Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Причины вины






 

Как мы видели, объективная вина возникает в том случае, когда мы нарушаем юридические, богословские, личные и/или социальные законы и моральные стандарты. Очень редко к душепопечителю идут только по причине объективной вины. Чаще всего человек попадается и боится наказания или человек переживает чувство субъективной вины.

Почему люди испытывают чувство вины? На то имеется несколько причин.

1. Опыт прошлого и нереальные ожидания. Критерии добра и зла, представление о том, что истинно и что нет, что прекрасно и что нет, обычно прививаются в детстве[431]. По мере развития интеллектуальных и логических способностей дети познают стандарты своих родителей и ближних. Каждый ребенок начинает видеть разницу между правильным и неправильным поведением и вскоре осознает наказания или другие реакции, которые следуют в случае неповиновения.

В некоторых домах стандарты настолько жестки и высоки, что ребенку почти никогда не удается соответствовать им. Любой похвалы или ободрения бывает мало (если вообще бывает), поскольку родителей никогда не удовлетворить. Вместо этого ребенка обвиняют, порицают, критикуют и наказывают так часто, что он начинает ощущать себя хроническим неудачником. В результате у него появляется чувство самообвинения, самокритики, чувство неполноценности и упорное чувство вины, и все потому, что ребенку предъявили стандарты, соответствовать которым невозможно. Чаще всего так поступают родители из числа церковных руководителей, которые считают, что люди могут полностью освободиться от греха[432]. Если молодой человек решится восстать против такого воспитания, это может обернуться новым, дополнительным чувством вины, возникшим из–за родителей или других, осуждающих и порицающих, но не прилагающих никаких усилий к тому, чтобы понять молодого человека и оказать ему реальную помощь.

Подрастая, дети обычно перенимают стандарты своих родителей и религиозных руководителей. Когда эти стандарты излишне жестки, молодые люди ожидают собственного совершенства, формируют стандарты, соответствовать которым им никогда не удастся, и начинают осознавать свою виновность и обвинять себя, после чего следуют неизбежные поражения и неудачи. Осознание вины — это способ самонаказания и побуждения к совершенству. Некоторые трудоголики, например, действуют под влиянием сильнейшего чувства вины. Опыт прошлого заставляет этих людей бояться, что они не выполнят установленные нормы или не «наверстают потерянного времени». В результате они работают еще больше, пытаясь сделать больше. Возможно, неосознанно они уповают на то, что такое отношение к труду спасет их от чувства вины.

Наилучшим решением в такой ситуации было бы принятие реалистических стандартов. Бог ожидает, что мы, несмотря ни на что, продолжим путь достижения христианской зрелости[433]. Он отклоняет грех и неповиновение, Он послал Своего Сына, чтобы мы имели прощение и жизнь в избытке. Воистину, Он не хочет, чтобы мы занимались самобичеванием и постоянно испытывали чувство вины. Это не имеет под собой никакой библейской основы.

2. Чувство неполноценности и социальное давление. Трудно понять, что первично: чувство неполноценности или чувство вины. В классическом труде Поля Турнье «Вина и благодать» первая глава названа так: «Чувство неполноценности и вины». Он, как и более поздние авторы, говорит[434], что не бывает четкой границы между виной и чувством неполноценности, поскольку «всякая неполноценность переживается как вина»[435].

Почему люди испытывают чувство неполноценности? Более полно этот вопрос обсуждается в главе 21, здесь же укажем на то, что наше самовосприятие в существенной мере подвержено влиянию оценок наших близких. «В повседневной жизни мы неосознанно усваиваем этот нездоровый дух взаимной критики, и не по собственной воле вовлекаемся в порочный круг: каждое порицание порождает чувство вины как в самом критикующем, так и в критикуемом им человеке, затем каждый пытается избавиться от своего чувства вины, порицая других людей и оправдывая себя… Итак, социальное давление бесчисленное количество раз порождает чувство вины»[436].

3. Развитие порочной совести. Само слово «совесть» не встречается в Ветхом Завете, и, хотя оно используется 30 раз авторами Нового Завета, нигде нет четкого его определения[437]. Павел писал, что совесть строится на универсальном, богоданном нравственном законе, дела которого «написаны» в сердцах людей[438], и, по всей видимости, заложена в нас Богом еще до того, как мы помыслили о добре и зле. Но совесть может оказаться «сожженной», притупившейся, нечувствительной к добру, постоянно внимающей греховным делам, отступившей от библейского учения ради учений бесовских[439]. Совесть бывает немощной, и она же бывает укрепленной[440]. Несомненно, совесть подвержена действию учения и действиям ближних[441].

Начиная с Фрейда, психологи и психиатры стояли на том, что совесть формируется в начале жизни посредством запретов и ожиданий со стороны родителей. Ребенок учится действовать, стремясь услышать похвалу и избежать наказания.

На раннем этапе жизни дитя также испытывает чувство вины. Если родители показывают хороший пример того, чему они хотят научить ребенка, если он может рассчитывать в родном доме на эмоциональное тепло, предсказуемость и безопасность и если здесь большее значение придают одобрению и ободрению, а меньшее — наказанию и порицанию, тогда дитя познает, что значит быть принятым и прощенным. Напротив, если родители не соответствуют собственным стандартам или если нравственное воспитание ограничивается карательными мерами, критикой, запугиванием и необоснованными требованиями, ребенок становится раздражительным, жестоким, циничным и непрерывно ощущает чувство вины. Придет время, когда он восстанет против родительского учения и примет альтернативное, исходящие от сверстников.

Независимо от своих личных и социальных обстоятельств, большинство детей в конечном счете подвергают сомнению установки родителей, церковных руководителей и даже сверстников. Взрослея, дети постепенно вырабатывают собственные взгляды на добро и зло. Это не значит, что они полностью отбрасывают родительские наставления; большинство родителей передают детям нравственные ценности семьи и общества. Думающие молодые люди анализируют все, чему их учили родители, церковь и сверстники, чтобы в конце концов принять собственные ценности. Согласно психологу Ларсу Гранбергу, «христианская совесть в дальнейшем нуждается в должном наставлении в библейском учении. Обучение должно проходить в открытой и отзывчивой атмосфере исследования, которая способствует честному выражению мнений и вдумчивой оценке совести. Молодые люди также нуждаются в добром примере взрослых, которым можно подражать в процессе формирования личности, чтобы понять, что такое прощение и должный плод покаяния, и не попасть в сети собственной вины»[442].

Многие люди не достигают этого идеала. Наученные правильно размышлять о добре и зле, убежденные в собственном несовершенстве и неполноценности, боящиеся неудач или наказаний и неосведомленные о полноте Божьего прощения, эти люди постоянно чувствуют себя виновными. Это чувство вины возникает не ради печали Бога или из–за нарушения закона. Оно является следствием страха наказания, изоляции или низкой самооценки. Чтобы чувствовать себя увереннее, такие люди часто проявляют жестокость, критикуют ближних, бывают неумолимы, боятся принимать нравственные решения, проявляют властность и склонны демонстрировать свое нравственное превосходство. С ними трудно как дома, так и в церкви, но именно потому, что эти люди так часто сердятся и терпят крушения, они нуждаются в понимании и помощи, а не в критике.

4. Сверхъестественные влияния. Перед грехопадением Адам и Ева явно не обладали совестью, не имели никакого познания о добре и зле и никакого смысла не видели в вине[443]. Однако тотчас после акта непослушания они познали, что сотворили зло, и пытались скрыться от Бога[444]. Объективная богословская виновность и субъективная виновность стали частью Божьего творения.

Как показано в Библии, стандарты Божьи высоки, и люди заблуждаются, когда думают, что могут прожить без греха[445]. Осознание объективной виновности, стало быть, может происходить из побуждений Святого Духа, Который «обличает людей о грехе»[446]. Это сверхъестественное духовное осознание совершается для нашего очищения и возрастания.

Сатана тоже пытается вмешаться в наше существование, как перед совершением греха, так и после. Мы знаем, что он будет искушать нас и пытаться заставить преткнуться. Библия говорит, что он клевещет на последователей Божьих, по крайней мере пред Господом[447]. Адам и Ева не познали бы вины, если бы сатана оставил их в покое, и, по всей видимости, сегодня именно он ответствен за множество наших чувств вины. Возможно, именно сатана побуждает верующих испытывать чувство вины и думать, что наши преступления нельзя простить. Он держит нас в этом состоянии, даже когда мы не делаем ничего злого или когда мы уже прощены Богом за предыдущее непослушание.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал