Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Воспитание детей и помощь родителям
Учителя называли Кевина беспокойным ребенком, родители — трудным. Сверстники давали ему разные обидные прозвища. Соседи считали его испорченным и иногда вызывали полицию. Хотя Кевину было только тринадцать, он мог ругаться как извозчик. И вреда окружающим Кевин причинил уже больше, чем все остальные дети в округе вместе взятые. Он никогда не ладил с родителями, конфликтовал с учителями и не уживался со сверстниками. У него было три сестры, которые ненавидели его, а его присутствие в воскресной школе постоянно разделяло класс. О проделках Кевина в округе все хорошо знали. С помощью краскораспылителя он исписал непристойностями стену местного магазина самообслуживания. Дважды его уличали в магазинных кражах и однажды заподозрили в поджоге соседского гаража, хотя его вина так и не была доказана. Пытаясь перевоспитать сына, родители отправили его на год в школу–интернат. Дисциплина там была строгой, и Кевин, казалось, хорошо приспособился к тамошним порядкам, но, вернувшись домой, отбился от рук еще больше. В школе его дело обсуждали в комиссии по делам несовершеннолетних. Семейный врач лечил его транквилизаторами. Родители консультировались. Кевин ходил к особому душепопечителю. В конце концов никто в семействе не остался в стороне. Проблема усугублялась тем, что родители Кевина занимали высокое положение. Отец был преуспевающим гинекологом, а мать участвовала в политической жизни их округа. Оба были активными членами церковной общины. Душепопечитель Кевина решил проверить, не пренебрегают ли родители своим сыном; не является ли его поведение попыткой найти любовь и привлечь к себе внимание занятых родителей. Выяснилось, что Кевину уделяли много внимания, но, несмотря на это, он вел себя по–прежнему. Подросток, казалось, испытывал искреннее огорчение от своего поведения и часто обещал исправиться, но сделать этого, по всей видимости, был не в состоянии. Некоторые в церкви, решив, что Кевин, скорее всего, одержим злым духом, встречались с пастором по вопросу о возможности экзорцизма. Как–то бабушке Кевина попалась на глаза статья о метаболических болезнях*[480], которые иногда приводят к гиперактивному поведению детей**[481]. Родители были совершенно растеряны и не проявляли большого интереса к новым теориям, трактующим поведение их сына. Втайне отец Кевина полагал, что сын у него станет малолетним преступником и, наверное, проведет остаток жизни в тюрьме. Тем не менее по настоятельной просьбе бабушки Кевина привели в известную поликлинику и показали специалисту по метаболическим болезням. Врач назначил мальчику соответствующий курс лечения в виде особой диеты и медикаментозной терапии, в результате чего обмен веществ в организме Кевина со временем нормализовался. Перемена в поведении этого подростка была радикальной. Некоторое время Кевин и другие члены его семьи еще консультировались у специалистов, но вскоре он вернулся в школу, где старался наверстать упущенное в учебе. Проблемы с его поведением в значительной степени исчезли, и все были довольны, включая соседей и полицию.
***
В ожидании первого ребенка молодая пара прочитала горы книг по воспитанию детей и даже консультировалась по переписке с известным психологом. «Все эти книги следует кропотливо изучить, — ответил психолог, — после чего выбросить и сделать то, что вам хотелось бы сделать прежде всего»[482]. Наверное, это хороший совет. Премудрый Бог счел нужным возложить заботу о молодом поколении на взрослых (в том числе и некоторых весьма незрелых), которые, имея мало опыта в воспитании детей или вообще не имея такового, сталкиваются в этой области с большим числом проблем и еще большим, быть может, числом книг по воспитанию детей. Есть матери и отцы, которые «проглатывают» подобные книги и даже переписываются с их авторами, чтобы быть лучшими родителями. Другие пренебрегают этими советами и пытаются поступать в соответствии со своим «естеством». Разумнее, возможно, было бы взять определенную информацию и все полезное, внушающее доверие, из подобных книг и из опыта других родителей, а затем стараться с Божьей помощью делать все, что наставит ребенка на тот путь, по которому ему предстоит идти. Иногда христианский душепопечитель работает непосредственно с детьми, однако чаще основной упор делается на душепопечение родителей. За этим стоит ободрение, поддержка родителей, совет и объяснение и другого рода косвенная помощь ребенку. При таком душепопечении во внимание берется тот факт, что родители могут влиять на детей глубже, чем любой душепопечитель. Душепопечение родителей предполагает совместное действие родителей и душепопечителя, заинтересованных в благополучии и развитии ребенка[483]. Буквально тысячи книг посвящены детям и их воспитанию. Фрейд, Эриксон, Пиаже, Фаулер, Драйкурс, Гезелл, Спок и многие другие выдвигали различные теории развития психики ребенка. Такие христианские писатели, как Джеймс Добсон, Кевин Леман, Грейс Кеттерман и Росс Кэмпбелл, наряду со многими авторами и руководителями семинаров*[484], оказывали и оказывают консультативную помощь родителям по вопросам воспитания детей[485]. Из множества исследований в этой области одни были посвящены изучению способностей и различных аспектов развития**[486]подрастающих детей, другие — соматическим функциональным нарушениям, задержке развития и детским болезням. Наряду с педиатрией, известной медицинской специальностью, развивались детская психиатрия, детская психология и связанные с ними специальности. Несомненно, упомянуть литературу, которая накопилась в этой области, в рамках одной главы не представляется возможным, однако некоторые общие принципы, полезные христианскому душепопечителю, определить можно.
|