Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Заключительные замечания. Еще накануне Второй мировой войны Поль Турнье, известный швейцарский врач, первым предложил концепцию холистической медицины
Еще накануне Второй мировой войны Поль Турнье, известный швейцарский врач, первым предложил концепцию холистической медицины. Когда человек заболевает, считал Турнье, это влияет на все его существо — физическое, психологическое и духовное. Иисус проявлял подобную заботу о целостной личности, когда удовлетворял духовные потребности, выражая одновременно и великую озабоченность страданиями человека, социальными условиями, душевной борьбой и физическими болезнями. Мы, Его последователи, должны иметь подобное сострадательное беспокойство к человеку в целом. Разъединять физическое, психологическое, социальное и духовное в человеке — значит противоречить Библии, да это и невозможно. Кроме того, это препятствует эффективному душепопечению больных и их близких.
Библиография
Bittner, Vernon J. Make Your Illness Count. Minneapolis: Augsburg, 1976♦. Ecker, Richard E. Staying Well. Downers Grove, 111.: InterVarsity, 1984♦. Gatchel, Robert J., and Andrew Baum, eds. An Introduction to Health Psychology. Reading, Mass.: Addison–Wesley, 1983. Graham, Billy. Facing Death and the Life After. Waco, Tex.: Word, 1987♦. Koop, Ruth. When Someone You Love Is Dying. Grand Rapids, Mich.: Zondervan, 1980♦. Kubler–Ross, Elisabeth. On Death and Dying. New York: Macmillan, 1969. Lawrence, Roy. Christian Healing Rediscovered. Downers Grove, 111.: InterVarsity, 1980. Nichols, Keith A Psychological Care in Physical Illness. Philadelphia: Charles Press, 1984. Yancey, Philip. Where Is God When It Hurts? Grand Rapids, Mich.: Zondervan, 1977♦. ♦ Книги, отмеченные ромбом, рекомендуются для чтения подопечным.
Глава 23. Горе
Милдред и Хелен — вдовы. Они живут по соседству, посещают одну и ту же церковь, и разница в их возрасте составляет всего четыре года. У обеих мужья умерли в прошлом году. У мужа Милдред был рак. Эту болезнь у него признали за год до смерти и, несмотря на операцию и наилучшее лечение, его состояние со временем неуклонно ухудшалось. Милдред посвятила себя заботе о человеке, женой которого была более сорока лет. Когда его положили в больницу, она посещала его каждый день. После выписки она нежно заботилась о нем до конца, несмотря на то что была истощена. Он не мог самостоятельно питаться и встать с постели, чтобы оправиться. Неохотно и только по настоянию детей и доктора она, наконец, согласилась вернуть мужа в больницу, где он и провел последние дни жизни. В последние несколько месяцев супружеская чета открыто и часто говорила о смерти, о небесах, о своей совместной жизни, о том, что вызывало у них сожаление, а также об общих приятных воспоминаниях. Они говорили даже о предстоящих похоронах и о том, как Милдред будет жить в одиночестве. Хелен и ее муж подобных бесед никогда не вели. Все случилось неожиданно, в ресторане, через несколько недель после его окончательного увольнения со службы в своей компании. Он вдруг упал. Когда мужа доставили в местную больницу, он умер. Обширный инфаркт миокарда унес его из жизни и вверг Хелен в одиночество и отчаяние. Несколько месяцев спустя эти две христианки по–прежнему горюют, но со своим горем они справляются по–разному. Милдред, по всей видимости, постепенно приходит в себя и привыкает жить как вдова. Хелен ведет уединенный образ жизни. Она отказывается выходить на улицу, зачастую не подходит к телефону и не хочет видеть даже внуков, которых раньше любила до безумия. Хелен много плачет, проводит все время, жалея себя, постоянно возвращается в мыслях к той роковой поездке во Флориду и задается вопросом, что еще она и медработники могли бы сделать ради спасения жизни ее мужа. Хелен продолжает говорить самой себе и любому, выразившему желание слушать, что теперь ее жизнь утратила смысл, раз и навсегда. Когда их мужья были живы, Милдред и Хелен считались хорошими подругами и часто после церкви не упускали возможности поболтать о всякой всячине. Теперь же, когда обе вдовы оплакивают смерть мужей, жизнь их течет по–разному. Каждая пытается совладать с горем по–своему.
***
Несчастья, пишет Билли Грэм, неизбежны, ведь это нечто такое, что когда–то придется испытать в жизни большинству из нас. «Когда смерть разлучает нас с любимыми, мы начинаем думать, что никто не страдал так, как страдаем мы. Но несчастья не знают исключений». Однако то, как мы справляемся с горем, и в самом деле является неповторимым и личностным[1173]. Хотя люди пребывали во власти горя век за веком, кропотливое исследование тяжелых утрат, потери родственников, лишений началось лишь относительно недавно. Например, Фрейд издал в 1917 г. одно из наиболее скрупулезных исследований, посвященных скорбным переживаниям[1174]. Почти тридцать лет спустя Эрих Линдеманн, профессор из Гарварда, написал вызвавшую весьма благосклонные отзывы работу, основанную на 101 интервью с людьми, скорбящими по поводу личных утрат[1175]. Вскоре на эту тему стало появляться множество книг и статей. Среди наиболее известных назовем книгу «О смерти и умирании», написанную ранее неизвестным психиатром из Чикаго по имени Элизабет Кублер–Росс[1176]. Вероятно, больше, чем любая другая публикация, эта книга способствовала развитию нового направления в литературе и медицине, известного под названием «танатология», — отрасли знания, имеющей отношение к смерти и безутешной душевной скорби[1177]. Горе (душевная скорбь или глубокая печаль) представляет собой нормальную реакцию на смерть близких людей или потерю возможностей. Такое переживание лишений и тревог может проявляться в поведении, чувствах, мыслях, физиологических реакциях, межличностных отношениях и состоянии духа. Любая утрата может приносить печаль: развод, увольнение со службы, ампутация конечности, отъезд ребенка в колледж или пастора в другую церковь, переезд от добрых соседей, продажа автомобиля, потеря дома или высоко оцениваемого владения, кончина домашнего животного или растения, проигрыш в соревновании или спортивной игре, недомогание и даже утрата молодости, доверия и уважения. Иногда желанные и долгожданные события (к примеру, переход на лучшую работу, переезд в иную местность или окончание колледжа) могут обернуться горем (смешанным со счастьем), поскольку дорогие воспоминания или высоко ценимые связи при этом утрачиваются, оставаясь в прошлом. Сомнения, утрата веры, живой одухотворенности или поиски смысла жизни — все это может породить глубокую печаль и внутреннее опустошение, которые указывают на развитие душевной скорби. Очевидно, что всякий раз, утрачивая либо лишаясь части своей жизни, мы переживаем горе. И все же, дискуссии о горе большей частью касаются утрат, связанных со смертью возлюбленных и дорогих близких. Переносить такое несчастье всегда трудно. Можно постараться смягчить эту травму, наряжая труп, окружая тело цветами или освещая мягким, рассеянным светом, и употребляя слова типа «скончавшийся» или «почивший» вместо «покойный», но нельзя сделать смерть чем–то прекрасным. Будучи христианами, мы утешаемся уверенностью в воскресении, но это утешение не может заполнить внутреннюю пустоту и удалить страдания, когда мы вынужденно расстаемся с теми, кого любим. Сталкиваясь со смертью, мы оказываемся в непреложной, необратимой ситуации, которую не можем изменить по нашему желанию. Мы знаем, что «поглощена смерть победою»[1178], но потеря возлюбленного может оказаться губительной, а горе — непреодолимым. Несмотря на то что, в конце концов, каждый из нас умрет[1179], большинству никуда не уйти от горя, по крайней мере, время от времени. Горе, вызванное смертью, является для душепопечителей трудным, но благодарным вызовом помочь людям совладать со смертью.
|