Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Производство автотранспортных средств, их частей, принадлежностей и двигателей






Производство автотранспортных средств, их частей, принадлежностей и двигателей – новая индустрия экономики, которая занимает значительную долю в общем объеме машиностроения Казахстана.

Развитие национального автомобилестроения имеет мультипликативный эффект на другие отрасли экономики. Так, одно созданное в автомобильной промышленности новое рабочее место дает возможность создать еще от 3 до 11 рабочих мест в таких смежных отраслях, как металлургическая, химическая и электронная промышленность, металлообработка, производство запасных частей, транспорт и сфера услуг.

Емкость внутреннего рынка страны составляет порядка 5 млрд долл. США, из них 82% покрывается за счет импорта. Импортная емкость стран макрорегиона по приоритетным товарным группам превышает 70 млрд долл. США, из них порядка 30 млрд долл. США составляют автокомпоненты.

Ряд отечественных компаний заключили с Правительством Республики Казахстан соглашение о промышленной сборке, в рамках которого государством предоставляются преференции. При этом в рамках соглашения компании обязуются в определенный срок обеспечить выход на уровень развития, включающий более глубокие технологические переделы и освоение производства комплектующих.

Валовая добавленная стоимость сектора с 2008 по 2012 годы увеличилась в 5, 8 раз. В автопроизводстве занято около 2000 человек. Производительность труда с 2008 по 2012 годы увеличилась в 7, 5 раз и находится на уровне стран ОЭСР.

Экспорт сектора незначителен и по 2012 году составил 35 млн долл. США.

Таблица 33. Данные по сектору за 2008-2013 годы

Показатель 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г.
Машиностроение, млн тенге 301 386 281 310 376 184 536 876 687 235 853 923
ИФО к предыдущему году, % 89, 7 82, 5 133, 6 119, 0 116, 5 114, 6
Автотранспортные средства, их части, принадлежности и двигатели, млн тенге 13 565 6 347 15 768 35 404 78 423 156 563
Производство автотранспортных средств, трейлеров и полуприцепов, в % к пред.году 54, 0 36, 8 210, 6 210, 7 198, 3 178, 9
ВДС, млн тенге 5 989, 1 3 514, 4 8 003, 2 16 708, 0 34 615, 3 33 984, 0
Списочная численность наемных работников, человек 1 763 1 283 1 133 1 252 1 351 1 731
Производительность труда в РК*, тыс. тенге/чел.   3 398 2 740 7 064 13 346 25 623 -
Производительность труда в РК*, долл. США 28 101 18 463 47 922 90 145 170 484 -
Средняя производительность труда по странам ОЭСР, долл. США 82 915 75 482 83 368 90 822 91 293 -
Количество действующих предприятий           -
Уровень загрузки мощностей, %** 18, 3 9, 6 14, 3 22, 2 36, 9 -
Степень износа основных средств, % 21, 9 29, 1 32, 4 33, 7 30, 9 -
Инвестиции в основной капитал, млн тенге       12 550 2 234 9 468
Коэффициент обновления основных средств, % 4, 3 1, 7 4, 2 12, 7 14, 4 -
Наличие основных средств на конец года по первоначальной стоимости, млн тенге 1 813 1 647 1 660 1 923 2 861 -
Экспорт, млн долл. США 43, 8 35, 6 33, 1 41, 0 35, 1 44, 1
Импорт, млн долл. США 2 378 1 408 1 236 1 816 3 202 4 285

Источник: Агентство Республики Казахстан по статистике

к таблице 1:

примечание: *производительность труда рассчитана как частное от деления ВДС сектора на численность занятых в секторе;

**показатель расчитан АО «КИРИ» на основании статистических данных

 

Производство легковых автомобилей сосредоточено в Восточно-Казахстанской и Костанайской областях, грузовых автомобилей - в Акмолинской и Алматинской областях. Специальные и специализированные автомобили производятся в Западно-Казахстанской и Акмолинской областях. Прицепы и полуприцепы в основном производят в Жамбылской области и г. Алматы.

Стратегия дальнейшего развития автомобильной промышленности Республики Казахстан базируется на сотрудничестве отечественных компаний с мировыми лидерами, такими как General Motors, Hyundai, Kia, Peugeot, Renault-Nissan-Avtovaz, Skoda, Toyota, Iveco. Данная стратегия позволит Казахстану в кратчайшие сроки преодолеть существующее технологическое отставание, оперативно нарастить компетенции, что в дальнейшем позволит встроиться в глобальную автомобильную экосистему.

В производстве комплектующих для автотранспортных средств на мировом рынке лидерами являются компании Denso (Япония), Magna International (Канада), Aisin Seiki (Япония), Delphi Automotive (Великобритания), TRW Automotive Holdings (США), Valeo (Франция) с которыми будет проведена работа по их привлечению в Казахстан.

Ключевые проблемы сектора:

1) малый объем внутреннего рынка;

2) отсутствие крупносерийного[3] выпуска автомобилей;

3) низкий уровень локализации и добавленной стоимости;

4) отсутствие инфраструктуры в области технического регулирования;

5) отсутствие комплексной системы утилизации;

6) отсутствие доступных финансовых ресурсов;

7) невысокая покупательская способность населения;

8) нехватка кадров соответствующей квалификации;

9) слабое развитие научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (далее – НИОКР);

10) высокие транспортные тарифы на доставку транспортных средств по территории Республики Казахстан;

11) наличие технических барьеров при экспорте казахстанской продукции на рынок стран Таможенного союза (далее – ТС), зависимость от технической испытательной базы Российской Федерации в области технического регулирования и отсутствие возможности омологации.

Вступление Казахстана в ВТО налагает определенные требования к мерам государственной поддержки отечественных автопроизводителей.

Цель: создание конкурентоспособного крупносерийного производства автотранспортных средств и повышение уровня локализации.

Целевые индикаторы:

Реализация Программы позволит в 2019 году достичь роста экономических показателей к уровню 2012 года (таблица 34):

1) валовой добавленной стоимости в 4, 9 раз к 2019 году по сравнению с 2012 годом;

2) занятости не менее чем на 4, 8 тыс. человек;

3) производительности труда в 1, 1 раза в реальном выражении;

4) экспорта в размере 30% от объемов производства к 2019 году.

 

 

Таблица 34. Целевые индикаторы

№ п/п Целевые показатели Ед. изм. 2012 г. Отчет 2013 г. Ожидаемый Прогноз по отношению к 2012 г. 2019 г. к 2012г.
           
  Валовая добавленная стоимость* %   185, 5 201, 3 257, 6 310, 9 386, 8 411, 3 487, 1 в 4, 9 раза
  Численность занятых тыс.чел. 1, 4 1, 7 1, 5 1, 8 2, 0 3, 9 4, 2 6, 2 на 4, 8 тыс. чел.
  Производительность труда %   144, 8 181, 2 193, 4 211, 4 132, 6 133, 5 106, 9 в 1, 1 раза
  Стоимостной объем несырьевого экспорта %   125, 7 128, 9 135, 4 140, 8 149, 6 157, 6 168, 5 30% от объема производства ежегодно

к таблице 34:

примечание: * В сопоставимых ценах 2012 года

 

Задачи:

1) поддержка проектов, направленных на крупносерийное производство автомобилей;

2) создание собственной автокомпонентной базы;

3) стимулирование внутреннего спроса;

4) расширение рынков для реализации несырьевых товаров;

5) создание инфраструктуры технического регулирования;

6) совершенствование системы технического регулирования, направленной на повышение безопасности и качества продукции на внутреннем рынке, и преодоление технических барьеров на целевых экспортных рынках;

7) стимулирование создания комплексной системы утилизации;

8) повышение доступности финансовых ресурсов;

9) создание условий для повышения конкурентоспособности инфраструктурных тарифов;

10) обеспечение сектора автомобильной промышленности квалифицированными кадрами;

11) поддержка трансферта технологий и НИОКР в отрасли.

 

 

Приоритетные виды деятельности

В рамках Программы определены приоритетные виды деятельности (таблица 35).

 

Таблица 35. Приоритеные виды деятельности

ОКЭД Наименование деятельности
  Производство автотранспортных средств
  Производство кузовов для автотранспортных средств, трейлеров и полуприцепов
  Производство электрического и электронного оборудования для автотранспортных средств
  Производство прочих частей и принадлежностей автотранспортных средств и их двигателей
  Производство прочих транспортных средств и оборудования, не включенных в другие группировки

 

 

Приоритетные товарные группы

Приоритетным направлением товарных групп в развитии является производство автотранспортных средств, их частей, принадлежностей и двигателей (таблица 36).

Приоритетными проектами в области производства частей и принадлежностей автотранспортных средств с участием отечественных компаний, имеющих определенный потенциал, является производство: аккумуляторных батарей, электротехнических изделий, стекол, резинотехнических изделий, консистентной смазки, моторного масла, фильтров, тормозных колодок, текстильных изделий для обивки сиденья, а также других элементов экстерьера и интерьера.

Следующим приоритетным направлением развития является сервисное, инжиниринговое обслуживание предприятий сектора.

 

Таблица 36. Приоритетные товарные группы

КП ВЭД-6 Наименование товарной группы Импортная емкость внутреннего рынка, тыс. долл. США Импортная емкость рынков макрорегиона*, тыс. долл. США
  Кузова для моторных транспортных средств товарной позиции 8703 104 853 3 800 300
  Прочие части и принадлежности кузовов (включая кабины) 17 494 6 889 033
  Прочие части и принадлежности автомобилей товарных позиций 8701-8705 77 399 4 623 022
  Прочие моторные транспортные средства для перевозки грузов с двигателем внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия (дизелем или полудизелем) с полной массой транспортного средства более 20 тонн 280 869 3 394 797
  Амортизаторы подвески 45 941 2 131 760
  Надстройки (кузова, борты, фургоны) 21 214 438 232
  Цистерны для перевозки жидкости 15 491 163 078
  Грузовые автомобили с полной массой ниже 5 тонн 63 680 1 926 059
  Грузовые автомобили с полной массой выше 5 тонн до 20 тонн 65 297 1 154 475
  Автобусы 78 878 835 069
  Тормоза и тормоза с сервоусилителем, их части 27 878 2 147 263
  Колеса ходовые, их части и принадлежности 37 143 1 772 328
  Мосты ведущие с дифференциалом в сборе или отдельно от других элементов трансмиссии 18 977 1 584 348
  Прочие прицепы и полуприцепы для транспортировки грузов 80 779 1 291 690
  Рулевые колеса, рулевые колонки и картеры рулевых механизмов 8 502 2 338 362
  Сцепление в сборе и его части 10 456 680 500
  Глушители и выхлопные трубы 8 869 689 287
  Бамперы и их части 7 644 647 948
  Радиаторы 20 586 592 061
  Стартеры и стартер-генераторы 11 256 307 904
  Свечи зажигания 8 780 257 774
  Мебель для сидения типа используемых в моторных транспортных средствах 1 579 393 392
  Пневмоподушки безопасности с системой надувания, их части 3 620 719 656
  Распределители, катушки зажигания 3 106 218 194
  Ремни безопасности   190 373
  Оборудование электроосветительное или сигнализационные части   449 540

к таблице 36:

примечание: *страны макрорегиона: Армения, Азербайджан, Беларусь, Китай, Грузия, Иран, Кыргызстан, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Украина, Узбекистан.

 

Приоритетные проекты

В период с 2015 по 2019 годы планируется реализация ряда проектов в Восточно-Казахстанской, Костанайской и Алматинской областях, направленных на организацию крупносерийного производства, с выходом на проектную мощность в 190 тысяч автомобилей к 2019 году и производство комплектующих для достижения уровня локализации в 50%.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал