Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Библия и жестокое обращение
Можно доказать, что значительная часть Библии свидетельствует о насилии. В библейских исторических отчетах часто упоминаются убийства, войны и кровь мучеников. Нередко насилие происходит вследствие греховных действий непокорных людей, чья жизнь была растленной в очах Божьих[1009]. Жестокость также происходила вследствие войн, которые Бог допускал для возмездия грешников и восстановления законности. Когда в Книге Притчей Соломоновых[1010]говорится о «розге и обличении», то имеется в виду поддержание дисциплины, цель которой состоит в том, чтобы избавить дитя от глупости, удержать от саморазрушительного поведения, поскольку розга и обличение «дают мудрость» и обеспечивают мир и добрые взаимоотношения в семье[1011]. Нигде в Библии жестокое обращение с детьми, супружеской парой и стариками, а также сексуальное насилие, не санкционируются и не одобряются. Наоборот, здесь подчеркивается (особенно в Новом Завете) праведность непротивления злу насилием. Иисус осудил не только убийство, но и гнев по отношению к ближнему[1012]. «Не судите», — читаем мы в Нагорной проповеди, иначе так же судимы будем в отношении собственных пороков и немощи[1013]. В Послании к Колоссянам мужьям вменяется любить своих жен и не быть с ними суровыми[1014]. Отцам указано не раздражать своих детей, «дабы они не унывали»[1015]. Господам вменено оказывать рабам «должное и справедливое»[1016]. Ни слова не сказано о жестком обращении с рабами. Верующим вменяется следующее: «Всякое раздражение и ярость, и гнев и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас». Более того, сказано: «Будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас»[1017]. Между верующими должно быть так: «…блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым; также сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны вам, а напротив благодарение»[1018]. В Первом послании к Тимофею апостола Павла и в Послании Иакова мы читаем о том, как важно обращаться с пожилыми родственниками и другими стариками бережно и заботливо. Жестокого и пренебрежительного обращения среди верующих не должно быть[1019]. Все эти примеры описывают Божественные идеалы. Они ясно свидетельствуют о том, что Бог противится жестокости. Также и Его народ должен противиться, хотя многие не хотят прислушиваться к этим повелениям. Что говорит Библия о жертвах насилия? Иисус вменяет нам любить врагов наших и молиться за наших гонителей. «Не противься злому, — говорит Он. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую». Нам сказано прощать людям их прегрешения против нас и не заботиться ни о чем[1020]. На основании данных повелений Иисуса некоторые христианские душепопечители советуют жертвам проявлять покорность, терпеть нескончаемые побои, травлю и другого рода насилие. Несомненно, однако, что Писание не запрещает нам пользоваться самозащитой и не призывает нас к пассивности, когда наши дети или пожилые родители подвергаются насилию со стороны членов семьи. Комментируя текст Мф. 5: 38–43, Уильям Баркли пишет, что «снова и снова жизнь будет наносить нам оскорбления, большие и малые; вот почему Иисус и говорит здесь, что воистину верующий в Него научен не возмущаться никаким оскорблением и ни в каком оскорблении не искать отмщения»[1021]. С Божьей помощью со временем люди могут научиться любить своих гонителей, молиться за своих врагов, прощать своим обидчикам и доверять Богу созидание внутреннего мира среди жизненных затруднений. Однако все это не значит, что жертвы и их душепопечители не должны принимать мер, способных предупредить дальнейшую жестокость, защитить жертвы от насилия и претворять в жизнь идеалы непротивления злу насилием, которым Священное Писание, несомненно, учит.
|