о Своем творении. Зачем же тогда выделять психологию как единственную сферу, якобы неспособную содействовать душепопечению? Научной психологии как особой области исследований от роду чуть больше ста лет. В XIX веке, по воле Божьей, психологам удалось разработать объективные методы исследования человеческого поведения и начать издание профессиональных журналов, чтобы распространять эти открытия. По мере того как люди (а таковых было, возможно, сотни тысяч) обращались за помощью к профессиональным душепопечителям, они познавали, чем живут люди, что придает им силы и как они могут измениться. Конечно, наши знания далеки от совершенства и не свободны от ошибок, но каждое кропотливо проведенное психологическое исследование и анализ научных данных постепенно вносил и вносит свою лепту в анализ объективных результатов, которые, как известно, помогают подопечным и людям, желающим стать мудрыми душепопечителями. Даже те, кто не приемлет психологии, часто пользуются психологической терминологией и ее методиками. Работы социологов упоминаются в последующих главах часто, потому что всякая истина исходит от Бога, в том числе истина о людях, сотворенных Богом. Он явил эту истину через Библию, записанное Слово Божье, обращенное к людям, но Он также позволил нам постигать истину опытным путем и с помощью методов научного исследования. Всякое открытие должно соответствовать библейским критериям и проходить проверку истиной, явленной в Библии. Но мы ограничиваем действенность своего душепопечения, когда утверждаем, что открытия, совершенные научной психологией, никак не содействуют пониманию и решению человеческих проблем. Мы поступаем против совести, когда публично отвергаем психологию, а сами, тем не менее, используем ее терминологический аппарат. Допустим, психология способна существенно помочь христианскому душепопечителю[38]. Как тогда разобраться в теориях, методах, методиках и специальных терминах, чтобы обрести точные и глубокие познания, которые могут быть действительно полезными? Ответ заключается в том, что надлежит найти образец — человека или людей, преданных последователей Иисуса Христа, знакомых с литературой по психологии и душепопечению, обученных делу душепопечения и научно–исследовательским методам (с тем, чтобы оценивать научную точность психологических заключений) и доказавших свою дееспособность в роли душепопечителей. Самое важное требование состоит в том, чтобы эти люди с добрым сердцем и чистой душой, во–первых, принимали записанное Слово Божье, которому одному и должно соответствовать всякое эффективное душепопечение, и, во–вторых, использовали богодухновенность и авторитет Писания в качестве критериев, которыми должна проверяться всякая психология. Данное Пособие подготовлено именно такими людьми; оно может помочь христианским душепопечителям исполнять весьма ответственную задачу служения ближним. Это Пособие — не «поваренная» книга с неизменными, надежными рецептами для «выпечки» мастеров душепопечения. Человек — существо сложное. Он не всегда и не при всех обстоятельствах может изменяться, даже и при поддержке самого опытного душепопечителя. У всякого душепопечителя бывают неудачи, порой из–за его несостоятельности, ложных восприятий или ошибок; но чаще всего потому, что сам подопечный не может или не желает изменяться. И все же улучшение наверняка наступит, если душепопечитель достигнет определенной меры понимания проблемы страждущих людей и хотя бы отчасти познает, какого рода вмешательство требуется при тех или иных обстоятельствах. Последующие главы написаны с целью помочь ему в этом и обеспечить его определенным объемом необходимых знаний. Однако перед началом анализа мы, душепопечители, должны приглядеться к самим себе. Что побуждает нас помогать ближнему? Знаем ли мы, что нас ждет в деле душепопечения? И почему в действительности столько душепопечителей сгибается под бременем служения? К обсуждению этих вопросов мы обратимся в следующей главе.
Библиография
Benner, David G. Psychotherapy and the Spiritual Quest. Grand Rapids, Mich.: Baker, 1988. Bridges, Jerry. True Fellowship. Colorado Springs: NavPress, 1985. Collins, Gary R. Can You Trust Psychology? Downers Grove, 111.: InterVarsity, 1988. Getz, Gene A. Building Up One Another. Wheaton, 111.: Victor Books, 1976. Kirwin, William T. Biblical Concepts for Christian Counseling. Grand Rapids, Mich.: Baker, 1984. Miller, William R., and Kathleen A. Jackson. Practical Psychology for Pastors. Englewood Cliffs, N. J.: Prentice–Hall, 1985. Trueblood, Elton. The Incendiary Fellowship. New York: Harper & amp; Row, 1967.
|